Мухи от котлет. Как перестать верить политикам и начать их контролировать? Памятка для читателя
Не проходит и недели, чтобы в общественном транспорте, паспортном столе или интернете я не услышал злобный монолог о том, какие же они все-таки сволочи, эти политики. Стоишь и слушаешь, как возмущенный несправедливостью бытия голос вещает: «А как вам этот мерзавец N? На прошлой неделе у Шустера рассказывал, что за пенсионеров, обещал снизить тарифы. А сегодня проголосовал за повышение! Ну и как, спрашивается, этим подонкам верить?!».
В самом деле, как? Вопрос риторический, но ответить на него почему-то хочется. К счастью, всякий раз мне либо пора выходить из маршрутки, либо сотрудница паспортного стола протягивает нужную бумажку и я без промедления покидаю эту юдоль скорби.
Между тем политиков вблизи я наблюдаю много лет — и мне есть что сказать об их нравах и увертках. А также дать пару рекомендаций, как из толпы беспринципных мерзавцев отобрать нескольких более-менее сносных политиканов.
Итак, совет первый: не стоит верить политику, это первый шаг к тому, чтобы быть одураченным. Ибо всякий успешный публичный политик в первую очередь умелый актер. И его задача — заставить зрителя (сиречь избирателя) поверить в то, что перед ним стоит Штирлиц, Ричард III или Уинстон Черчилль.
Понаблюдайте за тем, как с трибуны Верховной Рады выступает Олег Ляшко. Его электорат — простые, не склонные к анализу, но заточенные под эмоции люди. Их стихия — нехитрая сельская мудрость, неприхотливый юмор с острым перчиком, забористая, со слезой, истерика. В общем, никакой интеллигентской зауми.
И Олег Валерьевич дает им требуемое. Любо-дорого смотреть, как на лидере Радикальной вздуваются жилы, напрягаются лицевые мышцы, как краснеет его лицо, летают в воздухе руки. И это тщательно культивируемое смачно-округлое «о», эта готовность надрывно пожалеть бедных и погрозить кулаком богатым: «А на шо та бабуся житиме, як ви у неї останню копійчину відбираєте?! І хто ви після цього?! Хапуги кляті!».
Или, играя желваками и тыча пальцем в сторону фракции КПУ, гневно вопрошать: «...А ти чого, губошльоп, під юбкою баби заховався? Іди сюди і розказуй, по чом Родину, сволоч, продав!».
Народ у телевизионных экранов ржет: надо же, чего учесал! Наш хлопец!
...Но вот оратор сходит с трибуны, идет к своим. Он уже вне кадра, ему не для кого играть, и он пожимает руки коллегам, будто баскетболист после удачного броска. На лице у оратора играет блудливая улыбка: мол, ну как я задвинул? Признайтесь, зацепил вас, а?
Или взять, к примеру, Юлию Тимошенко. Вы уверены, что эта, уже порядком поднадоевшая, экранная жертвенность, это надрывно-искреннее «Любі мої!..» — это настоящая ВОНА? Отнюдь. Юлия Владимировна в закрытом общении с журналистами — совсем другой человек: хлесткие формулировки, настороженные глаза, ироничная улыбка. Больше прагматики, недоверия, осмысленной желчи, и неудивительно, учитывая, через что ей пришлось пройти.
О тесном же общении в совсем узком кругу когда-нибудь напишут в мемуарах ее многолетние соратники. И тогда публике откроется третья Юлия Владимировна — цинично-откровенная, авантюрно-противоречивая, — при этом, если честно, куда более цельная, чем нынешнее ее ходульное телевизионное воплощение.
В своем лицедействе политики стараются выпячивать те качества, которые в них нравятся избирателю. Олег Тягнибок выпячивает челюсть, имитируя непреклонную решительность. Арсений Яценюк язвительно цедит, поблескивая стеклами очков, — такой себе яппи со стальным стержнем, яйцеголовый финансист с патриотическим нутром. Петр Порошенко давит на человечность и приверженность европейским ценностям — и как только, спрашивается, он со своим многомиллионным бизнесом жил таким идейным недотрогой при президентах Кучме, Ющенко, Януковиче?
Проблема в том, что если бы каждый из политиков соответствовал своей экранной ипостаси, мы бы уже жили в другой стране. А воз наш, одним колесом коснувшийся твердой почвы, тремя остальными до сих пор вязнет в болоте. Что это означает? То, что они нам постоянно лгут. А мы постоянно верим, прежде всего из-за мыслительной лени и нежелания позаботиться о своем будущем. Ну и потому, что сами привычны ко лжи, оттого и выбираем тех, кто техничнее сможет повесить нам лапшу на уши.
Ну хорошо, — скажет читатель. — Может, мы ленивы и любим приврать, но без нас-то на выборах не обойтись! Так как отличить полного популиста от половинчатого, на что-либо способного?
Отвечаю. Политика необходимо контролировать, причем делать это не по одному-другому ток-шоу, не по серии рекламных роликов, а лишь на длинной дистанции. Только так вы сможете отследить вектор движения той или иной политической силы. Только так сумеете определить, выполнил ли свое предвыборное обещание Иван Иваныч. А может, он даже и не пытался его выполнять?
Не буду от вас скрывать: такой контроль отнимает много времени и сил. На помощь придут веб-сайты политических партий, стенограммы заседаний Верховной Рады, отчеты общественных инициатив, интервью политиков, чтение изданий, специализирующихся на коррупции и лоббировании бизнес-интересов через политиков.
Дело хлопотное, но и внакладе вы не останетесь. От месяца к месяцу вы будете все увереннее разбираться в истинных мотивах, движущих тем же Иван Иванычем или Василисой Степановной. Их возбужденные эскапады на ток-шоу будут вызывать у вас досаду: вам будет понятно, что вас пытаются развести, отвлечь ваше внимание от куда более важных, структурных, дел.
Со временем вы достигнете такого уровня проницательности, что станете угадывать реплику политика еще до того, как он ее сказал и даже подумал. И не потому, что этот политик идеологически последователен, а просто вы наизусть выучили его шулерские уловки и ухватки. Выучили — и для себя решили: вот за этого голосовать никогда не буду!
Вы сами удивитесь тому, насколько быстро расчистится поле соискателей вашего голоса в вашей голове. Хотя, конечно, процесс этот сопряжен с многочисленными разочарованиями: дескать, вот в этом-то я был точно уверен, а он оказался...
Что поделаешь, знание умножает скорбь. Но разве это не здорово — знать, что развести вас у политиков вряд ли получится?