Игорь ЛИХУТА: «Страха нет и не было. Лишь возмущение, что какие-то сволочи добиваются своих целей столь бесчеловечным способом»
Продолжается расследование причин взрыва, случившегося в центре Минска во время празднования Дня независимости Беларуси. Напомним, в ночь с 3 на 4 июля в столице братской страны во время выступления Таисии Повалий в гуще народа взорвалась самодельная бомба, начиненная гайками. Разлетевшийся во все стороны металл ранил более 50 человек, в том числе двух граждан Украины и двоих детей — пяти и шести лет.
Один из очевидцев, находившийся в 20 метрах от взрыва, рассказывал, как «увидел женщину с ребенком — у нее все бедро было в крови. Люди без сознания, окровавленные, падали на заграждения, их уносили родственники, милиция или медики...».
Из искалеченной ноги ялтинца Алексея Тяглова, видеоинженера, приехавшего в Минск на съемки фильма «Птица счастья», белорусские врачи извлекли несколько гаек. В ту ночь от шока Алексей не сразу почувствовал боль, поэтому после взрыва отбежал метров на 30 и метался от одной «скорой» к другой.
Пенсионерку из Симферополя Наталью Корниенко заслонила от осколков сестра, получившая три сквозных ранения ноги и травмировавшая руку.
В основном жертвами «хулиганства» (по этой статье квалифицируют минское ЧП) стала молодежь от 19 до 25 лет, у большинства — осколочные ранения ног и рук, грудной клетки и брюшной полости. «Пострадавшие имеют ранения различной степени тяжести, есть и тяжело раненные, однако погибших нет», — заявил по горячим следам министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов.
Позже санитары больниц, куда привезли жертв, рассказывали, что из людей достали «мешок гаек»... Инцидент случился в 0.25 по местному времени — в разгар гала-концерта, на котором присутствовал и белорусский президент Александр Лукашенко.
Только что отгремел праздничный салют, а на сцене как раз пела народная артистка Украины Таисия Повалий. По счастью, ни сама Тая, ни ее супруг Игорь Лихута, ни члены ее коллектива (18 человек балета и музыканты), ни коллеги — Олег Газманов, Лев Лещенко, группа «Чайф» — не пострадали.
В толпе, по разным оценкам, присутствовало от 200 тысяч до полумиллиона минчан и гостей города. Однако поняли, что произошло, лишь те, кто оказался возле самого эпицентра. Люди, находившиеся метрах в 50 от взрыва, узнали о ЧП только из утренних выпусков новостей (сообщалось также и о втором, не сработавшем взрывном устройстве). Остальные продолжали подпевать любимым артистам, пританцовывать под громкую музыку и хлопать в ладоши. Чтобы не допустить массовой паники и давки, концерт не прервали, хотя и сократили на полчаса.
«Бульвар Гордона» обратился за комментариями к очевидцу, мужу и продюсеру Таисии Повалий Игорю Лихуте.
— Тая выступала сразу после Олега Газманова, — рассказал Игорь. — Бомба взорвалась в промежутке между ее песнями «Мама Мария» и «Одолжила». Честно говоря, сильно я не испугался, ведь практически после каждой Таиной песни устраивали пиротехнические эффекты. Взрыв случился примерно метрах в 300-400 от сцены. Обычный хлопок, правда, он был намного громче звучавших за сценой. Ни огня, ни дыма — лишь звук.
Видимо, сработал защитный рефлекс — я аж присел за музыкальным пультом, где мы стояли со звукорежиссером (у меня традиция: во время Таиного выступления всегда нахожусь за пультом).
— Толпа забеспокоилась?
— Нет, никакой паники не было, народ продолжал веселиться. Шоу не остановили, чтобы не допустить второй Ходынки. (Как известно, во время давки на московском Ходынском поле 18 мая 1896 года по случаю коронации императора Николая II погибло 1389 человек и 1300 было искалечено. У Минска уже была своя «Ходынка» — в 1999 году, когда в подземном переходе станции метро «Немига», неподалеку от места нынешнего взрыва, в толпе были затоптаны 52 человека. — Т. Ч.).
Тая стояла лицом к людям, а я — к ней, поэтому видел, как от сцены цепочкой побежали десятки омоновцев, затем милиционеры. Стало понятно, что появились проблемы...
— Таисия признавалась: когда увидела, как люди в костюмах разом куда-то направились, подумала, что это президент Лукашенко идет к ней на сцену и сейчас она с ним потанцует...
— На самом деле, охрана не могла пройти прямо к месту взрыва — нужно было обойти толпу по кругу. Это ЧП настолько нехарактерно для Беларуси и Минска! Зрители не могли себе представить, что произошло нечто чрезвычайное.
— «Скорых» съехалось много?
— Сначала их не было вообще, кроме двух, постоянно дежуривших на массовых гуляниях. Просто невозможно было въехать в толпу людей, кроме того, от сирен и мигалок среди эмоциональной молодежи могла начаться давка. Со временем омоновцы сделали коридор, куда заезжали медики.
Возвращаясь с концерта на своей машине, мы увидели, как мимо пролетело четыре или пять «скорых», а уже утром в теленовостях посмотрели репортаж с места событий и поняли, насколько все серьезно.
— Игорь, не страшно после случившегося ездить на гастроли и выступать под открытым небом?
— Страха нет и не было. Лишь возмущение, что какие-то сволочи добиваются своих целей столь бесчеловечным способом!