Тележурналист "5 канала" Роман СКРЫПИН: "Каждый день в 8 утра Порошенко приходит в студию, садится рядом со мной и начинает рассказывать, о чем я должен говорить в эфире. Потом приходит Томенко... Да все приходят!"
Еще не так давно, на заре нашего независимого государства, объяснить за границей темным и некомпетентным людям, что такое Украина, можно было только при помощи "Динамо" (Киев).
Еще не так давно, на заре нашего независимого государства, объяснить за границей темным и некомпетентным людям, что такое Украина, можно было только при помощи "Динамо" (Киев). Если тусовка подворачивалась более-менее интеллигентная, на помощь приходил Тарас Шевченко или Александр Довженко. Хотя риск остаться непонятым все равно присутствовал.
И вот прошло совсем немного лет, как из унылой советской республики Украина превратилась в симпатичный брэнд. Неожиданно для всех и для себя мы прорубили окно в мир и не только благодаря своим спортивным достижениям.
Хотя, по большому счету, все наши основные победы затмила президентская предвыборная кампания, она же "помаранчевая революция", о которой сегодня знают даже дикари племени умба-юмба. Поэтому, когда в последнем блокбастере Стивена Спилберга "Война миров" внезапно прозвучало: "Украина погрузилась во мрак" (а речь в кино, между прочим, идет о далеком и страшном будущем), я поняла, что мы таки порвали всемирный рейтинг.
И вот очередное победное очко. На этот раз его принесли державе не поверите кто. Журналисты! Удушливым июльским днем в маленьком, но славном городишке Вашингтоне "5 канал" Украинского телевидения в лице молодого и отважного Романа Скрыпина получил 10-й ежегодный приз ОБСЕ "За Журналистику и Демократию".
Я не стану подробно объяснять, за что "5 каналу" дали приз. Чтобы не быть совсем уж голословной, уточню: дали за журналистику и демократию - понятия, до недавнего времени считавшиеся в нашей стране взаимоисключающими.
Сегодня уже скучно говорить о том, что революция, о которой никто никогда не подозревал, вершилась не на Майдане, а в мозгах. И когда перемены зацепили одну из самых безнадежных сфер - печатную и непечатную прессу, а журналисты стали уходить с насиженных мест, оставаться без заработка и отказываться от эфиров; когда на выхолощенном до предела, до маразма, до полного безобразия "українському телебаченнi" возник продукт с парадоксальным названием "канал чесних новин", Родина впервые удивила меня по-настоящему.
Я, идеологически безграмотная и беспредельно далекая от политики девушка, которую наш несостоявшийся президент смущал в первую очередь феноменальным количеством орфографических ошибок в одном слове, судила о положении страны по лицам ведущих "5 канала".
Каждое утро, нажимая одну и ту же кнопку пульта, я напряженно вглядывалась в Вересня, Шевченко и Скрыпина, пытаясь угадать, что меня ждет в этой жизни. Привычка не верить на слово, к сожалению, так быстро не проходит.
В прошлом году приз ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) достался россиянке Анне Политковской за ее сенсационные материалы о Чечне, в нынешнем - украинскому "5 канал", спровоцировавшему революцию в стране и в профессии и явившему собой, по мнению Президента парламентской Ассамблеи, конгрессмена Алси Хастингса, "пример журналистской работы".
По случаю победы "5-й" дал пресс-конференцию, транслировавшуюся в прямом эфире, где принимали участие как телезрители (по интернету), так и приглашенные журналисты (в студии).
Добрую половину телезрителей волновало в основном то, как "5-й" собирается осваиваться в условиях нарастающей конкуренции и существовать в новом формате, "когда фейерверки закончились". На что герой дня шеф-редактор канала Роман Скрыпин заметил, что существовать они собираются хорошо: "феєрверки нам не потрiбнi. Нам потрiбне нормальне життя". А по поводу конкуренции - так у "5-го" пока никаких конкурентов нет. Он по-прежнему единственный сугубо информационный канал, насыщающий зрителей новостями, и никаких изменений в этом отношении не предвидится. Вообще, Скрыпин, как человек словоохотливый, почти полностью забил собой эфир, отвечая на подавляющее большинство вопросов. А вопросы были разные.
Многих продолжает беспокоить загадочная фигура Петра Порошенко, формального хозяина канала. Дескать, если у канала есть владелец, то о какой независимости может идти речь? Кроме контактов с Порошенко, "5-му" вменяли в вину бесцеремонное поведение некоторых журналистов с гостями, предлагали телеведущим поменять имидж и исполнить оранжевый гимн "Разом нас багато" прямо на пресс-конференции.
Но, пожалуй, самым интересным вопросом, за который вполне можно дать какой-нибудь приз, стал вопрос о том, работает ли "5-й канал" по темникам? Слово для ответа вновь взял Скрыпин. "Кожен день о восьмiй ранку, - задумчиво изрек Роман, - Порошенко приходить до студiї, сiдає поруч зi мною i починає розповiдати, про що я повинен казати в ефiрi. Потiм приходить Томенко... Потiм... Та всi приходять!".
Напомню, что легендарный темник впервые обнародовал другой журналист "5 канала" Андрей Шевченко, показав его с парламентской трибуны. Да и сам "канал чесних новин" в свое время возник благодаря настойчивой инициативе Шевченко и Скрыпина, оставивших предыдущие места работы из-за политического давления.
Увы, больше Шевченко на "5-м" не работает. Ушел Вересень. Безусловно, это заметная потеря для канала, но не для телевидения в целом. Судя по всему, оно продолжает развиваться, и если Вересень с Шевченко востребованы в других местах - это нормальная динамика живого организма.
Cегодня "5 канал" уже не единственный, кто хочет вести "чеснi новини". За день до торжественного мероприятия на "5-м" состоялась презентация теленовостей "Первого Национального" - канала, за последние годы чем себя только не дискредитировавшего...
Андрей Шевченко надеется, что "Первый Национальный" очень скоро станет лидером отечественного телевидения |
Однако с приходом в феврале 2005-го нового президента народного депутата Тараса Стецькива на "Первом" начались принципиальные преобразования. В результате часть коллектива ушла, часть осталась, появился новый костяк, куда, кстати, вошел Андрей Шевченко, ставший вице-президентом НТКУ, полностью изменился дизайн студии и, что самое главное, подача материала.
Новости наконец-то будут рассказывать не пригожие чтецы-декламаторы, несшие тяжкое бремя ответственности исключительно за произношение и ударение в словах, а журналисты, сами разрабатывающие свои сюжеты и репортажи. В общем, сегодня у "Первого" много агрессивных планов, а основная цель - вывести канал в тройку лидеров, постепенно превратив его в настоящую визитную карточку отечественного телевещания.
А то, что наше телевещание становится амбициозным, ярким и креативным, однозначно. Правда, пока это относится лишь к информационным программам. Что же касается культурно-развлекательных... Не то чтобы их уровень оставлял желать лучшего. На мой взгляд, слово "уровень" применительно к тому, что вываливает на нас голубой экран в смысле развлечений, вообще неуместно. И если, как уверяют кем-то составленные рейтинги, спрос диктует предложение, а украинские культурные программы полностью удовлетворяют украинские культурные запросы, то очень может быть, что безумный Спилберг не ошибся со своими отвратительными прогнозами.
И последнее. "5-й канал" не просто похвалили в Америке. Ему дали 20 тысяч долларов. На всякие нужды. Так сказать, материальный эквивалент морального удовлетворения. В свою очередь "5-й" решил распорядиться деньгами с размахом - отдать их в качестве стартового фонда для основания ежегодной журналистской премии. Причем премия предусматривается исключительно для будущих акул пера - студентов, аспирантов и тех, кто не более года занимается этой ужасно прекрасной профессией.
Естественно, у премии должно быть название, и мне кажется, пока у нас есть только один человек, именем которого стоит назвать премию, предназначенную для начинающих журналистов. Сейчас фамилию этого человека вы можете смело упоминать на Западе, если хотите почувствовать себя украинцем. Можете упоминать, если вместе с гордостью вас не затопит стыд за свою страну. К слову, Украина уже второй раз получает премию ОБСЕ. Первым, в 2001 году, ее получил Георгий Гонгадзе. Посмертно.