Историк моды Александр ВАСИЛЬЕВ: «Через 25 лет мужчина будет предметом роскоши и обожания, игрушкой для дамы, а на земле воцарится матриархат»
«СЛАВЯНЕ ВСЕ ЕЩЕ РАВНЯЮТСЯ НА ПАРИЖ, ХОТЯ ТАМ МОДА В УПАДКЕ»
— Александр, народная мудрость гласит, что по одежке встречают. Но многие в Украине готовы с ней поспорить...
— И напрасно. Вы вспомните 1994 год, первое интервью, которое дал российскому телеканалу НТВ Леонид Кучма в ранге Президента Украины. Ведущий Евгений Киселев несколько раз продемонстрировал зрителям белые носки новоизбранного главы украинского государства. Это было некомильфо.
За границей подобный казус невозможен — там к государственному лицу приставлен стилист, отвечающий за его внешний вид.
— А первый Президент Украины Леонид Макарович Кравчук в интервью «Бульвару Гордона» вспоминал, как для первого визита в Соединенные Штаты вся делегация заказала костюмы у известного украинского модельера Воронина. И как же неуютно чувствовали себя наши государственные мужи, когда пришли на прием в костюмах из одинаковой ткани...
— На ошибках учатся. Украина постепенно приобщается к мировой практике. Кстати, уже известный за пределами страны образ панночки для Юлии Тимошенко придумала моя ученица модельер Айна Гасе. Премьер-министр Украины — первая женщина-политик из СНГ, которую напечатали на обложке глянцевого журнала Elle. Вот почему сейчас Леди Ю подражают не только на родине, но и в других странах Европы. Коса Юлии Тимошенко повлияла на развитие мировой моды. Теперь манекенщицы выходят на подиум с традиционной и некогда забытой прической.
Вообще, Гасе — самодельная стилистка. Не могу сказать, что она фрейлина, которая прошла все круги дипломатической карьеры и максимально осведомлена о требованиях протокола, но, видимо, Айна дает толковые советы главной леди украинской политики. Лидер БЮТ ввела в моду косу, стала носить кружева и приталенные платья с подъюбниками. Она обаятельная женщина с хорошим стилем.
— Кто еще из дам-политиков может служить образцом для подражания? На кого украинкам равняться?
— Политика мне неинтересна. Обращают на себя внимание София Ротару, Лариса Долина. Бессменный эталон стиля — Людмила Гурченко. Оригинальный образ у Ренаты Литвиновой и Тины Канделаки, со вкусом одевается Ингеборга Дапкунайте, а из мужчин — Максим Галкин и Витас.
— Вы в последние годы стали бывать в Украине: какое впечатление производят на вас наши модники и модницы?
«Представители сильного пола теряют свою изначальную функцию, постепенно становясь полом прекрасным». Со Славой Зайцевым |
— Многовато безвкусицы и вульгарщины, и винить в этом нужно себя и советскую власть. Уничтожили родовую аристократию, лишили общество носителей вкуса: одних расстреляли, других сослали в Сибирь, третьи сами эмигрировали. От березки и осинки не родятся апельсинки, а от двух картошек виноград не произрастет.
Большевики не позволяли людям многое: показывать и создавать моду, одеваться, как того хочется, покупать трендовый товар... Сегодня я вижу, что украинские женщины стараются быть модными, хотя гораздо интереснее и сложнее стать стильной. Мода и стиль — два совершенно разных понятия. Мода не сводится к фасону, она ветрена и капризна, направлена на забвение и саморазрушение. Мода — манера жить, зеркало истории.
— Кто же ее диктует в XXI веке?
— Не Париж, не Лондон, не Милан и не Брюссель. Как таковой столицы моды уже не существует.
— Интересно получается: свято место остается вакантным. Может быть, столицей моды станет Одесса?
— Ну что вы, это невозможно (усмехается)! Хотя в этом городе одеваются со вкусом. Я бы одесситкам поставил самую высокую оценку. И все же, чтобы быть законодателями моды, этого недостаточно — город должен стать космополитом. Творить модную среду нужно в питательном бульоне.
— Объясните, почему европейская мода переживает закат?
— Славяне постоянно равняются на Париж, хотя там мода действительно в упадке. Все кардинально изменилось в 2000 году с приходом на мировой рынок новой валюты — евро. Во Франции жизнь очень сильно подорожала, следовательно, покупательская способность снизилась. Обычная парижанка не следит за модой — на такую роскошь элементарно денег не хватает. Представляете, женская курточка-мини в бутике стоит не меньше полутора тысяч евро.
«ТОЛЬКО УМНАЯ ЖЕНЩИНА МОЖЕТ БЫТЬ ЭЛЕГАНТНОЙ, А ДУРОЧКИ БУДУТ ГОРНИЧНЫМИ»
— Тогда для кого создают дорогую одежду известные всему миру дома моды?
— Для новых, то есть богатых стран: Китая, России, Украины и Казахстана. Это идеальное место для сбыта продукции. Покупательницами становятся китайские миллионерши, русские и украинские богачки. 27 процентов товара класса люкс экспортируется в страны, возникшие после распада СССР, столько же — в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), 20 процентов — в Китай, 15 — в США, по пять — в Европу и Японию.
В Милане на центральной улице в каждом бутике вы встретите русскоговорящую продавщицу — это язык большинства клиентов. Поэтому мировые бренды, ориентируясь на безвкусного, но состоятельного покупателя, все чаще предлагают такое обилие стразов, перьев, блесток и вышивки. Итальянка так не оденется, а вот бывшая комсомолка считает, что это и есть настоящий шик. Бывая в странах СНГ, я наблюдаю дикую конкуренцию между женщинами, а побеждает та, что больше оголилась. Мужики клюют только на тело, ведь вкуса у них зачастую нет. В 40 они меняют женщину на две по 20, а в 50 — на три по 17. Грубо, конечно, но правдиво.
— Тут я готова поспорить. Далеко не все женщины норовят раздеться, многие хотят стать элегантными, просто не знают, как этого достичь.
— Армани правильно сказал: «Элегантность женщины — это ее ум». Только умная способна быть элегантной, а дурочки будут горничными. Когда выбираешь свой гардероб, нужно думать не о том, что добавить и приколоть, а что убрать и отколоть.
— И именно этому вы учите на своих семинарах. Значит, за деньги можно купить даже вкус?
— Нет, нет (машет руками)! Он впитывается с молоком матери, это генетическое понятие. Хотя и камень можно огранить. Вкус надо развивать — ходить не только на мои лекции, но и в музеи, на выставки, посещать картинные галереи, слушать оперу, смотреть балет и драму. Познавайте разные формы искусства, не замыкайтесь на интернете, фаст-фуде и дискотеках.
— Ваши ученицы — жены министров, дочери и племянницы олигархов, бизнес-леди. Эстету Васильеву не очень скучно с женщинами такого круга?
— Отнюдь! Они платят достаточно денег, мне нравится звон золотых монет и хруст долларов. А вы думаете, владелица металлургического завода на Урале может быть глупа?! Конечно, некоторые состоятельные дамы стараются скупить как можно больше марок и брендов, но это — ширма их собственной беспомощности. Как-то одной своей студентке я намекнул, что не стоит в вуз ходить в шубе из шиншиллы. Она согласилась: «Поняла, завтра в норочке!».
— В одном гламурном журнале обратила внимание на платье от кутюр а-ля бурка. Чем этот кавказский милитаризм можно объяснить?
— В модных асфальтовых оттенках предчувствую надвигающуюся войну. Хотите, я спрогнозирую, что именитые дизайнеры покажут в ближайшем будущем?! На подиум выйдут модели в черкесках, бурках, бронежилетах, широких брюках темных цветов. В коллекциях не исключаю наличие противогазов или оружия. Главная тема — кавказская война, так что увидим и сросшиеся брови, и забинтованные руки.
— Неужели украинкам пора бинты закупать?
— Зима 2008-2009 будет угрюмой. Приветствуются оттенки: черный, серый, лиловый, баклажанный, изумрудно-зеленый. Сочетайте черное с белым, лиловое с черным, серое с черным, зеленое и синее тоже с черным. Длинные волосы постепенно выходят из моды, приходит прическа «каре» и челки.
В макияже главное — яркие тени. Должно быть побольше черной кожи: пальто, куртки, юбки. Обувь на огромной платформе с массивными каблуками, а колготы следует носить непрозрачные, темные. Сумки по-прежнему больших размеров, чтобы в них смог уместиться и лэп-топ, и газовый баллончик, и три мобильных телефона — вы ведь все теперь деловыми женщинами стали! Подкладные плечи — символ милитаризации общества, думаю, они надолго вошли в моду. А вот бусы, наоборот, вышли, теперь как можно больше должно быть цепей.
— Но ведь все это уже было раньше...
— Кардинально мода поменяется только тогда, когда убьют практически всех мужчин и начнется бешеная конкуренция между женщинами за сильный пол. Так было и после Первой, и после Второй мировой. Планета долго жила спокойно, мальчики хотят поиграть в войну. И если все пойдет по грустному сценарию, о моде придется забыть на какое-то время.
«Хочу открыть Музей моды имени Васильева в Москве — тогда буду абсолютно счастлив». Александр Васильев и Валентин Юдашкин |
— Александр, мы с вами все время говорим о женщинах, а что самое модное в мужчине?
— Тело. Всем нравятся накачанные плечи, грудь, рельефная мускулатура. Даже в Париже можно увидеть мужчину с оголенным торсом. Моден тот, у кого красивое телосложение, вот представители сильного пола и теряют свою изначальную природой отведенную функцию, постепенно становясь полом прекрасным. Кажется, лет через 25 мужчина будет предметом роскоши и обожания, игрушкой для дамы, воцарится матриархат.
Обратите внимание: уже никого не удивляют розовые джинсы или платья защитного цвета. Галстук, как я прогнозировал еще в начале 90-х, исчез. Это элемент ретростиля, который надевают в Верховную Раду или на похороны. Скоро умрет и воротник — он нужен был лишь для галстука. Будущее за трикотажным воротником или за китайским и индийским воротником-стойкой.
Кстати, после триумфа Китая на Олимпийских играх и победы на конкурсе «Мисс Вселенная» в моде восточный тип женщин и мужчин: раскосые глаза, темный цвет волос, стрелочки. Блондинки отдыхают. В конце XXI века в Финляндии умрет последняя натуральная блондинка, а через лет 60 цвет кожи у человека будет бледно-шоколадным.
— Наверное, через какое-то время людям сложно будет поверить, что на земле жили светловолосые, белокожие девушки.
— Вполне возможно, хотя стыдно не знать своих корней. Поражаюсь, что современная молодежь понятия не имеет, где похоронены их прадеды. Я всегда нахожу время прийти на могилы родных. Меня вообще с Украиной многое связывает. В Одессе, в 1913 году, в Оперном театре пел мой двоюродный дедушка Иван Поликарпович Варфоломеев. Он был тенором. Мои родственники мечтали побывать в Одессе — поэтому, собираясь сюда, я взял с собой их фотокарточки (Васильев протягивает старинные, подписанные с обратной стороны фотоснимки своих предков).
— Говорят, вы заядлый коллекционер. А каким образом пополняете свою роскошную, в 10 тысяч предметов, коллекцию старинных вещей?
— (Улыбается). Я каждую ночь сижу в интернете — одежду покупаю. Вот вчера приобрел французское платье 1879 года из черной тафты за полторы тысячи долларов. Интернет — потрясающая штука, но не все, что там предлагается, ценно. Повторюсь, нужно обладать подкованным вкусом, чтобы не клевать на все подряд.
— Значит, вы человек далеко не бедный?
— Ну что вы, я очень жадный. Экономлю на всем: многие товары, будь это предметы первой необходимости или хорошее вино, покупаю на распродаже во Франции.
— В Украине вряд ли встретишь богача или звезду шоу-бизнеса на распродаже... Что о них подумают?
— Стыдно должно быть тем, у кого ничего нет за душой. У меня же есть все. Я хочу открыть Музей моды имени Васильева в Москве. Тогда буду абсолютно счастлив. Важно, чтобы моя коллекция не пропала.
Я предпочитаю вкладывать средства в истинные ценности. А свои деньги честно заработал.
— Вы сказали, что в Париже все в шесть раз подорожало за последние годы, а украинские цены вас не пугают?
— По мировым меркам они вполне обычные, по российским — низкие...