Ежи ГОФФМАН: «Сами решите, сказать мне спасибо или поставить к стенке и расстрелять»
Никто из журналистов и не напрягся, когда в фойе Театра кино имени Тараса Шевченко вошел старик в черном берете. Подошел к афише, близоруко вчитываясь в аннотацию к фильму, затем уселся на стул под стенкой, стараясь не привлекать к себе внимания. Первым сообразил какой-то фотокор: «Ребята, это же Гоффман!».
Чуть смущенная улыбка и ободряющий взгляд: подходите, не стесняйтесь! Только сразу предупредил: «О фильме пока ни слова. Если ваши кресла окажутся столь прочными, чтобы в течение двух дней высидеть четыре части, мою работу обсудим после показа. Тогда я предстану перед вашим судом, и вы решите сами, сказать мне спасибо или поставить к стенке и расстрелять».
«От Руси до Украины», «Украина или Малороссия», «Навеки вместе», «Независимость» — четыре части живого документального кино, жанра, от которого, в принципе, мы давно уже отвыкли. Четыре часа внятного, доступного рассказа об истории нашей страны с уникальными архивными кадрами... Позже, на встречах со зрителями, журналистами и историками, Гоффман будет настаивать на том, что он не собирался создавать краткий курс истории Украины. Но получилось именно так, и прежде всего за это ему огромная благодарность — от тех, кто проспал школьные уроки истории. Не в обиду учителям, свой «предмет» Гоффман доносит до невежд так доходчиво, лаконично и захватывающе, что в полупустых (увы, полупустых, несмотря на доступную стоимость билетов) зрительных рядах не спит никто.
«КОГДА СТУПКА СОГЛАСИЛСЯ ИГРАТЬ ХМЕЛЬНИЦКОГО, ЕГО СТАЛИ ОБВИНЯТЬ В ТОМ, ЧТО ОН ПРОДАЛСЯ ПОЛЯКАМ»
— Пан Ежи, почему вы, поляк, взялись вдруг за историю Украины?
— Прежде всего потому, что история — это мое хобби. В русском языке, правда, нет слова «хобби». Я заменю его другим: история — это мой за...б. И, если бы я не стал кинематографистом, обязательно стал бы историком. Когда я приступил к работе над фильмом «Огнем и мечом», я очень глубоко проштудировал историю казачества. Трудно было найти человека, который знал бы больше по этой теме, чем я. Мне говорили: «Зачем выкапывать топор войны между Польшей и Украиной?». Боялись ужасно... Звонит мне Квасневский, наш президент, и умоляет показать фильм, потому что через несколько дней премьера в Украине и он собирается ехать в вашу страну. Он хотел знать, что его ожидает.
Когда Богдан Ступка согласился играть Богдана Хмельницкого, его стали обвинять в том, что он продался полякам за польские деньги. Ну что ответишь тем, у кого (энергично крутит пальцем у виска)?.. Безнадежно больного не вылечишь. Пусть их лечат в закрытых дурдомах. После этого фильма ко мне стали обращаться: «Пане отамане», и это для меня стало самым важным. Я понял, что нужно сделать фильм о молодой стране, но далеко не самой маленькой в Европе. Это фильм-провокация.
— Почему же провокация? Ваш фильм, наоборот, сглаживает противоречия...
— Наш фильм — предлог для дискуссий. Очень хочется, чтобы, посмотрев его, молодой человек заинтересовался историей своего рода и своей страны. Когда люди не знают прошлого, появляются всякие «измы»: национализмы, коммунизмы... Я не собирался открывать никакие исторические тайны. Неважно ведь, происходят ли украинцы от египетских фараонов или индийских раджей. Достаточно того, что все мы происходим от Адама и Евы...
Мои предки прибыли в Польшу в XVI столетии через Германию из Испании. В городе Жолкве была целая династия раввинов по линии моей матери.
«РАЗДВОЕНИЕ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я МНОГО ВЫПЬЮ»
— А кем вы больше себя ощущаете — евреем или поляком и нет ли у вас раздвоения?
— Раздвоение бывает только после того, как я много выпью. А что касается моего внутреннего состояния, то я не приговорен к тому, чтобы быть поляком. Но я сделал для себя выбор: польский язык, польская культура.
Когда у великого польского историка Шимона Ашкенази, еврея, спросили, почему он не принял католичество, тот спросил в ответ: «Неужели для того, чтобы чувствовать себя поляком, я должен отказаться от своей религии?». Никто сегодня не знает, от кого произошел, и кого тут только не было, в Украине — греки, немцы, поляки, французы... В этом трудно разобраться. Важно, чтобы, живя и работая, человек чувствовал себя гражданином своей страны.
Я хочу, чтобы украинец, зная, сколько пережила его страна и как складывалась ее история, мог гордиться тем, что он гражданин независимого государства. И неважно, говорит он на русском, украинском или татарском языке. Я не могу относиться к тому, что происходит в Украине, как иностранец. Наши страны похожи, и мы отражаемся друг в друге, как в зеркале.
И ваши политики, и наши забыли, что значит благо государства, для них существуют только собственные интересы. Вы, так же, как и мы, спустя несколько месяцев после выборов начинаете сожалеть: какого черта я отдал свой голос за тех или за других! А если так, то о чем может разговаривать «оранжевый» сторонник с «синим»? И чем это закончится? Тем, что у одного под глазом будет оранжевый фингал, а у другого — синий.
— Мог ли снять такой фильм украинский режиссер?
— Да, если бы сразу после установления независимости ему выделили на это нужную сумму. Искусства без меценатства не существует. Если кто-то говорит, что только бедный художник может создать хорошее искусство, я советую этому человеку стать бедным и попытаться что-то сотворить. Может, у него что-нибудь и получится, но я сомневаюсь.
За фильм «Огнем и мечом» мы с Ежи Михалюк воевали 11 лет. И получили, наконец, кредит в банке — с 1939 года банки не давали кредитов на кинематографию! Отдали банку все, что имели, и победили. Если бы проиграли, стали бы нищими. Кредит мы вернули за шесть недель. Нам удалось найти понимание человека, свихнувшегося на Сенкевиче, — он был директором крупного пивоваренного завода с большими деньгами. Теперь мы независимые люди и можем позволить себе снимать любое кино.
«НАСТУПИЛ РАЗРЫВ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ ПОЛИТИКОВ И СТРАНЫ»
— Почему первым городом для премьерного показа вы выбрали Донецк?
— Мне было чертовски интересно побывать в Донбассе.
Приезд Ежи Гоффмана совпал с подготовкой к отключению в Донецке российских телеканалов. Невнятные объяснения чиновников от Нацсовета по телевидению и радиовещанию донетчане, как и жители других регионов, где люди сами хотят выбирать, что им смотреть, так никто и не понял. Через время признают: очередной перегиб, каких в истории было немало. Но чиновники уйдут, а Гоффман останется. Поляк еврейского происхождения, снявший фильм об Украине, вывел ее точную формулу: «Наступил разрыв между жизнью политиков и жизнью страны». И почему-то именно ему, а не охрипшим от дебатов политикам хочется верить:
— Неважно, кто у вас победит. Украина, я уверен, выкарабкается и обретет стабильность.
Кстати, Ежи Гоффман и его продюсер Ежи Михалюк (их дуэт успели окрестить «дабл Ежи») остановились в самом фешенебельном донецком отеле «Донбасс Палас», построенном Ринатом Ахметовым. Здесь же прошла и пресс-конференция, после которой журналисты не отпускали Гоффмана даже в лифте, и он терпеливо отвечал на вопросы, удерживая открытые двери лифта. Для того чтобы познакомиться и сфотографироваться с легендарным режиссером, в отель приехал бывший игрок клуба «Шахтер» Сергей Щербаков, уже много лет прикованный к инвалидной коляске. На вопрос, видел ли Сергей фильм «Украина. Становление нации», футболист ответил:
— Я все фильмы смотрю. У меня теперь нет другого занятия.
P.S. За помощь в подготовке материала благодарим рекламное агентство «BTV Company» и лично генерального продюсера Андрея Будяка.

Призрак оперы
Михаил КОЗАКОВ: «КГБ завербовал меня якобы для борьбы с иностранными разведками: надавили, и я сдался. Это мой грех, это всю жизнь мучило... Для начала мне поручили переспать с американской журналисткой. Она была очень красивая, и я... Я влюбился...»
Экс-солиста «Ласкового мая» посадили на шесть лет за убийство
Принц Чарльз отметил 60-летие
Наоми Кэмпбелл выходит замуж за российского олигарха
Григорий Лепс попал в реанимацию
Мадонна выдвинула бывшему мужу 12 условий для свидания с сыновьями
Павел ГЛОБА: «Кризис толком еще не начался. Настоящие проблемы ожидают мир с 2010 до конца 2020 года»
Николай Фоменко четвертый раз станет папой
Анна Снаткина выходит замуж за бывшего жениха Елены Кориковой
После бала
Ежи ГОФФМАН: «Сами решите, сказать мне спасибо или поставить к стенке и расстрелять»
Последняя пассажирка Императорского Черноморского флота 96-летняя Анастасия МАНШТЕЙН-ШИРИНСКАЯ: «Если бы мне предложили украинский паспорт, я бы не отказалась, но Россия вспомнила обо мне первая»
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги