Фарс-мажор
Ефим ШИФРИН: "Хазанов ушел с эстрады, громко хлопнув дверью. Потом вернулся, позвонил и, когда ему открыли, прокричал: "А вы - лепрозорий!"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 17 Ноября, 2004 00:00
В тесной и теплой компании отечественных юмористов Ефим Шифрин всегда стоял немного особняком. Он слишком талантлив и умен, чтобы смешаться с толпой, и слишком интеллигентен, чтобы демонстративно из нее выделяться.
"ПОЧЕМУ КАРДИОЛОГ - БЛАГОРОДНЫЙ ВРАЧ, А ПРОКТОЛОГ - НЕБЛАГОРОДНЫЙ? И ТОТ И ДРУГОЙ СПАСАЮТ ОТ СМЕРТИ"
- Ефим Залманович, как вы относитесь к жанру интервью?
- Артисты всего лишь люди, работа которых - изображать других людей. Ни в одном веке писаной людской истории эта категория населения не была так популярна. А сегодня из них сделали некое подобие оракулов: спрашивают их мнение о политике, устройстве мироздания, вытягивают из них прогнозы на будущее. У кого - у шутов, скоморохов! Их дело - играть на сцене!
- И хоронить их надо за кладбищенской оградой!
- Ну, это вы, конечно, хватили! Я же не призываю лишить их журналистского и общественного внимания вообще. Но мне кажется, что регулярные скандалы - яркий показатель того, что актеры занимают слишком уж много места в наших СМИ. Не нужно открывать и закрывать газеты и журналы их фотографиями, посвящать им развороты.
В стране - как моей, так и вашей, да некогда нашей общей, - очень много достойных внимания людей. И я говорю это без какого-либо кокетства и самоуничижения. Ведь кто-то что-то выдумывает, кто-то по-прежнему сидит с пробирками и колбами, кто-то учит детей. Но о них мало пишут в прессе, а поэтому о них почти никто не знает.
В результате наука наша субсидируется по остаточному принципу и фундаментальные научные исследования начисто лишены государственного интереса. Почему? Потому что учителя и ученые не поют на сцене под фонограмму и у них нет римейков? А какой-то салага, который всего лишь день назад появился в эфире, сидит в уютной телевизионной студии и рассказывает о своих взглядах на брак, устройство общества, перспективы развития страны и даже нефтедобычу! Зачем?! Кто он такой?!.. Извините, вспылил.
На просьбу дать интервью я всегда с готовностью соглашаюсь, потому что считаю это частью своей работы. Заниматься собственной рекламой мне вроде бы уже поздно.
- Кстати, как вы сами определяете жанр, в котором работаете?
- Развитой терминологии у того, чем я занимаюсь, нет. Жанр этот в глазах серьезных театроведов, приличных эстетиков и уж тем более культурологов как был презренным, так таковым и остался. У него какое-то промежуточное положение. С одной стороны, он имеет отношение к театру, потому что все-таки выступаем мы на подмостках. К тому же в наших текстах можно различить какие-то намеки на драматургию, во всяком случае, в них есть начало, середина и конец. Эстрадная литература, какой бы простой и примитивной она ни была, несет в себе какой-то рудиментик театра.
С другой стороны, мы, конечно, часть развлекательной индустрии. Мы находимся на стыке: одной ногой стоим в зверской коммуналке, называемой шоу-бизнесом, другой - в отдельной квартире после евроремонта, с которой я сравнил бы современный театр. И меня, кстати, этот терминологический вакуум совершенно не пугает. Но хотелось бы все-таки, чтобы в нашей работе было больше театра. А эстрадная драматургия в силу своей простоты все еще тянет нас туда - на площадь, к шутам и скоморохам. И в этом нет ничего стыдного.
- Хотя актер Шифрин все-таки ближе к драматическому театру. Не хотели бы попробовать себя в классической драматургии?
- Сыграть Отелло?
- Необязательно. Но, возможно, и Шекспира.
- У меня есть хорошая работа - в спектакле Романа Виктюка "Путана". Мы его два раза привозили в Киев. После одного из них сидим на банкете, и ваш известный политик Валерий Пустовойтенко, с которым я до этого не имел чести быть знакомым, вдруг встал и, посматривая в мою сторону, произнес тост. Сказал, что два года назад, попав на этот спектакль в Театре имени Леси Украинки, совершенно изменил свое отношение ко мне и теперь воспринимает меня как серьезного артиста.
Я расцвел, как майская роза! И не потому, что эти слова сказал чиновник высокого ранга. Для меня дорого было такое признание, потому что, как оказалось, я могу не только смешить. Вы знаете, что Эйнштейн в свободное от научных изысканий время играл на скрипке? Чтобы не сравнивать себя со столь великим человеком, приведу другой пример: бывает, люди не могут дождаться субботы, чтобы уехать на рыбалку или заняться дайвингом. Мое маленькое бегство с эстрады в драматический театр, по сути дела, то же самое. И слава Богу, что такое счастье у меня есть, к тому же мне за него еще и деньги платят.
- Но и на эстраде вы стараетесь выбирать для себя не комические, а трагикомические тексты?
- Когда тексты становятся трагикомическими? Когда они несут в себе хоть какой-то смысл. Комедию делает трагикомедией некая мысль. Если человек споткнулся и упал, это еще не искусство. Хотя я всегда говорил, что физиологическая составляющая юмора, от которой так презрительно отмахиваются высоколобые критики, достаточно велика.
"Юмор ниже пояса!" - презрительно цедят они. Господа хорошие, так ведь не я это придумал! И даже не Чарли Чаплин. Все произошло задолго до нас, на заре истории культуры. Глупо, конечно, ссылаться на Рабле и Аристофана, а не сошлешься, получишь по морде. Так заведено, что трагедия занимается верхом, а комедия - низом. Ничего зазорного в таком разделении нет. Когда я об этом говорю, мне всегда приходит в голову одно и то же сравнение: скажите, вот почему, например, кардиолог - благородный врач, а проктолог - неблагородный? И тот и другой не только лечат людей, но и иногда спасают их от смерти. Просто у них разные сферы применения знаний и умений. Я вообще не уверен, что у человека есть стыдные места. По-моему, нет. Все идет от наших представлений о том, что хорошо, а что плохо. Для одного народа "Камасутра" не повод для шуток и анекдотов, а часть культуры. А для другого ничем не прикрытое женское лицо - преступление. Все зависит от того, кому мы адресуем свои шутки. А запретных тем и тем более мест у человека я не знаю.
- А есть темы, на которые вы не стали бы шутить ни при каких условиях?
- Достойны осмеяния только приобретенные пороки, которые мы, зная что это плохо, в силах исправить. Например, глупость. Врожденные же свойства человека, которые ему самому доставляют страдания, кажутся мне совершенно невозможными для смеха.
Я не могу смеяться над лилипутами - это грешно! Наверное, надо знать меру, когда прикасаешься к каким-то национальным особенностям, будь то речь или поведение.
Сексуальный выбор человека тоже не предмет моего осмеяния, мне кажется, в ХХI веке уже можно разрешить каждому жить так, как он хочет. С некоторых пор очень осторожно - по понятным причинам! - стал шутить над старостью. Вообще, все эти правила можно не устанавливать. Свод запретов, таких моральных табу, идет не от ума, а от культуры каждого. Просто внутри тебя сидит штатный, вместе с тобой сформировавшийся редактор, который не позволяет тебе делать вещи недостойные. Это же происходит не на уровне инструкций и предписаний, а на уровне морали и этики.
"МНЕ НИКОГДА НЕ ПРИДЕТ В ГОЛОВУ, ИСПОВЕДУЯ СИЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ, ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ФЛИРТА"
- Невозможно обойти вниманием тему, которую с полным правом можно было бы назвать "синдромом Хазанова": несколько лет назад Геннадий Викторович ушел с эстрады в театр, а бывшие "коллеги по юмористическому цеху" до сих пор не могут ему этого простить.
- Говорить о прощении можно только в случае оскорбления. Но мне кажется, что в случае с Хазановым факт оскорбления налицо: своих бывших коллег он назвал лепрозорием. Возможно, у него и были счеты к жанру, которым он занимался. Но приличный человек в подобной ситуации поступил бы по-другому. Подождал, когда все присутствующие поднимут очередной бокал, и, воспользовавшись шумихой, по-английски покинул бы общество, которое ему столь неприятно. Так ушел бы я, если бы сделал для себя выбор. Так поступил бы, как мне кажется, каждый порядочный, культурный человек.
- Как ушел Хазанов?
- Образно говоря, громко хлопнув дверью. Потом вернулся, позвонил и, когда ему открыли, прокричал: "А вы - лепрозорий!". И снова ушел. Спустился на первый этаж, вспомнил, что забыл сказать нечто важное, и не поленился снова подняться наверх, чтобы выкрикнуть очередное ругательство. Честно говоря, это выходит за рамки моих представлений о приличии. Но вокруг Хазанова и его поступка сейчас действительно очень много возни, и тут я выделяю два очень важных момента.
Во-первых, обличая коллег, обвиняя их в пошлости и низком уровне выступлений (с чем я, кстати, никак не могу согласиться!), Геннадий Викторович забывает: такое представление об эстраде сложилось в 70-80-е годы во многом благодаря ему самому. Возьмите тексты его выступлений той поры: что-то я не помню, чтобы он читал наизусть Блока или Спинозу.
Уровень эстрадной драматургии Хазанова ничем не отличался от уровня его коллег. Я не говорю сейчас о степени его одаренности, это отдельный разговор. Поэтому, бросая камень в огород нынешней эстрады, хорошо бы помнить, что его щедро поливал, удобрял и заботливо растил сам Геннадий Викторович, поскольку долгое время был лидером среди наших юмористов. Это первое соображение.
Второе касается его нынешних драматических опытов. К его большому сожалению и моему огорчению, - правда! - говорить о его победах на поприще высокой драмы никому из серьезных театроведов в голову не приходило. Я, чтобы не уподобляться писателям, которые осуждали роман Пастернака "Доктор Живаго", не читая его, ничего не буду говорить на этот счет. Но я общался с критиками, актерами и режиссерами, которые с радостью шли на его спектакли, - они ждали перевоплощения, метаморфозы, новой грани в даровании Хазанова. И что же? Все они потом с прискорбием констатировали: весь предыдущий эстрадный опыт мешает ему освоить новое театральное поле.
Поверьте, я говорю это без злорадства. Один мой знакомый, побывав на спектакле, где Хазанов играет вместе с Инной Чуриковой, сказал, что впечатление приблизительно такое же, как от Баскова на фоне Монтсеррат Кабалье. Но что случилось, то случилось.
Мне просто кажется, что Гене надо раз и навсегда закрыть эту тему и перестать комментировать свой уход. И уж тем более не стоит все время произносить филиппики в адрес жанра, которому - и исключительно ему! - он обязан своим успехом. Ведь Хазанов прославился не на государственной службе, не в театре и не в кино. Вся его долгая успешная жизнь прошла на эстраде. А театральная, чего уж греха таить, пока обходится без фанфар и шумных восторгов.
Да, там есть интерес к диковинке "Хазанов в театре", но не более того. Но даже если ты успешен в театре, все равно не стоит выкрикивать ругательства в адрес квартиры, в которой ты - наверное, к счастью для себя - уже давно не живешь? Тем более что он мог бы долгие годы совмещать хорошую эстраду с неплохим театром без ущерба как для одного, так и для другого. Главное - не тянуть шлейф эстрады в театр и наоборот.
- Как вы?
- Мне кажется, участие в виктюковских и других антрепризах дает мне право так говорить. Я ведь прекрасно понимаю увлечение Гены театром: это существование совершенно другого градуса и наполнения, совсем другой кайф! Но мне никогда в жизни не придет в голову, исповедуя страстную и сильную любовь, отказаться от легкого флирта! Человеческой натуре свойственно стремиться испытать все. Например, я безумно люблю свою жену. Так что же я теперь даже одним глазом не могу посмотреть в сторону?! Особенно если для этого складываются благоприятные обстоятельства.
Выйдите на набережную славного города Ялты, посмотрите, какие девушки там ходят! А когда они еще и раздетые да духами облитые! Ну какой, даже самый верный, семьянин здесь устоит? То же самое происходит и с эстрадой. Как можно не замечать ее легкости, ее широкой аудитории?! А театр я, вслед за Гоголем, считаю (цитирую дословно) "кафедрой, с которой можно сказать миру много добра". И если тебе дают такую кафедру, слава Богу! Было бы добро...
"МОЮ "ЛЮСЮ" ВОСЕМЬ ЛЕТ ВЫРЕЗАЛИ ИЗ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ"
- Насколько вам дороги ваши старые эстрадные номера? Тот же Хазанов, например, не переносит даже упоминания о своем "Кулинарном техникуме".
- Вот тут я Гену вполне понимаю. Дело в том, что в советское время славу нам составили совсем не те монологи, которые мы любили, а те, которые были эфирными. Меня, например, с моей "Люсей" восемь лет вырезали и оставляли за кадром немногочисленных юмористических программ. И я уже настолько отчаялся, что в 83-м году согласился на урезанный вариант этого монолога. Можете себе представить: "Люся" - и то урезанная?! Обычную, совершенно не представляющую собой опасности бытовуху сократили ровно наполовину!
- Если не секрет, что именно убрали?
- Сейчас даже смешно об этом вспоминать. Ну, например, я звонил Люсе, когда она делала операцию. И то, что я ее отвлекал, вносило какую-то остринку, какой-то трепет от несоответствия ее и моих проблем. Но даже это не могло пройти. Поэтому у меня к "Люсе" приблизительно такое же отношение, как у Хазанова к "Кулинарному техникуму".
Вообще-то, стыдиться нам нечего, все мы - дети той поры. Но если бы все старые пленки вдруг засветились или пропали, вы бы не увидели меня плачущим. Да что там, сам бы засветил! Часто говорят: "Ты же сам это делал, никто тебя не заставлял. Чего теперь возмущаться?". Но поймите: когда спустя столько лет меня по-прежнему воспринимают только как мужа Люси, о существовании которой сам я успел уже позабыть, мне делается плохо. А с другой стороны, кто, кроме меня самого, может за это отвечать?
- Как вы относитесь к пародиям на себя?
- Поскольку я уже давно и, как мне кажется, безвозвратно ушел от маски "мужа Люси", пародий на меня сегодня практически нет. А отношусь я к ним так же, как и все: себя не узнаю, но делаю вид, что мне очень нравится.
"ОТ ЗАПРЕТОВ КАЧЕСТВО ЮМОРА ТОЛЬКО ВЫИГРЫВАЛО"
- Юмор очень сильно меняется с течением времени. Над чем, например, вы шутили до и после перестройки?
- В результате всех этих перестроек, перестрелок, переделов и переездов на разные квартиры случилась одна великая, на мой взгляд, вещь - мы обрели свободу. В том числе и свободу высказываний. Которая оказалась палкой о двух концах. С одной стороны, глоток свободы, который мы сделали в 85-м году, нас опьянил. А что может сказать пьяный человек? Он начинает болтать абсолютно все, что приходит в голову, порой нарываясь на неприятности.
С другой стороны, это ощущение свободы такое прекрасное, что теперь я его уже ни на что не променяю. Человек, который знает, что такое свободно дышать, ни за что по доброй воле не сунется обратно - в душную и тесную комнату. Хотя сейчас многие мои коллеги с тоской вспоминают о том времени, когда существовали редакторские ножницы, фильтры и шлюзы для всего, что игралось и произносилось на эстраде. Лично я совсем не тоскую по тем временам, но должен признать: от запретов качество юмора только выигрывало.
- А почему так получалось?
- Знаете, что такое эффект плотины? Реку перекрывают, сужают ее русло, и она становится настолько интенсивной, что может даже двигать турбины, вырабатывающие электричество. Так, система советской поры дала нам феномен Аркадия Райкина. Вспомните, о чем он рассказывал?
О каких-то слесарях, управдомах и прочих людях непонятного социального свойства. А мы за этими незамысловатыми сюжетами видели смелые намеки на несовершенство системы и даже на то, что "прогнило что-то в датском королевстве"!
А когда сегодня смотришь старые записи Райкина, общественный запал его миниатюр кажется немного наивным. Например, мои племянники его не понимают. Я начинаю спорить с ними, злиться, топать ногами. Потом прихожу к выводу, что бесполезно! Им куда ближе голливудские комики или нынешние кумиры российской юмористики, чем этот совершенно святой для нас старец.
- А свобода могла бы дать искусству актера, равного Райкину по силе дарования?
- Не знаю. Ужасно не люблю сослагательных наклонений, но раз уж вы склоняете меня подумать на эту тему... Думаю, такой актер мог бы появиться и при свободе, просто его искусство приобрело бы какие-то другие черты. А еще он вряд ли стал бы таким кумиром и властителем дум интеллигенции, как раньше. Дело в том, что нынешняя публика выбирает героев помоложе. Сейчас вообще трудно представить себе седовласого кумира. Миром правит голливудский стандарт! Посмотрите на звезд театра и кино, которые молодятся из последних сил, делают безумные пластические операции и через одного увлекаются фитнесом. Мир очень сильно помолодел. Он знает множество способов сохранить или хотя бы продлить молодость. И седовласые старцы уже не кумиры сегодняшнего дня. Вот "Фабрика звезд", молодежь, надевшая топы с оголенными пупами, - это да! Если они завтра начнут изрекать какие-то истины, их быстрее признают гуру, чем немолодого, пусть и умудренного опытом человека. Вообще, в этом феномене лучше разбираться людям, для которых анализ - профессия. Я же высказал вам всего лишь некоторые соображения по этому поводу.
- И тем не менее ведущие актеры и авторы юмористического жанра пришли из советского времени. Современность пока что ни одного великого имени нам не дала.
- Знаете почему? Да потому что разговорного жанра в том виде, в каком он сложился в советские годы и знамя которого мы - к счастью или к сожалению - до сих пор несем, уже не существует. Посмотрите, каким образом все сдвинулось в сторону гротеска и клоунады! Например, новые русские бабки - трансформация и клоунада, Гальцев - абсолютный гротеск и клоунада, Галкин и братья Пономаренко - чистая пародия.
Сейчас не время произносить завуалированные истины и прятать откровения за лукавством. Актеров, которые представляли бы сформировавшийся в советское время жанр эстрадного монолога, практически не осталось. А посмотрите, как уходит с эстрады читающий автор. Иногда под стук собственных каблуков, а иногда просто не выходит, потому что интерес к человеку с листочком в руках катастрофически гаснет.
- Как вы думаете, почему?
- Потому что достаточно открыть почтовый ящик, вытащить газету и все это прочитать самому. Сегодня на сцену вышел играющий актер. О чем это говорит? О беззаботности нашего времени. О том, что мы живем в обществе, в котором дышится легко. Между прочим, публика тоже изменилась. Простые люди чаще выбирают не театр, а ночной клуб. А Концертный зал имени Чайковского стал заповедным местом богатых меломанов.
Той интеллигенции, которая, вырываясь из своих КБ, НИИ и учительских, ходила на филармонические концерты, как на работу, уже нет. Мне кажется, что наше представление об интеллигенции в последнее время как-то размылось. Где эти люди, куда они рассредоточились? Частью эмигрировали, частью переквалифицировались, остальные, наверное, просто не могут никуда пойти из-за отсутствия денег. Но не все так уж плохо. И когда мне говорят о том, с каким трудом формируется в нашей стране средний класс, хочется спросить: "Ребята, а вы в окошко давно смотрели? Даже в небольших, неиндустриальных городах забиты все летние кафе, порой совсем не дешевые!".
Что-то в нынешней жизни мне нравится, что-то вызывает сожаление, что-то - отвращение, с чем-то приходится мириться. Но в целом ворчать по поводу наступающего дня я не могу. А когда кто-то из уважаемых и обожаемых мною старших коллег пытается иронизировать, в том числе в мой адрес (дескать, Шифрин пытается вписаться в повороты времени), хочется сказать: "Ради Бога, стой на пьедестале! Не сходи к нам, простым смертным!". Ну в самом деле, ворчащий памятник - это же ужас! Франкенштейн! Такого быть не должно.
"ТЕШИТЬ СЕБЯ ИЛЛЮЗИЕЙ, ЧТО СЕРИЙНОГО УБИЙЦУ МОЖНО ПЕРЕВОСПИТАТЬ, ДАВ ЕМУ ПРОЧИТАТЬ "МУМУ", - НАИВНО"
- Вы в последнее время много спортом занимаетесь. Это потому, что мир помолодел или просто зрителям хотите нравиться?
- Своим походам в зал я могу придумать любые красивые оправдания. Но лучше скажу вам правду: мне это просто нравится. Нет никакой другой мотивации. Один раз попробовал и подсел. Как в анекдоте про человека, которому нравятся помидоры: кушать люблю, а так - нет. Спорт действует куда лучше успокоительной таблетки, я уж не говорю о том, что он гораздо полезнее. Точно!
Был случай, когда разграбили охраняемый гараж и изуродовали мою машину. Водитель позвонил и рассказал мне об этом, теряя дар речи. Боялся, что я сейчас забьюсь в истерике: как, у меня же там столько всего было?! Но ничего такого не случилось. Я просто сказал: "Сережа, ты там разбирайся, оформляй все эти несчастья, а вечером мне позвонишь!". Тут же взял свою спортивную сумку, поймал на углу машину и поехал в зал. Поверьте, через полчаса я начисто позабыл обо всем, что по идее должно было измотать мне все нервы.
Начинаешь с железячками возиться, и все чувства притупляются, будто бы пилюлю принял: уже не больно! Да, все, что связано с какими-то материальными вещами, бытом, доставляет массу неприятностей. И терять нажитое трудом обидно и тяжело. Но если все уже случилось, что тут поделаешь? Я что, поймаю этих воров и потребую для них аутодафе? Или перевоспитаю? Нет, конечно! Так чего зря себя изводить?
- Как вы считаете, людей стоит исправлять?
- Абсолютно бессмысленно! Исправлять людей не надо. А вот выстраивать такую систему общественных отношений, при которой люди, живущие правильно, не страдали бы от тех, кто нарушает их покой, необходимо! И если в подъезде живет пьяница и дебошир, то, поскольку заставить его не пить невозможно, надо сделать так, чтобы он не отравлял жизнь окружающим. Пусть люди будут свободны в своем выборе. Хочет человек ходить в синагогу? Дайте ему такую возможность. Жить не может без гей-клуба? Тоже не препятствуйте! Обожает секс-шопы? Не лишайте его удовольствия, тем более что он все равно найдет способ оттянуться. И люди, которые хотят напиваться до состояния невменяемости, пусть делают это, условно говоря, в специально установленном месте.
Но вы меня от них отгородите, разведите нас по разным квартирам. Дайте мне возможность не встретиться в темной подворотне с Чикатило - вот и вся моя просьба. А тешить себя иллюзией, что серийного убийцу можно перевоспитать, дав ему прочитать "Муму" или "Хижину дяди Тома", по меньшей мере, наивно.
- Что же делать с преступниками?
- Я совершенный противник смертной казни, как бы меня ни убеждали в ее необходимости те, кто говорит: "А вот если бы твоего сына! А вот если бы твою дочь!". Считаю: не я дал человеку жизнь, не мне ее и отбирать. К тому же мне кажется, что нет наказания убийственнее, чем пожизненное заключение. И никакая смертная казнь с ним не сравнится. Нет "героев" уголовного мира, которые отбыли бы его сполна, как правило, они умирают гораздо раньше отпущенного им природой срока.
- Неужели ничего нельзя сделать, чтобы все мы стали хоть чуточку добрее?
- Можно и нужно. Наше общество должно изменить систему просвещения и образования, провести такую школьную реформу, чтобы школьники не делали безумного количества грамматических ошибок на вступительных экзаменах во все (!) вузы без исключения. Тогда, возможно, мир и изменится к лучшему. А менять каждого индивидуума в отдельности - глупая затея. Ваш земляк, Николай Васильевич Гоголь, наверное, очень расстроился, когда после первого представления "Ревизора" в Александринке не увидел утром изменившуюся Россию. Но зато написал "Театральный разъезд". Мысль о том, что никто и ничто не меняется, еще одно замечательное произведение.
- Что, кроме спорта, заставляет вас забыть обо всем?
- Очень люблю музыку, уж простите за банальное признание. Часто спрашивают: "А какую?". Отвечаю: "Кайфую уже от того, что она звучит!". Сегодня мы сидели в кафе на набережной Ялты, и тут поставили диск с записью этномузыки. Судя по тому, что ресторанчик был армянский, и музыка, наверное, того же происхождения. И я вдруг понял, что не могу есть.
Смотрю на своих собеседников - у них точно такое же ощущение. Бывают вещи, которые сильнее еды. Даже если ты очень голоден. Это хорошая музыка. Я, например, долго был глух к хорошей живописи. И это при том, что я очень впечатлительный, в кино или в театре хлебом не корми, дай поплакать. Могу разрыдаться даже над газетным очерком, если он меня задевает. А с живописью ну никак! Как я хотел ее почувствовать, как старался, учил изобразительное искусство сначала в училище, потом в ГИТИСе. Знал, конечно, кто из художников в каком году родился, кто что написал, но и только. И вот однажды меня проняло! В Пушкинском музее, где выставлял свою коллекцию один из музеев мира, - уж и не помню какой! - я вдруг увидел полотно Эль Греко.
- Неужели это была "Магдалина"?
- Нет, "Вид Толедо". Сразу понял: то, чего я так долго ждал, случилось! Как говорится, пробило. Оказалось, есть в живописи нечто завораживающее. Теперь-то я знаю, что любое произведение искусства - это наркотик: понюхаешь и еще хочется. Мне тогда было лет 25. Начал собирать картины. Руководствовался исключительно своим личным вкусом - покупал только то, что мне нравилось. И вдруг в это же самое время мне стали дарить картины, причем именно то, что мне нравилось. В результате сложилась коллекция, выстроенная по единому принципу, будто ее подбирал пристрастный искусствовед или коллекционер. Совершенно мистическая история!
- Верите в мистику?
- Всегда говорю, что нет. Но какие-то эпизоды в моей судьбе, выстраивающиеся в определенной зависимости и отстоящие друг от друга на много лет, убеждают меня в обратном. Хотя, возможно, все эти вещи как-то объясняются с материалистической точки зрения. Ну, например, стоит мне интенсивно подумать о человеке, выпавшем из моей жизни, поинтересоваться, куда это он пропал, и пожелать его видеть, как он тут же каким-то образом появляется. Интересно, что происходило это неоднократно и каждый раз - каким-то непостижимым образом: например, человек, живущий Бог знает где, вдруг оказывался в Москве или другом городе, в котором я на тот момент гастролировал. Почему? Не знаю! А как объяснить тот факт, что после часовой беседы с журналистом вдруг оказывалось, что она прошла просто так, исключительно для удовольствия беседующих, поскольку пленка в диктофоне осталась девственно чистой?
"МОЕМУ ЖЕЛАНИЮ СТАТЬ АКТЕРОМ В МОЕЙ СУДЬБЕ ПРОТИВОСТОЯЛО ВСЕ"
- Похоже, у вас просто очень сильная энергетика.
- Возможно... Но вот вам еще один пример. Я всегда знал, что совершенно нематериальные и необъяснимые нити связывают меня с мамой. Я лишился ее 12 лет назад, и казалось бы, степень моих дум о ней со временем должна гаснуть. Но мои сновидения, наоборот, все чаще и чаще возвращают меня к ней. И иногда очень странным образом. Она часто снится мне молодой, какой я не мог ее знать. Дело в том, что я поздний ребенок, родился, когда маме был 41 год, а ее фотографий в молодые годы у нас не было, они просто не сохранились.
И вот однажды в Израиле, в гостях у маминой младшей сестры, я увидел старые фотографии, на которых мама запечатлена молодой - это абсолютный персонаж моих снов! Как такое могло произойти?! Я же не антрополог и не мог наделить ее теми чертами, каких никогда не видел. Еще один пример - мое желание стать актером. Все в судьбе ему противостояло! И я, собственно, им уже не стал, поскольку после нескольких неудачных попыток поступить в театральный вуз успокоился в Рижском университете.
- Вы говорите об этом, как о смерти!
- Фактически так оно и было. Подумал: "Угомонись, чего уж там! Хватит с тебя трех неудачных поступлений!". Но я все равно знал, что буду актером! И что буду заниматься приблизительно тем, чем сейчас занимаюсь. И это несмотря на то, что я застрял в этом ненавистном университете! Так и случилось.
- И часто вы что-то заранее о себе знаете?
- Частенько. Когда-то меня, например, не приняли в Театральное училище имени Щукина, что при Вахтанговском театре. Но я почему-то был уверен, что когда-то обязательно буду играть на его сцене. Почему именно там? В Москве такое количество театров! Но вот была эта уверенность, и все тут!
Шли годы, смеркалось... У меня уже сложилась удачная творческая судьба на эстраде, меня знали не только у нас, но и в странах ближнего зарубежья, а также в русских общинах Америки и Канады. И однажды в моей квартире раздался звонок, это был Роман Григорьевич Виктюк. "Что у тебя в сентябре-октябре?" - спрашивает он. "А что?". - "Да я тут собираюсь ставить пьесу Альдо де Бенедетти "Я тебя больше не знаю, милый" в Вахтанговском. Завтра мы собираемся, и я хочу, детка, чтобы ты пришел: у меня есть для тебя роль!". И это после "Люси", после всей моей эстрадной репутации - вдруг такое предложение!
Спектакль шел семь сезонов при битковых аншлагах! Я это, разумеется, не отношу на свой счет, там играл весь цвет современного театра - Маковецкий, Максакова, Рутберг, Аронова. Но какую-то часть зрителей мог привлечь и ваш покорный слуга. Вот и скажите, есть этому событию рациональное объяснение? Нет в Москве театра, в котором бы Виктюк не ставил спектаклей. Так почему в этот раз он выбрал именно Вахтанговский? Почему однажды загаданное сбылось? Я ведь с ним своими надеждами и ожиданиями не делился.
- Для себя вы как-то все эти мистические истории объясняете?
- Когда сталкиваешься с вещами, объяснить которые не в состоянии, поневоле останавливаешься на пороге: трактовать их банально, по-шарлатански не хочется, а понять на уровне тонких материй невозможно. Проще всего сказать, что это совпадение. Но вот совпадение ли? Тем более что таких случаев в моей жизни действительно много.

Филипп КИРКОРОВ: "Алла мне говорит: "Не бери в голову - бери в рот!"
Ефим ШИФРИН: "Хазанов ушел с эстрады, громко хлопнув дверью. Потом вернулся, позвонил и, когда ему открыли, прокричал: "А вы - лепрозорий!"
Бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир КАЛИНИЧЕНКО: "Всесильный министр МВД СССР Щелоков принял решение о моем физическом устранении. В ответ на это Андропов приказал группе "Альфа" меня охранять"
На автомобиль Пьехи упал пьяный
Александр Градский отметил свой юбилей
Булдаков попал в аварию
Пахмутовой - 75!
Яна Табачника снова повысили в звании
Талькова убрала система?
На Ксению Собчак покушаются
Шнур дал пощечину своей любовнице Акиньшиной
Слава Зайцев выставляет всё!
Звездой телешоу станет человеческий труп
Вдова и дочь Визбора борются с пиратами
Дэвид Бэкхем подписал контракт с Голливудом
У Цискаридзе украли нижнее белье
Жанна Фриске пойдет под нож
Под прессом прогресса!
"Мы, короче, в театре. На Фила пришли посмотреть!"
Кшиштоф ЗАНУССИ: "Мой дедушка, глава фирмы бытовой техники "Занусси", считал меня странной обезьяной: он не понимал, зачем заниматься такой ерундой, как кино"
Дмитрий Гордон почти 40 минут раздавал автографы
Петька, о котором не сочиняли анекдотов
Как это делал сеньор Бернабеу
Андрей ДАНИЛКО: "Это же надо было так сэкономить на призах, чтобы мне, не последней артистке, подарить пластмассовую статуэтку!"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги