В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Просто праздник какой-то

Среди серых камней

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 4 Октября, 2009 21:00
В Киеве завершился III Международный фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST.
Юлия ПЯТЕЦКАЯ
Третий Международный фестиваль современного искусства, начинавшийся с увлекательной затеи, трогательной мечты, безнадежной авантюры, не только удачно совпал с 200-летием Николая Васильевича Гоголя, но и неудачно - с мировым финансовым кризисом, который в Украине причудливо сочетается с перманентным кризисом власти, культуры и экономики. Поэтому я не нахожу никаких разумных объяснений не только тому, что ГОГОЛЬFEST состоялся, но и тому, что всего за три года инициатору, создателю и президенту фестиваля Владу Троицкому удалось превратить культурное мероприятие местного значения в фестиваль-монстр.

«А ВООБЩЕ, МЫ С ГОГОЛЕМ ХОТИМ ИГРАТЬ НА ТРУБЕ»

18 тысяч квадратных метров музейного комплекса «Мистецький Арсенал» на этот раз было отдано под экспозицию - живопись разных направлений отечественных и зарубежных художников, в том числе фотоработы, в том числе видеоарт. Как и в прошлом году, в широком ассортименте был представлен Гоголь. Особенно запомнился портрет Николая Васильевича кисти Владислава Шерешевского с надписью: «Googole», фотовыставка «Гоголь-регбист» и странное полотно под названием «А вообще, мы с Гоголем хотим играть на трубе». Вообще, мне кажется, совершенно не обязательно включать в программу фестиваля подобного уровня всех, кто хочет играть на трубе, заполняя веселыми картинками все свободное место среди серых камней «Мистецького Арсенала».

Наверное, многие до сих пор помнят, что ГОГОЛЬFEST рождался как театральный фестиваль, а кое-кто даже до сих пор полагает, что таким ему и следует оставаться, поскольку в нынешнем размахе слишком много сумбура. Ну во-первых, я думаю, оставаться таким же не нужно никому и никогда (движение - это жизнь), а во-вторых, фестиваль пытается удовлетворить обширные культурные запросы населения, и именно эту задачу создатели ГОГОЛЬFESTа считают своей главной фишкой.

О ВЫПИВКЕ И РЫБАЛКЕ

Запросы населения удовлетворялись по пяти основным направлениям современного искусства: музыка, живопись, театр, кино, литература. Музыки было много, почти как живописи, причем такой же разнообразной - начиная с классики и заканчивая инди-фолком в исполнении культового американского юноши с гитарой Адама Грина, живущего в резервации индейцев, где он не только играет на гитаре, но и выращивает орехи кешью. У кинопоказов, куда вошли артхаусные работы, как старые, так и довольно свежие, я нашла лишь один серьезный минус - они поздно начинались и, как следствие, поздно заканчивались. А вот литературный сегмент фестиваля, на мой взгляд, получился самым невыразительным. Хорошо, конечно, что книгарня «Є» презентовала книжные новинки, включая «Кобзаря» и двухтомник Гоголя на украинском языке, Александр Ирванец и Андрей Курков почитали и поговорили о творчестве, а Лесь Подервянский - о выпивке и рыбалке.

Это, безусловно, замечательно, но я вот, к примеру, слышала, что нобелевский лауреат турецкий писатель Орхан Памук недавно тоже выпустил книжную новинку. Поскольку ГОГОЛЬFEST - фестиваль международный, мне кажется, было бы уместно приглашать побольше зарубежных гостей, которых читающая публика в Киеве видит редко или не видит никогда. Честное слово, на этих людей просто интересно посмотреть.

Что касается театра, то Троицкий еще три года назад старался показать на ГОГОЛЬFESTе труппы, которые по разным причинам в столице увидеть проблематично, и, возможно, поэтому театральная программа фестиваля все три года вызывает повышенный интерес. Поразительно, но в эту проблемную категорию попадают не только финские, немецкие, испанские, латышские и польские «никому не известные» коллективы, Пермский мистический театр «У моста» или Санкт-Петербургский инженерный театр «АХЕ», но даже Одесский музыкально-драматический театр имени Василько, на сцене которого один из лучших киевских режиссеров Дмитрий Богомазов не так давно поставил один из своих лучших спектаклей «Гамлет».

Спасибо ГОГОЛЬFESTу за то, что довез эту оригинальную версию бессмертной шекспировской трагедии в переводе Юрия Андруховича до сцены Киевского театра Франко. Обидно только, что из-за постановки в Одессе богомазовского «Гамлета» не смогут выдвинуть на самую престижную театральную премию «Киевская пектораль». А выдвигать его можно практически по всем существующим позициям, пожалуй, за исключением номинации «Лучший детский спектакль». В связи с этим я даже подумала: может, Троицкому еще какую-нибудь премию организовать? Не обязательно международную, можно всеукраинскую.

«В ЭТОМ ЕСТЬ НЕЧТО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»

«Зернохранилище» - называется пьеса киевлянки Натальи Ворожбит, написанная по заказу Королевского шекспировского театра, на сцене которого 24 сентября этого года состоялась премьера. На ГОГОЛЬFESTе «Зернохранилище» в сокращенном варианте читали актеры театра «ДАХ», и оно не показалось мне особой драматургической удачей. При этом для меня большая загадка, почему заказ о Голодоморе попал в Стратфорд-на-Эйвоне, минуя украинские подмостки. Видимо, это какое-то недоразумение, а еще, видимо, Украина котируется в мире уже не только как родина бойцов УПА, Чернобыля и Георгия Гонгадзе, но и как родина Голодомора. Сильной радости это почему-то не вызывает, хотя за Ворожбит все равно приятно.

Все равно приятно, что о нас знают в мире хотя бы благодаря Голодомору и благодаря этому не путают с Албанией или Румынией. Что благодаря Голодомору и Чернобылю нас вообще трудно с кем-нибудь перепутать. Что наше Министерство культуры решило финансово поддержать наш фестиваль, и выделенные им на ГОГОЛЬFEST деньги покроют приблизительно семь процентов расходов. Как говорил несчастный Гамлет, пытавшийся сохранить в Дании-тюрьме остатки разума, совести и чести: «Черт возьми! В этом есть нечто сверхъестественное...».

 



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось