Мысли по поводу
Конец идолопоклонничеству
Валерий МИРСКИЙ 13 Июля, 2004 00:00
Свежим ветром перемен подуло на футбольные поля с южного побережья Балканского полуострова. Титулом чемпионки Европы впервые завладела вчерашняя неудачница турниров высшего ранга сборная Греции, освоившая под руководством немецкого специалиста Отто Рехагеля игру, непостижимую для традиционных фаворитов. В этом вся загвоздка.
УДАЛЬ КАНОНЕРКИ
Не пришлось услышать вразумительных комментариев, объясняющих триумфальное шествие команды Рехагеля, и от незашоренных наблюдателей. Зато еще и сейчас, когда безапелляционность успеха сборной Греции уже никем не оспаривается, все еще можно прочитать о некоем сожалении по поводу того, что в финале Португалия встретилась не с Чехией, а с Грецией. Мол, это нанесло ущерб эстетике игры миллионов.
Я не специалист изящного футбола, как и вообще чего-либо утонченного, поэтому не стану судить о материях такого рода. Рассуждая о футболе как о виде спорта, попытаюсь убедить читателей в несостоятельности любых попыток расценивать победы нового чемпиона Европы как-нибудь иначе, нежели итог реального соотношения сил на футбольном поле.
В свете устоявшихся представлений о футбольной иерархии произошло действительно нечто невероятное. Команда, до июля нынешнего года не имевшая в своем составе звезд мировой величины, после успеха в групповом турнире победила в течение девяти дней одну за другой сборные Франции, Чехии и Португалии с их алмазными россыпями игроков общей стоимостью под два миллиарда долларов. Ни с чем не сравнимая популярность футбола помогает понять, что это задело чувства, в том числе и эстетические, миллионов людей. Тем более что случившееся не объясняется привычными оценочными критериями силы и потенциальных возможностей команд.
Так, сборная Греции вовсе не взяла соперника измором как самая молодая и выносливая. Показатель среднего возраста футболистов Отто Рехагеля, выходивших на матчи финального турнира чемпионата, равен 28,7 лет, более высокий только у французов - 29,1. У остальных фаворитов он значительно меньший: Чехия - 26,9, Португалия - 26,6, Англия - 26,2.
Несравнимы и послужные списки выступлений в классных клубных командах у сильнейших игроков сборной Греции и ее основных конкурентов. В составе португальской сборной приняли старт в турнире шестеро свежеиспеченных клубных чемпионов Европы из "Порту" (Паулу Феррейра, Нуну Валенте, Риккардо Карвальо, Коштинья, Манише, Деку), еще шестеро представляли клубную элиту мира - мадридский "Реал" (Фигу), итальянский "Милан" (Руй Кошта), испанский "Депортиво" (Жорже Андрадо), итальянский "Лацио" (Фернанду Коупту), французский "ПСЖ" (Паулета). В распоряжении Сколари находились также Поштига из лондонского "Тоттенхэма" и шестеро игроков "Бенфики", вечной претендентки на любой из европейских клубных призов.
О французах и говорить не стоит, ведь всем известно, что среди партнеров кудесника Зидана - сплошь чемпионы мира четырехлетней давности и победители предыдущего чемпионата Европы. А в сборной Чехии на главных ролях - звезды итальянского "Ювентуса", немецких "Боруссии" (Дортмунд) и "Гамбурга", французских "Монако", "Марселя" и "Ренна", голландского "Аякса", английского "Ливерпуля", итальянских "Удинезе" и "Реджины".
Рядом с таким арсеналом тяжелого футбольного вооружения греческая дружина выглядела как канонерская лодка, затесавшаяся меж авианосцами. В команде Рехагеля восемь легионеров, и только пятеро играют в клубах с мировым именем - это защитники Деллас ("Рома") и Фиссас ("Бенфика"), полузащитник Карагунис ("Интер"), нападающие Харистеас ("Вердер") и Николаидис ("Атлетико"). Да и не каждый из них входил в минувшем сезоне в число основных игроков своей клубной команды. Харистеас провел в чемпионате Германии 24 матча из 34-х, Николаидис в чемпионате Испании - 22 из 38-ми, Деллас и Фиссас появлялись на поле по 14 раз соответственно в чемпионатах Италии и Португалии, а Карагунис и вовсе провел в чемпионате Италии 9 игр. Другие легионеры выступают за клубы нелегкой судьбы и скромных достижений: защитник Дабизас - в "Лестере", хавбек Яннакопулос - в "Болтоне" (оба - Англия), а форвард Вризас защищает честь "Фиорентины" в итальянской серии В.
Игроки же сборной Греции, выступающие за отечественные клубы, как выяснилось, не всегда получают регулярную зарплату. В частности, терпит бедствие и находится на грани банкротства клуб АЕК, делегировавший в сборную пятерых своих футболистов во главе с 34-летним полузащитником Теодоросом Загоракисом. Товарищи по сборной избрали его своим капитаном, а УЕФА признал лучшим игроком Евро-2004. Вероятнее всего, только теперь он не испытывает острой нужды в деньгах.
И вот такая команда победила всех фаворитов чемпионата Европы. Победила в спортивном отношении настолько убедительно, что теперь возникает проблема, где, в игре по каким канонам искать противоядие ее стратегии и тактике.
ГОЛИАФУ УМ НЕ НУЖЕН, ОН МОГУЧ, И ОН ЭСТЕТ
Считается, что расхожие нынче модели тактической организации игры сошли на футбольные поля с конвейера эволюционного процесса буквально вчера. По этому поводу можно сказать, что футбольные стратегия и тактика действительно эволюционируют, но мало того, что это процесс прерывистый, так он еще и ускользает от внимания основной массы тренеров. Обычно должно произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы тренерский корпус осознал: могут найтись и более эффективные способы тактической организации игры.
После изменения правила офсайда в 1866 году команды стали придерживаться тактической схемы 1-2-3-5, успешно справлявшейся с ролью канонической целых 59 лет. В 1925 году правило офсайда снова изменилось. Теперь игрок не считался в положении вне игры, если между ним и воротами находились двое, а не трое игроков команды соперников. Это дало громадное преимущество атакующим, голы посыпались как из рога изобилия, и пришлось выдумывать тактическую систему понадежнее. Таковой стала пресловутая "дубль-ве" - три защитника, два полузащитника и пятеро форвардов, двое из которых (инсайды) действовали ближе к линии полузащиты. Претерпевая различные модификации, эта система служила верой и правдой профессионалам и любителям вплоть до 1958 года, когда феерическая игра сборной Бразилии в финальном турнире чемпионата мира в Швеции склонила всех на сторону системы 1-4-2-4.
Через восемь лет сборная Англии у себя дома убедительно завладела мировой короной, играя по тактической схеме 1-4-4-2. Тренер английской сборной сэр Альф Рамсей использовал крайних нападающих в средней линии, и это понравилось его коллегам, отдающим дань такому качеству тактических построений, как надежность.
А в 1974 году сборная Голландии продемонстрировала на мировом чемпионате так называемый тотальный футбол - игру изо всех сил на каждом участке поля. Эффект достигался тем, что в атаку шел игрок любого амплуа, которому благоприятствовала для осуществления таких действий тактическая ситуация. Когда на половину поля соперников уходили в атакующий рейд защитники, оставленные ими зоны подстраховывали хавбеки и даже форварды, если они оказывались ближе к месту, где разворачивались события.
Вот тут эволюция тактики и приостановила свой бег, словно река, уткнувшаяся в каменную гряду. Конечно, изобретатели тотального футбола - или управляемого беспорядка, как изволили окрестить этот круговорот на футбольном поле коллеги-журналисты, - сослужили новинке плохую службу, так и не добыв ни разу мирового первенства. На чемпионатах 1974 и 1978 годов сборная Голландии была "всего лишь" второй. Но главное, видимо, в том, что игра по принципам тотального футбола требует умных футболистов с универсальной тактической и технической подготовкой. Найти таких сразу два десятка не всегда удается, а подготовить их надлежащим образом - дело не одного и часто даже не двух сезонов. Да и надо владеть соответствующей методикой, которая, увы, не издана типографским способом.
В общем, можно сказать, мировая практика уже добрые четверть века упорно отторгает принципы организации игры "все в обороне - все в атаке", что в известной степени провоцируется звездами всех масштабов - от вселенского до местечкового районного. Кто из них нападающий, тот не желает заниматься черновой работой по отбору мяча или там перекрытия каких-то зон, а кто прима-защитник, сидит себе в окопе и классно отбивает мячи - потеть в рывках на чужую половину поля и обратно ему ни к чему, публика и без того благоволит. В ходу все те же 1-4-3-3, 1-4-4-2 или 1-3-5-2, где есть четко обозначенные форварды и записные беки. Только у хавбеков задача всегда ультрасовременная - поспевать везде.
Но как не остановить реку никакой запруде - все равно обойдет и устремится к морю-океану, - так и футболу никогда не погрязнуть в рутине. Еще в 1974 году Валерий Лобановский и Олег Базилевич в силу крайней нужды и пытливой натуры начали ставить динамовцам Киева игру, усложнявшую требования тотального футбола применением коллективного отбора мяча. Прессинговали по всему полю в "двойках" и "тройках". В итоге - выигрыш Кубка кубков и Суперкубка УЕФА, титул лучшей спортивной команды мирового сезона - и полное непонимание тренерами, футболистами и поклонниками мюнхенской "Баварии", как она, клубная чемпионка Европы с четырьмя чемпионами мира в своем составе, могла уступить престижнейший приз двухсотрублевым недопрофессионалам.
А маститые соперники киевлян на всесоюзной арене, битые украинской командой во всех решающих матчах, обвиняли Лобановского и Базилевича в том, что они уничтожают красоту футбола.
11 лет спустя Лобановскому снова удалось найти по игроку, собрать и подготовить команду, запрограммированную на тотальный прессинг по всему полю и переход к атаке немедленно после отбора мяча, где бы это ни произошло и кто бы ни овладел мячом - центральный защитник или левый хавбек. При этом и в 1975 году, и в 1986-м подопечные Лобановского постоянно оттачивали умение использовать пространство поля - в зависимости от стратегической ситуации то отдавать сопернику территорию для обеспечения свободы в игре на контратаках, то забирать у него буквально последние метры его собственной штрафной площадки путем нагнетания силового давления. И в Киев был доставлен очередной европейский кубок.
Как все это похоже на события, разыгрывающиеся сегодня вокруг блистательного успеха сборной Греции. Никто из поверженных ею не в состоянии сообразить, как удалось Рехагелю и компании проделать с ними этот трюк. И опять обиженные кумиры публики пекутся о гибнущей красоте футбола. Голиафу ум не нужен, это понятно, но откуда эти заботы об эстетическом воспитании населения? Утверждая, что новые чемпионы Европы оскорбили их чувство прекрасного, ревнители игры "на чистых мячах" невольно пытаются прервать эволюцию футбольной стратегии и тактики. Но ведь это не беременность, аборт невозможен.
ГДЕ МУДРОСТИ НЕТ, КРАСОТЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
То, что происходило в последние десятилетия в мировом футболе, стоило бы охарактеризовать как застой тактической мысли. Это идеальные условия для бунта. И бунтарь появился - Отто Рехагель. Как в свое время у Лобановского и Базилевича, у него тоже под рукой не настолько искусные игроки, чтобы в соперничестве с сильнейшими командами мира и Европы гарантированно доводить каждую атаку до удара по воротам. Чаще всего мяч теряется на дальних подступах к удобным ударным позициям, и соперники получают возможность контратаковать либо разряженным пространством, либо имея численный перевес.
Но и у конкурентов имеются существенные недостатки. Прежде всего это неимоверно гиперболизированная в наши дни вера в решающее значение мастерства суперзвезд. С некоторых пор их содержание обходится в такие умопомрачительные денежные суммы, что поневоле уверуешь в их волшебное умение решать в одиночку судьбу матчей самой высшей сложности. В свою очередь звездный принцип комплектования команд ослабляет внимание тренеров к закреплению у игроков навыков коллективных действий в обороне и атаке. Специальные занятия заменяет обыкновенная сыгранность, нередко выражающаяся в том, что "подносчики мяча" совершенствуются в обслуживании лидеров.
Рехагель искал и нашел верные игровые средства, как дискредитировать это футбольное идолопоклонничество.
Не исключено, что ему действительно пригодились наработки Валерия Лобановского, который выступал со своим видением проблем организации игры на семинарах УЕФА. Но дело вовсе не в том, были ли знакомы Лобановский и Рехагель. Ясно, что это родственные души, обоим всегда претили затхлая атмосфера слепого подражания в футболе и смирение перед неблагоприятными обстоятельствами.
Как и положено современнику, Рехагель пошел дальше изысканий Лобановского 20-летней давности. Тренер сборной Греции три года разучивал со своими подопечными варианты коллективного отбора мяча, и все вместе они явно пришли к выводу о том, что это больше, чем тактический прием, - это футбол XXI века. Отсюда завидное разнообразие их способов лишать соперников пространства и мяча.
В первой встрече с португальцами команда Рехагеля выбила соперника из колеи привычной игры непрекращающимися атаками в момент приема мяча. Создалось впечатление, что хозяева турнира впервые в жизни столкнулись с такой неприемлемой для них манерой игры и утратили способность к осмысленным действиям. Неподготовленной оказалась и публика, решившая, что их кумиры пренебрегли соперником, и устроившая им шумную обструкцию. Хотя было видно невооруженным глазом: в тактическом арсенале сборной Португалии не имеется средств для успешного противостояния такого рода прессингу. Вряд ли это может служить извинением, когда речь идет о претенденте на титул чемпиона Европы, но подозрение игроков в зазнайстве отметает с порога.
Игру французов греки лишили обычной изобретательности главным образом за счет подвижной позиционной обороны, сочетавшейся с тактической изоляцией лидеров - Зидана и Анри. Оба были лишены возможности свободно принимать мяч, их партнерам мешали сделать передачу мяча - и игра у французов не получилась, так как для успеха индивидуальных атакующих действий им не хватало скорости и физической мощи.
А вот в полуфинале против чехов и в финале против португальцев команда Рехагеля развернула весь спектр своих тактических заготовок. Тут были и варьирование пространством поля в духе теории и практики Лобановского, и позиционные облавы на игрока соперников с мячом силами до четырех-пяти партнеров, и жесткий отбор мяча в "двойках" и "тройках", и силовое давление на оборону соперников в их штрафной площадке.
Не только журналисты, но и многие специалисты повторяют вслед за потерпевшими от греческой сборной на футбольном поле версию о "сильной обороне" команды Рехагеля. А кто-нибудь заметил у нее что-либо похожее на разделительную черту между обороной и атакой? Вспомните, как часто в полуфинале и финале греки вблизи чужой штрафной площадки внезапно набрасывались вдвоем-втроем на владеющего мячом соперника, отбирали мяч и тут же оказывались на ударных позициях. Разве возможны такие шансы, если дожидаться, когда захлебнется атака соперников и мяч отскочит к кому-нибудь из партнеров?
Нет повода и смысла выделять в игре команды Рехагеля "крепкую линию обороны". Там все крепкое, подогнанное и притертое, как часовой механизм. Этим команда Рехагеля и на сборную-то не похожа. Оборонительные действия начинаются сразу же после потери мяча, причем квалифицированно отбирают мяч по заученным тактическим принципам коллективных действий и форварды, и хавбеки, и беки - каждый, кто оказался в зоне эпизода. Мяч отобран - и после быстрого розыгрыша накоротке в одно касание между группой игроков, только что составлявших заградительный отряд, для мяча выбирается адрес на позициях, удобных для атаки или нанесения удара по воротам. Адресов всегда много - тренер приучил своих футболистов открываться для приема мяча немедленно после его возвращения. Это золотое правило футбола всех времен и народов. Кстати, понаблюдайте за игрой своих команд - много ли в них футболистов, которых можно "найти" передачей мяча в линию атаки?
У команды Рехагеля все 10 полевых игроков постоянно в движении, постоянно в игре, кто бы ни владел мячом, - к этому их понуждает не какая-то абстрактная обязанность, а система принципов избранной ими игры. На фоне этого футбола казались инертными, а порой и неумелыми все звездные составы, вставшие на ее пути к чемпионскому титулу. Устали все, только греки набирались сил от матча к матчу. У них в Эгейском море разлит эликсир вечной бодрости.
Ну а что касается красоты футбола, то каждый ощущает ее в меру своих требований к излюбленному зрелищу. Мне доставляло удовольствие следить, как в финальном матче Сколари и его португальцы пришли к правильному выводу, что прессинг выбивается только прессингом, однако сыграть на равных с командой Рехагеля не смогли. Потому что в освоении такой игрой отстали на три года.
БОЖЕ. ШОВКОВСКИЙ!!!
Профессиональная лига учредила Суперкубок Украины, и теперь у нас по части престижных футбольных призов все, как у футбольной державы. Не хватает, может быть, чего-то вроде Молочного кубка, хотя в наших условиях более реален Немировский кубок или какой-нибудь пивной. Только где взять для них приемлемые даты? Вот и вновь учрежденный приз разыгран после 12-14 дней подготовки к новому сезону, что по меркам футбола, привыкшего к многонедельному наращиванию мускулов в межсезонье, сравнимо с началом календарной игры в пять утра.
Но пока такова в Украине периодизация соревновательного и переходного периодов - из-за невозможности календарных матчей в зимний период летний перерыв между чемпионатами длится у нас всего три недели. Ни отдыха, ни подготовки.
Все это напоминается для того, чтобы мы с вами вошли в положение участников первого в истории футбола Украины матча за Cуперкубок и не удивлялись, почему они не рвали на сумасшедших скоростях газон главного одесского стадиона. Команды киевского "Динамо" и донецкого "Шахтера" с лихвой компенсировали отсутствие мощной энергетической составляющей крепостью бойцовского духа, да и крутизна сюжетной линии этого воистину футбольного сражения допрыгнула до недавно увиденного нами европейского уровня. Во всяком случае, там, в Португалии, команды не доигрывались до 20 послематчевых пенальти, и на Евро-2004 ни один решающий одиннадцатиметровый не был исполнен так остроумно, с таким артистизмом, как это удалось голкиперу киевского "Динамо" Александру Шовковскому. Бог и футбол наделили этого человека великолепными внешними данными и потрясающей координацией движений в сочетании с нервной системой, сработанной из титановых сплавов. Это с таких вратарей лепились образы аборигенов Олимпа.
Надеюсь, читателям и без меня известно, что матч за Суперкубок Украины "Динамо" - "Шахтер" закончился в основное время игры вничью - 1:1, а у барьера дуэлянтов-пенальтистов динамовцы взяли верх со счетом 6:5. Обе стороны не реализовали в общей сложности девять одиннадцатиметровых. Три удара парировал Шовковский, два - вратарь "Шахтера" Лаштувка, и четыре раза мяч со страшной силой просвистел мимо.
В спортивном плане игра была интересна обоюдным стремлением сторон к коллективному отбору мяча, футболисты охотно вступали в единоборства и вели их со знанием дела - до победного конца. Еще рано говорить об увязке всего этого в стройную систему, как у чемпионов континента. Но уже в прологе к новому сезону "Шахтер" и "Динамо" дают понять, что для них уроки Евро-2004 не прошли даром.
Дебют Суперкубка украсил календарь всеукраинских соревнований по футболу. Будут ли меняться сроки проведения этого матча (или матчей, ведь возможен вариант двух встреч), зависит от того, как скоро и насколько нам удастся раздвинуть узковатые рамки своего футбольного сезона. Проводить такой суперматч посреди тренировочного цикла, заполненного под завязку трехразовыми в день занятиями, конечно же, нерационально. Это верный путь, чтобы загубить дело.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter