Теневые суслики, или Что ждет оппозиционный Кабмин Бориса Колесникова?
В одном российском постмодернистском фильме есть знаменитая реплика: «Суслика видишь?». — «Нет». — «И я не вижу. А он есть».
Всякое теневое правительство в Украине — как тот суслик, только наоборот: все его видят, а на самом деле его нет. Есть только амбиции, не подкрепленные знаниями. Или — что случается гораздо реже — знания, не подкрепленные амбициями.
По роду деятельности мне довелось наблюдать несколько теневых кабминов, и ни один из них не вызывал особого уважения, не говоря уж о желании внимательно следить за его работой.
Да и была ли она, работа-то? Теневой Кабмин Януковича с 2007-го по 2010-й всякий раз созывал журналистов на свои заседания. 15 минут спустя, зачитав все необходимые тезисы, прессу выпроваживали из зала. О чем беседовали за закрытыми дверями, было неясно, но выглядело это более чем глупо. Ведь разве не для того, чтобы нести оппозиционные идеи в массы, собирали журналистов?
Собранное в 2010-м по инициативе Юлии Тимошенко правительство Сергея Соболева удручало по другой причине: складывалось впечатление, что для значительной части министров участие в этом проекте было чем-то вроде «нагрузки по профсоюзной линии». Сидеть на этих заседаниях можно было без проблем, но сначала начались прогулы министров, а затем и сами заседания стали созывать все реже...
О наспех сколоченном «Свободой» в 2013-м «правительстве народной инициативы» и вспоминать как-то неловко: не было в этом замысле ни народа, ни инициативы, ни правительства. Был провинциальный партийный пиар под лозунгом: «А щас мы всем покажем, как надо поднимать эту, как ее... экономику!». Проект оказался не то что неудачным — мертворожденным.
Широко рекламируемое теневое правительство Бориса Колесникова наверняка захочет изменить эту унылую тенденцию. По крайней мере, медийных возможностей для этого у оппозиции хватает: телеканалы «Интер» и «Украина», газеты «Вести» и «Сегодня», радио «Вести». Надо полагать, не будут жалеть финансов и для работы с «дружественными» или нейтральными СМИ.
А вот дальше начинаются сплошные «Почему?» и «С какой стати?».
Почему ключевые посты в этом правительстве занимают министры правительств Януковича-Азарова? Колесников, Королевская, Грищенко, Папиев, Вилкул — до боли знакомые имена, и это только для затравки, ведь большинство имен пока не названо. Но есть ощущение, что после окончательной презентации ощущение дежавю станет совсем оглушительным. Может, тогда вообще выписать обратно в столицу Азарова, Арбузова, Клименко, Захарченко? Неужто скамейка запасных и относительно свежих лиц у Оппозиционного блока отсутствует как явление?
Создается впечатление, что в меру успешный результат на парламентских выборах помутил оппозиционным бонзам разум: дескать, голосовали не против нынешней власти, а за них, умных, красивых и обаятельных. Стало быть, пробыв столько лет в команде Януковича, можно войти в эту воду по второму, третьему, 25 разу.
Между тем даже озвученные имена заставляют покачать головой. Борис Колесников в народе если с кем-то и ассоциируется, то с гудящим Ринатом Ахметовым и ломающимися хюндаями. Дипломатический опыт Константина Грищенко внушает уважение, но авторитет его меркнет, стоит только рядовому украинцу вспомнить об итоговом еврообломе команды Януковича. Отсутствие у Александра Вилкула харизмы и умения формулировать не скроет даже тщательно культивируемая адвокатская бородка. Ну а увидев по телевизору Михаила Папиева, среднестатистический украинец хмыкнет: «А цього дядька я ще за Кучми пам’ятаю, от же ж пройдисвіти, ну і де ж ті молоді хлопці?».
Настоящих буйных мало в этой команде, вот что. Увлечь, убедить оппонента сможет разве что Вадим Рабинович, но и он мало подходит на роль кумира народных масс. Можно устраивать круглые столы, платить за телеэфиры и статьи, но если тебя зовут Наталья Королевская, то лучшей твоей тактикой будет молчание и грациозная улыбка. Но какое отношение это имеет к теневому правительству?
Ну и, пожалуй, главное: тезисы о мире и переговорном процессе, с которыми Оппозиционный блок полгода назад шел на выборы, стремительно устаревают, вернуться к мантре «Мы все-таки братские народы» точно не получится, тем более что у Владимира Владимировича явно долгосрочные планы на дестабилизацию обстановки в Украине. А на внутриполитическом фронте жесткую и, думается, успешную конкуренцию ОБ составит создающаяся на наших глазах ось Коломойский — «Самопоміч» — Ляшко. У этих ребят перед Оппозиционным блоком будет преимущество: они могут критиковать Петра Алексеевича, оставаясь при этом «своими» для электората Майдана. Да и красиво говорить они умеют куда лучше унылой команды им. Ахметова-Левочкина.
В общем, Колесников & Co, добро пожаловать в тень! Если вы, конечно, уверены в том, что сумеете впоследствии из нее выбраться.