Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Хочется Дмитрию Гордону марафонского дыхания в журналистике пожелать, чтобы, моего возраста достигнув, он мог с полным правом сказать: «Я успел!»
Пока художник дышит, им движет яростное желание жизненное пространство расширять, и его творческая экспансия во всем проявляется: в освоении неизведанных территорий, в новых проектах, чтении лекций в университетах... В этом же ряду и большое интервью стоит, которое Дмитрию Гордону я дал: он журналист украинский, но для меня — связующее звено с бывшими соотечественниками, посланец страны, за которую 17-летним пошел я на фронт и дважды едва не погиб.
Когда тебе 90, между тобой и окружающим миром неизбежно болезни встают, слуховой аппарат и прочие невеселые, сопутствующие внушительному возрасту, обстоятельства. Дмитрий сумел эту стену разрушить, хотя, обращаясь через него к зрителям и читателям, сказал я, естественно, далеко не все, что мог и хотел. Мысль просто обрастает в процессе раздумий плотью, переходит в другие мысли, а истины в последней инстанции, кроме разве что самого Господа Бога, не существует.
Я понимал, что Гордона ко мне привело, поскольку и сам по природе человек любознательный. Помню, как в молодые годы постановка обучения общественным наукам в Академии художеств меня удручала: нынешняя молодежь, может, не в курсе, но о Ленине мы тогда от Сталина узнавали, о Марксе — от Ленина, о Дюринге — из «Анти-Дюринга» Энгельса. Я в конце концов на философский факультет МГУ поступил, но не потому, что между скульптурой и философией метался и выбирал, — просто, чтобы не остаться невеждой, всегда предпочитал знания из первоисточников черпать: мне кажется, такое же нежелание довольствоваться информацией из вторых, а то и третьих рук Дмитрия когда-то в журналистику подтолкнуло.
После интервью — не значит в результате, — но мне кажется, что наша беседа (а она была не только по украинскому телевидению показана и в «Бульваре Гордона» опубликована, но и в интернете широко разошлась) не последнюю роль в том сыграла, что через год в Екатеринбурге музей мой открылся — первый в России. Не то чтобы там спохватились, но...
По правде говоря, мои отношения с властями города, где 90 лет назад я появился на свет, складывались долгое время не лучшим образом. Еще в 87-м, когда на волне покаяния россияне обратились ко мне с просьбой память жертв сталинских репрессий увековечить, я предложил «Маски скорби» в трех столицах ГУЛАГа установить: в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге — в этом символическом «треугольнике страданий», и идею тогда приняли с энтузиазмом.
В творчестве современные новации и разные технологические возможности я никогда не использовал, как в Древнем Египте, работал — своими руками камень рубил, отливал бронзу. Можете только представить, какого титанического труда такой масштабный проект требовал, но от гонорара в 700 тысяч долларов, выделенного мне Ельциным, я отказался — еще и свои 150 тысяч вложил.
В Магадане монумент в 96-м открыли, а вот в Екатеринбурге так и не установили. Не важно, из-за финансовых проблем, протестов общественности или по библейскому постулату «Нет пророка в своем Отечестве» это произошло: главное — гипсовый макет в три с половиной метра, подаренный мною городу, разрезали и в подвалах художественного комбината, площади которого в аренду сдавались, засыпали мусором — говорят, некий предприимчивый бизнесмен решил, что позднее можно будет бронзовую скульптуру отлить и выгодно кому-то продать.
Сказать, что я обиделся, не могу — слово «обидно» здесь не подходит. Это предельно оскорбительно было — подобную боль я только в 45-м испытывал, когда домой искалеченный, с тремя выбитыми межпозвоночными дисками, на костылях вернулся. От боли даже заикаться начал, меня на морфий тогда посадили, но отец воскликнул: «Подохнешь! Пей лучше водку» — и каждый день я напивался по-черному. К сожалению, в силу возраста в 90-х мне этот послевоенный рецепт анестезии уже не годился, и мысли о проекте из головы выбросил, потому что они кучу энергии отнимали и сердце разрывали на части, а через 15 лет по моему настоянию макет был Челябинску передан (его, кстати, с судебными приставами забирали).
После 87-го, когда в Екатеринбурге место для монумента я выбирал, в Россию множество раз приезжал, но на Урале не был — снова погружаться в горечь и боль не хотелось. Это деструктивные чувства, а мне надо вперед двигаться, надо работать — можете считать посему, что земляков я по-христиански простил. Или на три буквы послал — в общем, думать о них просто себе запретил.
Своими вопросами Дмитрий Гордон вынудил меня этот обет нарушить: разве откажешься отвечать человеку, который специально за тысячи километров ко мне прилетел и за которого так мой друг Женя Евтушенко просил? Дмитрий побудил меня вспомнить детство, молодость, первую любовь, и, прислушиваясь к себе, я вдруг понял, что в почти бесконечной череде связанных с моим творчеством событий и рассыпанных по всему миру выставок болезненный есть пробел. Там мой родной город отсутствовал, а это пустое место ничто не заполнит, и когда снова из Екатеринбурга мне позвонили, я, как обычно, трубку не бросил. Гостя из Украины вспомнил и о ровесниках его уральских подумал, которым в годы перестройки и 20 не было.
В итоге художественный музей работает, ему уже второй год пошел... Жаль, что это случилось так поздно и на открытии присутствовать я не смог — после перенесенной нейрохирургической операции врачи дальние путешествия запретили, но моя жена Анна — она все-таки моложе — на Урале недавно побывала: на могилу моего отца Иосифа Моисеевича сходила, с музейной экспозицией познакомилась.
Признаюсь: до таких лет дожить я не рассчитывал — думал, что умру в 60 (хотя гены достались мне стойкие: мама и в 102 ясным умом обладала, писала стихи). Страха смерти не было у меня никогда, а сейчас не испытываю его и подавно: единственно, чего я всегда боялся, — не реализоваться: из-за этого в 76-м из Советского Союза уехал. Что ж, надо было спешить, и в 51 год начал с нуля...
Последовать моему примеру жителей постсоветских стран не призываю — наоборот, хочу от скоропалительных решений предостеречь. Мне распространенный советско-эмигрантский комплекс хорошо знаком, который в бешеном самоутверждении выражается, но еще более — в желании доказать, что активные, динамичные, предприимчивые люди уехали, а на Родине дураки и лентяи остались. Чушь! — активность свыше нам не дарована, а из социальной необходимости выживания рождается и может в самых разных областях проявляться — в искусстве, бизнесе, военных баталиях.
Читателей этой книги спешу уверить: история человечества именно у вас сейчас пишется. Возможно, судьба так распорядилась, потому что современные американцы на первых переселенцев, осваивавших когда-то Америку, мало похожи — они наименее желанию рисковать подвержены, и термины «страховка», «страхование» излюбленным выражением сути общества стали. К слову, читая в Колумбийском университете лекции о свободе и творчестве, я определение из детского букваря взял: «Свобода — это возможность идти куда хочешь», и тогда возникает вопрос: а куда? Судя по последним событиям, граждане Украины ответ на него уже знают.
Осознавая, что у каждого поколения свои трудности, проблемы, подвиги и преодоления, хочу посоветовать напоследок: не бойтесь рисковать! Мне жаль, что наша встреча с Гордоном не состоялась раньше, но если бы не было у Дмитрия авантюристической жилки, напористости, мы бы в пространстве и времени попросту разминулись. Кстати, несмотря на разницу жизненного опыта в полвека, общего у нас немало: в частности, судя по количеству уже записанных им интервью и изданных книг, он тоже скоротечность отмеренного нам времени осознает и потому спешит. Хочется Дмитрию Гордону марафонского дыхания в журналистике пожелать, чтобы, моего возраста достигнув, он мог с полным правом сказать: «Я успел!».
Новую книгу Дмитрия Гордона «Свет и тень» с автографом автора вы можете приобрести по почте.

Слава РАБИНОВИЧ: «Керри сказал Путину: «Если зайдете в Мариуполь, мы уложим в гроб 100 тысяч ваших военных, поставим Украине оружие и отключим SWIFT»
Бывший сепаратист, а сейчас боец АТО Николай ЦУКУР: «В феврале 2014-го Ефремов при мне говорил, что привез для жителей Луганска 70 тысяч паспортов России»
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Вы можете представить, чтобы в Великую Отечественную частный завод Сталина работал под Берлином, а завод Гитлера — под Москвой?»
Год президентства Петра Порошенко: успехи и провалы
Бывший советник президента России Путина Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Теперь мы, похоже, знаем персональный состав будущей «российской хунты»
Организатор «Марша за федерализацию Сибири» Константин ЕРЕМЕНКО: «Если Россия развалится, превратится в сплошной Лугандон с ядерными боеголовками»
Душа обязана светиться
Фотокорреспондент Сергей ЛОЙКО: «Юра пришел в себя и увидел, что сидит над телом русского солдата с обезображенной головой, вокруг кровь... Он забил его каской до смерти»
Реален ли дефолт в Украине и чем он грозит простым гражданам?
Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Хочется Дмитрию Гордону марафонского дыхания в журналистике пожелать, чтобы, моего возраста достигнув, он мог с полным правом сказать: «Я успел!»
Художественный руководитель Киевского театра русской драмы Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Мы пытаемся следовать фразе Вольтера: «Нация собирается в партере». Вот и стараемся собирать — и в партере, и на ярусах...»
И Швец, и жнец...
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ — коллегам из «Эха Москвы»: «Вы отдаете себе отчет, что из-за помощницы Венедиктова происходит непоправимое обрушение вашей коллективной репутации?»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги