В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Анна САМОХИНА: «В школе особого внимания мальчики на меня не обращали, а мама вообще говорила: «Ты косая, как заяц»

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 5 Октября, 2009 00:00
20 лет назад на экраны вышел фильм Юрия Кары «Воры в законе», сделавший малоизвестную актрису кинозвездой.
Людмила ГРАБЕНКО
Анна Самохина возникла на экране в середине 80-х годов прошлого века, когда на смену социальным героиням социалистического застоя пришли по-настоящему роскошные женщины — как символ нашего представления о капитализме на всех уровнях. Героини Самохиной в фильмах «Воры в законе», «Узник замка Иф», «Дон Сезар де Базан» были одна краше другой и вполне могли бы составить конкуренцию любой голливудской диве. Интересно, что актриса с такой экзотической красотой появилась на свет среди фабричных корпусов и заводских труб — в промышленном регионе России, из тех, что сейчас принято называть депрессивными.
«ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, ЧТО БЫЛО СТРАШНЕЕ: КОГДА ОТЕЦ ПРИХОДИЛ ДОМОЙ ПЬЯНЫМ ИЛИ КОГДА ПРОСЫПАЛСЯ ЗЛОЙ С ПОХМЕЛЬЯ»

- Честно говоря, когда я прочитала, где вы родились и выросли, вспомнились слова Свирида Петровича Голохвастова: «Такой бриллиант - и в таком навозе!».

- А много вы знаете красивых женщин - уроженок Москвы и Петербурга? Я - нет. Конечно, мое детство благополучным не назовешь. Оно прошло в Череповце. Мои родители работали на заводе: мама - в конструкторском бюро, а отец - в литейном цехе.

Наша семья жила в семейном общежитии, места было мало, поэтому мы с сестрой, как щенята, спали на матрасах в углу... общей кухни. Отец пил так, что годам к 30-ти стал законченным алкоголиком.

Даже не знаю, что было страшнее: когда он приходил домой пьяным или когда просыпался злой с похмелья и начинал ко всем придираться - к нам с сестрой, к маме. Впрочем, в нашем общежитии пили все мужчины и многие женщины. Людей угнетала бедность, бытовая неустроенность, беспросветность жизни. Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла - все это было привычным для нас, не пугало и не удивляло. Люди спивались, а то и вешались, как, например, наша соседка тетя Валя.

- Как же вам удалось вырваться и выбиться в люди?

- Не поверите, но я это сделала назло своей первой любви. Моего парня звали Герман, впоследствии он стал хоккеистом и даже, по-моему, добился успеха на спортивном поприще. Но в то время я влюбилась в него так, как может влюбиться только Джульетта в свои 14 лет, - со всем пылом и страстью юности.

Первый муж актрисы Саша Самохин тоже был актером и, кроме своей фамилии, подарил Анне дочь

Мы подолгу гуляли вечерами, писали друг другу стихи. А потом родители Германа просто запретили ему встречаться со мной. Официальная версия была такой: дескать, вы оба еще слишком молоды, вам еще учиться и учиться. Но, думаю, все было гораздо проще - я им просто не нравилась. Видимо, они считали меня девушкой исключительно несерьезной и легкомысленной, слишком уж дерзкий и независимый у меня был вид.

В конце концов, моего любимого отправили в Москву, от греха подальше, а я решила, что в лепешку разобьюсь, но чего-то в этой жизни добьюсь. «Он еще пожалеет!» - думала я тогда. И поступила в Ярославское театральное училище, где вскоре вышла замуж за другого. Саша Самохин тоже был актером, он подарил мне не только свою фамилию (до замужества я была Подгорной), но и дочь.

- Свою первую любовь вы больше не встречали?

- Нет. Знаю только, что несколько лет назад он уехал жить в Германию.

- Вы ведь были замужем...

- ...три раза. Дольше всего прожила с первым супругом. Второго, физика по образованию, встретила уже в Петербурге. Третий, с которым мы, правда, так и не успели оформить отношения, был офицером таможенной службы.

- Когда вы поняли, что красивы?

- Наверное, когда вышли мои первые картины - «Воры в законе» и «Узник замка Иф». Все вокруг рассыпались в комплиментах, я и поверила, подумала: «Может, правда?». В школе мальчики особого внимания на меня не обращали, а мама вообще говорила: «Ты у меня косая, как заяц». А потом вдруг в один момент все решили, что я красива. Будто кто-то на высоком уровне подписал об этом указ.

Вообще, на мой взгляд, красота - понятие относительное. Если у женщины не уродливые черты лица, умелый макияж сделает ее неотразимой. Особенно если речь идет о нас, славянках.

Вот в Западной Европе с этим действительно большие проблемы: они всех своих хорошеньких соотечественниц неосмотрительно сожгли еще в средние века. Только в Швеции я видела действительно красивых женщин: то ли инквизиция туда просто не добралась, то ли она там не так сильно свирепствовала. Пусть меня простят за такие слова, но женщины в Европе просто страшненькие. Смотришь и недоумеваешь: откуда такие черты лица?! А славянкам грех жаловаться.

- Красавице легче жить?

- Как ни банально это звучит, все зависит не от внешности, а от внутренних качеств. Женщины могут меня опасаться, но, познакомившись поближе, понимают, что я не представляю угрозы их личному и семейному благополучию: за мужчинами не охочусь, в чужую семью тем более никогда не полезу.

Что же касается мужчин, то в деловых отношениях они могут вам улыбаться и строить глазки, но не более того - к каким-либо финансовым поблажкам это их совершенно не обязывает. Сейчас за красивые глаза никто ничего не делает, все сначала считают деньги, а потом уже думают о чувствах. Внешность никогда не играла никакой роли в моих отношениях с людьми, она сослужила мне добрую службу только в профессии.

«БЕЗ МАКИЯЖА Я СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК - НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЭКРАННЫМИ ОБРАЗАМИ»

- С непорядочной конкуренцией в жизни и в работе вам приходилось сталкиваться?

- Да у меня актерская карьера с этого началась! Не успела я уйти в декрет, как некоторые мои роли в Ростовском драматическом театре, куда мы с мужем попали по распределению, тут же отдали другим актрисам. И это при том, что на работу я вышла, едва дочери исполнилось два месяца. Раньше я относилась к таким вещам резко отрицательно, с годами же стала более терпимой.

Найдите 10 отличий. Дочь Самохиной Александра окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, работает с матерью в театре и снимается в кино
Родственные и дружеские связи в нашей стране настолько значимы, что итальянская мафия отдыхает. Теперь я даже стараюсь поставить себя на место этих людей - думаю: «Если бы у меня была такая возможность, разве я не подсобила бы своему другу или родственнику?». Главное, чтобы помогали людям нормальным, вменяемым, а не тем, кто может завалить любое дело или будет красть все, что плохо лежит.

 

- Неужели вы получали свои роли без протекции?

- Тут, наверное, надо сказать огромное спасибо Георгию Юнгвальду-Хилькевичу, с чьей легкой руки я и начала сниматься в кино. Я как раз сидела с дочерью в декрете и пребывала в классической депрессии: ни ролей в театре, ни каких-либо перспектив у меня в то время не было. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, в нашем общежитии появился ассистент Юнгвальда-Хилькевича, который хотел пригласить меня, Аню Самохину, для участия в пробах на роль Мерседес в экранизации «Графа Монте-Кристо». Правда, увидев меня, он чуть было не повернул назад.

- Чем же вы его так напугали?

- Так ведь я его приезда не ждала и вид имела непрезентабельный - такой, какой бывает у женщины, которая сидит дома с ребенком: неухоженная, в затрапезном халате - в общем, ничего общего с фото, которое хранилось в картотеке киностудии. Но не в моих правилах упускать шанс, который сам идет в руки.

Я убедила ассистента, что могу быть совсем другой, и поехала-таки на пробы в Москву! Некоторое время спустя мне предложили сыграть главную роль у Юрия Кары в фильме «Воры в законе». На экран обе эти картины вышли почти одновременно.

- И вы проснулись знаменитой?

- Я никогда не просыпалась знаменитой, потому что меня никогда никто не узнавал: в жизни без макияжа я совершенно другой человек - ничего общего с экранными образами.

«РЕСТОРАТОРШЕЙ Я В СВОЕ ВРЕМЯ СТАЛА НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ»

- Нынешний кризис вас коснулся?

- Конечно! Причем не только этот, но и предыдущий. Они же обрушиваются на нас каждые 10 лет. Когда годами не снимаешься в кино и нет работы в театре, поневоле приходится что-то придумывать, как-то выкручиваться. Рестораторшей я в свое время стала не от хорошей жизни.

- Кстати, а почему вы решили открыть именно рестораны?

- Вообще-то, они были моей давней мечтой. Много лет назад, во время съемок фильма «Воры в законе» в Ялте, мы всей нашей актерской компанией частенько ходили в небольшой местный ресторанчик. Мне там нравилось все - и кухня, и интерьер, и атмосфера, которая была на удивление доброжелательной и дружеской. Помню, мне вдруг захотелось стать хозяйкой подобного заведения. И чтобы там по вечерам собирались интересные люди, которые не только бы ели и пили, но и общались.

Мечта, как ей и полагается, стала реальностью много лет спустя. Когда я во второй раз вышла замуж, у моего мужа Дмитрия было небольшое кафе, из которого я и сделала свой первый ресторан - «Граф Суворов». Чтобы как-то выделяться среди многочисленных питерских заведений, придумали оригинальное меню - блюда из медвежатины и оленины, приготовленные по рецептам императорского двора.

Многие думали, что я как актриса - человек крайне несерьезный, поэтому поиграю со своим рестораном и брошу его. Но я работала не за страх, а за совесть, сама вникала во все - и в кухонные дела, и в работу официантов, и в бухгалтерию. Сама придумала интерьер вплоть до каждой мелочи. Спустя несколько лет открыла второй ресторан - «Поручик Ржевский». Особой прибыли они мне не принесли, но на самоокупаемость я их вывела. 

После роли Риты в картине «Воры в законе» Анна Самохина проснулась знаменитой. С Валентином Гафтом, 1989 год

- Как поживают «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский» сейчас?

- Они проданы.

- Вы вложили в них много сил - и душевных, и физических. Не жаль было расставаться?

- Ни капельки! Я никогда ни о чем не жалею: и с людьми, и с вещами расстаюсь с легким сердцем - раз и навсегда. Уверена: сколько у нас с одной стороны убыло, столько с другой и прибудет. Закон сохранения энергии работает не только в физике, но и в жизни. Я не трясусь над материальными ценностями, не преувеличиваю их значения. Ну сколько нам этих денег надо? На что их тратить? А когда наступает кризис среднего возраста, поневоле задумываешься: а сколько тебе вообще жить осталось? Всего ничего! И приходит понимание того, как мало человеку нужно для счастья.

Многие люди в этом смысле стоят на ложном пути, и мне их искренне жаль. Ведь не они имеют собственность, а собственность по полной программе имеет их. Человек, привязанный к вещам, не свободен ни в желаниях, ни в передвижениях. Все эти пентхаусы и загородные имения, пока вы в отлучке, надо на кого-то оставлять, а потом денно и нощно переживать, как бы их, пока хозяева где-то ездят, не дай Бог, не обокрали.

Эти собственники и владельцы постоянно в процессе денежной и бумажной гонки, за что расплачиваются инфарктами и инсультами. Ужас! Мой последний муж большое значение придавал материальным благам, и мне это претило. Я рада, что понимание тщеты и суетности такой жизни пришло ко мне вовремя.

- А что вам нужно для полного счастья?

- Очень мало: работа и деньги, которые позволили бы заниматься тем, что я люблю больше всего, - путешествовать. Совершенно не страдаю от отсутствия загородного дома, куда нужно добираться, выстаивая часами в пробках. Я спокойно пользуюсь метро, если мне нужно быстро передвигаться по Москве и Питеру, лишь бы не в часы пик. Для меня главное - три-четыре раза в год куда-нибудь съездить. Очень люблю Китай и Индию, вообще, меня манит Восток. Вот на это мне не жаль ни времени, ни денег. Накоплю определенную сумму и, вместо того чтобы прятать ее в кубышку и копить на какую-то собственность, еду смотреть мир.

- Где вы последний раз побывали?

- Выкроила недельку и слетала на Крит. Я там никогда не была, поэтому посмотрела все, что успела. Экскурсии для меня - это святое, стараюсь увидеть максимум достопримечательностей. Но загорать на пляже тоже люблю, поскольку живу на Севере - солнце у нас редкий гость.

- Загара не боитесь - говорят, для кожи он вреден?

- Ой, перестаньте! Не так уж часто мы его видим, чтобы он успел нам навредить.

«ПОДРУГА ПРИШЛА В УЖАС: «АНЯ, ТЫ ЖЕ МАЖЕШЬ ЛИЦО ГУТАЛИНОМ! ЭТОТ КРЕМ ПОДХОДИТ ТОЛЬКО ДЛЯ САПОГ!»

- Красивая внешность требует особого ухода. Вы много времени, сил и средств на это тратите?

- Обхожусь минимумом. Мой главный принцип в уходе за собой: намажься чем угодно, главное, чтобы кожа была в креме. Подойдет все - сметана, подсолнечное или оливковое масло. Я не гонюсь за брендами и этикетками. Ведь что такое парфюмерная и косметическая промышленность? Большой денежный оборот плюс реклама. Поэтому постоянно придумывается что-то новое, лишь бы продавалось. Придумали уже крем для верхних и нижних век, скоро правые и левые предложат мазать отдельно.

Ничего, кроме зла и раздражения, «новинки» косметической промышленности не вызывают. У меня, как у работающей женщины, нет времени стоять перед витриной со скоплением явно уже просроченных кремов и делать вид, что я в этом что-то понимаю. Часто, находясь в состоянии такого вот раздражения, я покупаю банку дешевого крема, на которой написано: «Для всей семьи». Подходит. Как-то подруга, увидев меня с такой вот банкой в руках, пришла в ужас: «Аня, что ты делаешь - ты же мажешь лицо гуталином! Этот крем подходит только для сапог!». На что я ей ответила: «А ты знаешь, как от гуталина хорошо сапоги сохраняются?».

В эротических сценах Самохина смотрелась на удивление органично. С Борисом Щербаковым в фильме «Воры в законе»

- А за фигурой вы как следите?

- Единственный способ сохранить ее - меньше есть, другого человечество пока не выдумало. И это, конечно, очень тяжело, потому что покушать я люблю, а приходится во всем себя ограничивать. Что делать? Профессия обязывает. Мой совет всем, кто хочет избавиться от лишних килограммов: избегайте масел и жиров - и будете в порядке.

- Спортом занимаетесь?

- К сожалению, нет. Меня как-то с детства к спорту не приучили, поэтому заниматься им не люблю и ничего не могу с собой поделать. Хотя очень переживаю по этому поводу.

- Какие женские слабости вы себе позволяете?

- Обожаю духи! Особенно те, в которых присутствуют эфирные масла пачули. Еще люблю терпкие ароматы - древесные, мускатные, особенно ярко они выражены в композициях японских парфюмеров. А вот цветочные запахи, из тех, что обычно называют летними, терпеть не могу. Какие духи могут быть в жару, на отдыхе?

Мне кажется, что даже мои любимые ароматы в это время вступают в диссонанс с природой - запахами моря, солнца, зелени. Когда я чувствую резкий шлейф женских духов, особенно в закрытом помещении, например, в лифте, у меня может начаться аллергия. В общем, на юге не пользуюсь никаким парфюмом, кроме дезодоранта. Зато зимой, когда у природы нет собственных запахов, духи пахнут очень приятно. А вообще все хорошо в меру.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось