В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Народная артистка России Клара НОВИКОВА: «Если мы перестанем голосовать за дураков, когда-нибудь появится общество, в котором мужчина вновь станет мужчиной!»

Татьяна ДУГИЛЬ. Специально для «Бульвар Гордона» 18 Июля, 2008 00:00
В Ялте увековечили знаменитую тетю Соню. Бронзовый бюст самой известной героини Клары Новиковой добавился к «Микрофону Кобзона», «Портфелю Жванецкого» и «Жилетке Арканова» на аллее возле концертного зала «Юбилейный»
Татьяна ДУГИЛЬ
Смех сквозь слезы и слезы среди смеха — высшая точка, которой может достигнуть комический актер. Фарс, комедия, плавно на протяжении двух часов переходящие в драму, трагедию и обратно, — высший класс искусства. Не случайно рыженькую девчонку с грустными глазами, коренную киевлянку Клару (урожденную Герцер) в свое время сразу же заметил и отметил председатель жюри всесоюзного конкурса артистов эстрады Аркадий Райкин. Выпускница киевской студии эстрадно-циркового искусства и ГИТИСа, актриса Московского театра миниатюр, возглавляемого Михаилом Жванецким, обладательница профессиональной премии «Золотой Остап», Клара Новикова планку качества юмора не опускает.

«НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ — НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛЮДИ ИМУЩИЕ»

— Все чаще женщины берут на себя мужские обязанности: стремятся не только поддерживать огонь в семейном очаге, как им предначертано, но и содержать, обеспечивать домашних. Роль мужчины, «главы семьи, добытчика почти сошла на нет, он превращается в некое на диване лежащее «бревно». Что вы об этом думаете?

— Не мужчины виноваты, что такими стали! Общество. Оно сделало мужчину человеком, который не в состоянии прокормить, обеспечить семью, не в состоянии содержать женщину... Поэтому она и взваливает всю ношу на себя. Только в последние годы мужчине дали возможность выбрать, сделать, самому что-то организовать — до этого он ведь был совершенно бесправным существом!


«Мне нравятся умные, сильные мужчины... Глупый мужчина не может быть великодушным, не может простить, ему не дано услышать женщину»



Мужчина может быть хамом, лентяем, кем угодно в любом государстве — это от общества не зависит. Но у нас они были инфантильны оттого, что не умели заработать. Все равно, как ни крути, деньги дают силу и свободу. Как и возможность ухаживать за женщиной, приглашать ее всюду, делать подарки, выполнять любой каприз.

Только сейчас, разучившись делать это по вине государственной системы, мужчины начинают вновь осваивать эту науку. И может, если мы не будем идиотами и перестанем голосовать за дураков, когда-нибудь появится общество, в котором мужчина вновь станет мужчиной. Не тем, конечно, который может, извините, кулаком и в морду дать, а мужчиной в самом высоком смысле, предначертанном ему природой.

— Вы верите в рыцарей?

— Рыцари и гусары, между прочим, были всегда имущими людьми, никогда не чувствовали себя стесненными материально. Кстати, рыцари, ограниченные в своих финансовых возможностях, но дающие фору в другом, более ценном, есть и сейчас. Мужчины настоящие — это не обязательно люди имущие... Но материальная независимость, повторю, делает их свободнее.

— Кроме материальной стороны, что еще вас привлекает в представителях сильного пола?

— Мне нравятся великодушие и снисходительность.

— Умение прощать?

— Не прощать, а желание понять. Нравятся сильные, умные. Понимаете, глупый мужчина не может быть великодушным, не сможет простить, ему не дано услышать женщину...

«БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ НЕКРАСИВОЙ — ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Смешить — трудная и традиционно мужская профессия. Насколько я помню, до вас успеха в ней добилась лишь Мария Миронова. Как чувствует себя в этом амплуа Клара Новикова?

— Почему же только Мария Владимировна Миронова? Была замечательная Рина Зеленая, была прекрасная Елизавета Ауэрбах. Многие женщины пробовали, но никогда их в нашем жанре не было много. Потому что профессия достаточно сложная.


«Михаил Жванецкий как-то сказал: «Женщина должна быть красивой, чтобы ее могли не только слушать, но и видеть»

Есть и еще один нюанс. Как говорил Жванецкий: «Мы привыкли, что женщина должна быть красивой, чтобы ее могли не только слушать, но и видеть».

Где вы, например, видели некрасивую поющую женщину? Она всегда может одеться во что-нибудь такое, что и некрасивую красивой сделает. У юмористов же такая профессия, когда не надо бояться показаться некрасивой. Все женщины, которых я перечислила, — не боялись. Поэтому и состоялись.

Огромная ответственность — брать на себя роль некрасивой, но обаятельной. И мне хотелось всегда, чтобы все понимали, что не бывает некрасивых женщин! Если женщина некрасива, ей обязательно дано нечто другое, в чем она прекрасна.

Поэтому я чувствую себя в своем амплуа замечательно и всегда чувствовала — даже в тяжелые времена, когда хотелось все бросить: маленький ребенок, нужно за ним, за мужем, за домом присматривать, а работа такая — то на гастролях, то на съемках, то на репетициях...

Дома почти не бывала. Хорошо, хоть во многом помогал муж (он у меня журналист), не отступал. Ценил мое стремление любую свободную минуту провести с ним и с ребенком. Понимал, что я очень люблю свою дочь, но для меня сцена — тоже моя дочь. До сих пор, выходя на сцену, прошу: «Господи, помоги!»...

— К слову, о доме... Знаю, что вы не едите мяса. Какое ваше любимое блюдо?

— Я давно вегетарианка и предпочтение отдаю вегетарианскому борщу. Но просьб, как анекдотом «от Никулина», «поделиться рецептом от Клары Новиковой» — не люблю. Это — банальность. Да и что такое вкусовые пристрастия? Сегодня могут нравиться ромашки, завтра — розы. Вчера были по душе одни духи, через какое-то время понравятся другие. Пять лет назад носила одежду одного цвета, сейчас смотреть на него не могу. Все меняется...

«МОЯ ТЕТЯ СОНЯ — ОДИНОКИЙ СТАРЫЙ ЧЕЛОВЕК»

— Поэтому и не будем сбиваться на банальности. Кажется, в одном из выпусков «Аншлага» услышала, что любимый ваш сценический образ — тетя Соня. Почему?

— Образ этот — один из многих. В программе тетя Соня занимает ровно столько же места, сколько другие персонажи. Просто так случилось, что ее полюбили зрители. Тетя Соня, взрослый человек, уже пожилая женщина, позволяет себе откровенно и открыто говорить обо всем то, что думает.

Ей — единственному женскому персонажу — я разрешаю высказываться о политике, давать какие-то свои оценки. Она у меня может позвонить кому угодно! Брежневу и Ельцину — на тот свет, Путину и Медведеву — на этот. Звонит ли в самом деле — непонятно... Она одинокий старый человек, и этим все сказано. Чтобы не чувствовать себя одинокой, придумывает себе всякие занятия, а потом рассказывает о них.

Тетя Соня — мой любимый персонаж еще и потому, что в ее собирательном образе отчасти и мои мама с папой, и многие люди, которых в нашей стране становится все меньше и меньше. Они уезжают, уходят...

— Это правда, что папа хотел видеть вас врачом?

— Да. Я ведь мечтала об этом чуть ли не с младенчества. Да и не сильно вроде пошла против родительской воли — никто особо не настаивал на профессии врача. Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать профессию сам. Чтобы потом никого не укорять: мол, вся жизнь сломана. Многие родители-артисты противятся, когда их дети собираются поступать в театральный, зная, насколько зависимая и тяжелая эта профессия. Я дочери не препятствовала, если ребенок хочет — надо пробовать. К счастью, она передумала, пошла в университет, на отделение театра историко-филологического факультета.

— Не решилась, наверное, повторить судьбу «девчонки с грустными глазами»... Кстати, почему даже в моменты, когда публика смеется, ваши глаза остаются грустными?

— Не знаю. Такие вот они — глаза моего народа.


«Тете Соне — единственному женскому персонажу — я разрешаю высказываться о политике, давать какие-то свои оценки...». С Борисом Ельциным



— Извечная способность всех жалеть и понимать, всем прощать? Иногда кажется, что вы действительно очень жалеете своих героинь — наших, все еще очень советских, женщин. А какими женщинами вы восхищаетесь?

— Всеми! Любыми! Им очень нелегко живется. К женщинам отношусь с огромным уважением, все мои персонажи (нравятся они кому или нет) хорошие, все похожи на реальных женщин. Я вообще особо ценю умение быть женщиной, оставаться ею в любых ситуациях, в любых жизненных условиях.

Я хочу поднять женщин в их собственных глазах, вытащить из будней, хочу, чтобы после концерта мужчина сказал своей спутнице: «Какая ты красивая!», обнял ее, поцеловал... Попытался услышать ее душу...

Впрочем, часто мы слушаем, но не слышим. Это моя концепция — поднять на среднем обывательском уровне мужчину, показать ему женщину рядом, заставить по-новому воспринять ее. Но во многом это зависит от самого мужчины. На концертах я постоянно наглядно это демонстрирую, как скупы наши мужчины на ласковые слова и на неординарные поступки.

— А что вы думаете об эмансипированных представительницах слабого пола?

— Мне импнируют деловые женщины, элегантные, ухоженные, умные, которые могут быть слабыми и понимают, что можно иногда гордость свою прятать, а иногда ее обнажать. Нравятся сильные — слабых никто не понимает. Ведь на самом деле на женщину столько возложено, что она слабой быть не имеет права. А в идеале мне нравятся красивые, романтичные женщины...

— А какой вы считаете себя?

— Я — профессионал и считаю, что в одной женщине столько всего намешано... В разных ситуациях она может быть разной, иногда в течение часа ласковой, нежной, кроткой и разъяренной тигрицей.

— Напоследок стандартный вопрос: мечта Клары Новиковой?

— Моя мечта — новая программа, новый выход на сцену в новом качестве. Все время быть неожиданной — вот моя мечта.

— Это в работе. А в жизни?

— Все взаимосвязано. У меня нет жизни без работы, а работы без жизни.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось