Мир на распутье
То, что 75 лет назад Голодомор выкосил миллионы крестьян, не желавших идти в колхозный сталинский рай, знают все. Но надо запомнить и то, что это не был случайный поворот судьбы.
Речь шла о стратегии развития огромного государства, о большевистском плане спасения от экономической катастрофы, потрясшей страну, разваленную революционными фантазерами. Теперь в процессе строительства светлого будущего часть советского населения вымарывали голодом, часть предстояло загнать в концлагеря и расстрелять, и только для остальных, самых преданных, власть обещала отдаленное, но зато немыслимо прекрасное будущее.
Собственно говоря, в наших краях никогда не случалось, чтобы хорошо жили все одновременно или чтобы приличную жизнь даже обещали всем сразу, так что все было по исторической логике. Тогда, три четверти века назад, начинал осуществляться второй пятилетний план, и Сталин, которому еще не исполнилось 54 лет, был в полном расцвете сил, он только еще разворачивался, укрепляя собственное всевластие.
В последний день февраля того же, 1933 года, в Берлине вступил во власть свежеизбранный канцлер Германии 44-летний Адольф Гитлер. Иосиф Сталин объявлял себя интернационалистом, созидающим социализм, а Гитлер — национал-социалистом, задумавшим строить еще одно общество социальной справедливости. На пути к цели у Сталина были классовые враги, которых он уничтожал без пощады, у Гитлера — национальные, и он постоянно называл их, для начала милостиво предлагая национальным врагам, то есть евреям и цыганам, убраться из его страны. Те, кто не успел, опоздал, и позже люди, не сумевшие сразу поверить в озверение соотечественников, пошли в крематории Освенцима, Майданека и Дахау.
Две огромные европейские страны, строившие социализм в собственных разновидностях, предложили человечеству свои очень похожие пути выхода из кризисов — методом поиска врагов и беспощадного уничтожения оных. Из сталинской страны к этому времени разбежалось огромное количество лучших умов, понемногу обживавшихся в других странах. Из гитлеровской тоже бежали Альберты Эйнштейны и Томасы Манны. В мире было очень тревожно.
За океаном тогда же, всего на четыре дня позже Гитлера, вступил в Белый дом 32-й президент Соединенных Штатов Америки 50-летний Франклин Делано Рузвельт. Его страна, казалось, была развалена экономической депрессией до основания. Толпы бездомных и безработных бродили по дорогам Америки. Надо было искать выход из этого кризиса. Рузвельт начал с социальных проектов: программ помощи беднякам, с банковской реформы, введения централизованного контроля над многими областями экономики. Он никого не обвинял в бедах Америки, кроме тех людей, которые не хотят работать как следует.
Каждую неделю президент в радиопередачах разговаривал со своим народом, откровенно отвечая на самые сложные вопросы. Иммиграция в страну продолжалась, несмотря ни на что, и сортировать иммигрантов по принципу «свой — чужой» никто не собирался. Выделялись кредиты и субсидии для фермеров, которые взялись накормить страну, были введены так называемые номера «социальной безопасности», действующие до сих пор, и минимальные размеры зарплаты, ниже которых запрещалось платить работникам. Рузвельт, кстати, отменил и сухой закон, поддержал голливудскую идею выпуска фильмов, не дающих народу впасть в уныние...
Интересно сегодня наблюдать, как тогда, в 1933 году, переплелись на земле сталинский Голодомор, гитлеровский путь к войне и рузвельтовский «Новый курс». Сегодня итоги очевидны и поучительны. Есть над чем подумать.