Варварский гламур
ШИЛА МИЛОМУ КИСЕТ, ВЫШЛА РУКАВИЦА
Как ни ругай Арнольда Шварценеггера, как ни обзывай примитивным, грубоватым и неповоротливым, а все-таки есть две роли, в которых никто, кроме него, не смотрится и смотреться не будет, - это Конан и Терминатор.
За всю картину «Конан-варвар», вышедшую в широкий прокат в 1984-м, Железный Арни выдавил из себя то ли три, то ли четыре с половиной фразы, но этого было более чем достаточно. Автор сценария Оливер Стоун знал: ставку нужно делать не на текст, а на внешность и харизму актера. К тому же Конан, выросший в рабстве сирота, ставший гладиатором, и не мог щебетать, как божья птичка: вряд ли в детстве ему рассказывали сказки на ночь...
Шварценеггера еле носила лошадь, он часами жарился под палящим солнцем, не совсем понимал, для чего это надо, но снялся в первой картине о Конане, а потом - во второй. На третью сил не хватило.
Продюсеры не пали духом и пригласили Кевина Сорбо, того самого, который сыграл Геркулеса в хорошо известном нашему зрителю сериале, однако здоровяк оказался умнее, чем выглядит на экране, - ответил: «За чужую роль никогда не возьмусь. Поменяйте персонажу имя и историю, тогда, может быть, подумаю».
В итоге третьего «Конана» не получилось - героя назвали Куллом-завоевателем, Сорбо благополучно его поизображал, после чего о картине скоропостижно забыли. И вот в 2010 году стало известно - Голливуд рискнул-таки снять «очень варварское кино». Но, как говорится, шила милому кисет, вышла рукавица: распиаренный фильм больше похож на компьютерную игру-квест, нежели на художественную картину.
НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ
Вроде бы все, что нужно для хорошего зрелища, есть: и подводные чудища со щупальцами, и таинственные замки, и зловещие пещеры, и красавица-принцесса (она же монашка), а сказки нет. Снято хорошо, динамично, однако так схематично, будто это не фантастическая история, а набор заданий: побей почем зря работорговцев - перейди на второй уровень, выпрыгни в море, чтобы спастись от злой колдуньи, - и, если неожиданно всплывешь, можешь играть уже на третьем.
Режиссер картины - Маркус Ниспел, самый известный его фильм - «Техасская резня бензопилой», поэтому крови в «Конане-варваре» с избытком: она бьет ключом даже из мертвых, чего, в принципе, быть не должно. В конце, естественно, грандиозный обвал. С треском и грохотом рушится замок, где до пришествия героя тихо-мирно обитало мировое зло. Причем сам, без посторонней помощи, никто его не трогал и по камешкам не растаскивал.
Хотя, честно говоря, мне еще не попадалась голливудская сказка, где бы замок устоял и служил своему новому владельцу. Все они осыпаются, хороня под собой несметные богатства, а смельчаки-добротворцы еле уносят ноги, всем своим видом показывая, что не в деньгах счастье...
32-летний актер гавайского происхождения Джейсон Момоа, сыгравший Конана, - парень, конечно, красивый. Стройный, в меру накачанный, быстрый, подвижный, хлесткий. Ну и что, что при виде лошади чуть в обморок не падал, - а дублер на что? В конце концов, нигде же не записано, что, изображая героя, обязательно надо геройствовать. Сыграл как мог. А вот Шварценеггера все же не затмил.
Дело даже не в том, что Конан должен быть горой мышц, вовсе нет. Просто Шварценеггеру хотелось верить, а Момоа - нет. И если плакаты с изображением Арни, опирающегося на меч, висели в спальне едва ли не каждого мальчишки, то Джейсону такая популярность, к сожалению, не светит.
Уж больно гламурный из него варвар - словно с обложки глянцевого журнала. Такому не на лошадь надо - на подиум, да в хорошем прикиде из новой коллекции Готье или Жана-Шарля де Кастельбажака. Глядишь, и лицо просветлело бы, и тоска смертная развеялась...
В КАКИХ МОНАСТЫРЯХ УЧАТ ТАК МАХАТЬ МЕЧОМ И ОБОЛЬЩАТЬ МУЖЧИН?
Фильм предсказуем во всех смыслах слова, включая распределение ролей, - уже по перечню актеров ясно, кто кого сыграет. Рон Перлман, он же «Хеллбой», - папа-кузнец. Роуз МакГоуэн, одна из актрис сериала «Все женщины - ведьмы», - колдунья. Актриса она, в общем-то, неплохая и женщина красивая. Но здесь играла так же невнятно и спустя рукава, как Момоа Конана. Сложный грим, который должен был превратить Роуз в демонического, зловещего персонажа, никого не испугал и не удивил - готка как готка, в Киеве на улицах и не таких увидишь...
Железные ногти на руке - тоже из прошлого века. Ну, или из «Цитадели» Никиты Михалкова, точно не знаю. Чем и как барышня колдует, понять трудно, зато невооруженным глазом виден намек на ее далеко не платонические отношения с отцом-императором и совсем не дочернюю любовь...
Монахиня Тамара, она же главная героиня и главная девственница картины (из-за чего ее и ловят темные колдуны), тоже не убедила. И, по-моему, даже Конана. В каких монастырях учат так махать мечом и обольщать мужчин, в фильме не сказано, поэтому вопрос остается открытым.
В «Конане»-2011, на съемку которого потратили 90 миллионов долларов, гораздо больше Роберта Говарда, чем в картинах со Шварценеггером (и на этом сейчас акцентируют внимание режиссер и продюсеры), однако, сдается мне, после его просмотра никто из зрителей не бросится покупать книги мэтра мировой фантастики, чтобы на досуге прочесть и узнать: а что дальше?
Скорее, будут спрашивать, не завалялся ли где-нибудь в закромах диск с фильмами 80-х или хотя бы замечательным смешным мультсериалом о Конане - пускай потрепанный и пиратский, зато смотреть по-прежнему интересно и никакой резни бензопилой там и в помине нет.
Хотя самая удачная, действительно качественная экранизация произведений этого писателя связана почему-то вовсе не с Конаном, а с другим персонажем - Соломоном Кейном. Одноименный фильм с замечательным английским актером Джеймсом Пьюрфоем, вышедший в прокат год назад, уже показали все наши каналы-лидеры, хотя он не был так громко презентован. Украинская премьера вышла скромной, незаметной и обошлась без большого количества отечественных, а потому никак не связанных с фильмом селебритис, которым все равно, куда идти, лишь бы по красной дорожке, и «варварских» песен травести-боя Наны, написанных специально для презентации. В общем, все, что ни делается, к лучшему...