Сквозь замочную скважину
Есть такое выражение: «Копаться в чужом белье», осуждающее демонстрацию интимных одежд и тайн посторонних людей. Но я все больше уясняю, что это фраза из прошлого — в прямом и переносном смысле. Другое время настало... Недавно в издательстве «Колибри» вышла монография Розмари Хотторн, подробно излагающая историю женских трусиков, которые автор считает самой поздней деталью дамского туалета. Представительницы слабого пола как-то обходились без трусиков несколько тысяч лет, упрощая себе жизнь и попутно способствуя естественному приросту человечества. Похоже, что издатели решили: сдерживать читательский интерес к упомянутому предмету больше нельзя и монография (она зовется «Неглиже», там еще есть про корсеты) закроет непростительные пробелы в нашем с вами знании.
Настырные издатели с редакторами предлагают мне узнавать немало нового. В украинской прессе одно время развивался шекспировский сюжет о кланах Монтекки и Капулетти в обсуждении вопроса, возможен ли роман депутата от Партии регионов с лидером противостоящего блока. Те, кто пишет об этом, считают, что нам с вами такие сюжеты интересны, тем более что сюжетов много и они не ограничены журналистскими экскурсами в тайны политической элиты. Иногда это неудержимые исповеди известных людей о своем сладком прошлом. Порой даже Пугачева, забывая о возрасте, симулирует романы с соседями по кулисе и вспоминает о прошлых увлечениях, не датируя их.
Другие поп-знаменитости менее скрытны. Певица Салтыкова рассказывает где только может о впечатлениях от интимных контактов с хоккеистом Павлом Буре, а бывшая киевлянка Лолита не так давно порадовала нас рассказом о том, как ей довелось переспать с собственным тренером по фитнесу, но при этом добавляет, что один из ее бывших супругов, Александр Цекало, все-таки лучше всех. Светская проказница Ксюша Собчак поспешила объявить, что полюбившийся ей владелец одной из радиостанций лучше ее прежних мужчин, а телеведущая Анфиса Чехова пообещала рассказать в своей передаче о всех любовниках, которых сможет припомнить, со всеми увлекательными подробностями.
Эпидемия словесного поноса продолжается. Сейчас я выбирал сообщения из вполне серьезных изданий, а есть же газеты и журналы, которые вообще пишут только об этом. На нас ежедневно рушится лавина принудительной информации на уровне солдатского трепа после отбоя в казарме. Разговоры захлестывают, вторгаясь не только в тему интимов, но и в круг новостей об их последствиях. Алсу сообщает, что опять забеременела, Орбакайте, напротив, отрицает факт своей беременности, а Смехова объясняет, от кого она родила ребенка, так подробно, что сразу возникают сомнения в указанном ею авторстве. Читать все это — не перечитать, но быстро надоедает...
Академик Иван Дзюба написал книгу, называющуюся «Порнократия», то есть «власть бесстыдства». В ней Дзюба в основном пишет о жизни общества, где политики разучились стесняться. Но любое общество цельно, и можно быть уверенным, что бесстыдство, разрастаясь на одном уровне, вторгнется и в другие. Уже вторглось. Взгляд сквозь замочную скважину стал делом обычным. Многие личные жизни выворачиваются наизнанку, а публичное перетряхивание простыней все больше выглядит как размахивание белыми капитулянтскими флагами. Но пока нам доказывают, что оценка любовников какой-нибудь певички должна быть в центре внимания, я вместе с Иваном Дзюбой уверен, что власть бесстыдства опасна. Возможно, куплю и прочту сочинение о неглиже, но никогда не поверю, что главное в человеке — трусики с их содержимым.