И это все о нем?
Повесть о настоящих человеках
Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 17 Октября, 2008 00:00
В Киеве состоялась премьера российского исторического блокбастера «Адмиралъ»
Премьерой «Адмирала» в Киеве открывался Шестой фестиваль православного кино «Покров».
Премьерой «Адмирала» в Киеве открывался Шестой фестиваль православного кино «Покров».
Премьерой «Адмирала» в Киеве открывался Шестой фестиваль православного кино «Покров». Что не удивительно — святости в новом российском блокбастере столько, что исполнителя роли Колчака Константина Хабенского можно хоть завтра канонизировать.
«ИДЕМ НА МИНЫ. С БОГОМ!»
Глубокая истовая вера чувствуется практически в каждом поступке и даже жесте Александра Васильевича — приказывая открыть огонь на поражение, он читает молитву, а перед тем, как закурить, долго глядит на образ Казанской Божьей матери.
Когда адмирал в очередной раз осенил себя крестным знамением и поцеловал икону, я вспомнила одного всемирно известного футболиста, который, прежде чем забить мяч рукой, принять допинг и плюнуть в арбитра, обязательно спрашивал божественного благословения.
«Идем на мины. С Богом!» — поднимает боевой дух Колчак во время битвы при Пиллау в 1916 году... Я не в курсе, какие отношения с Всевышним были у Колчака, но современные режиссеры, похоже, изобрели себе своего отдельного Бога, который способен благословить на что угодно.
Православный народ в картине Андрея Кравчука любит Отчизну такой неправдоподобно возвышенной любовью, что просто поразительно, как нация вообще уцелела. Зато после фильма «Адмирал» мне стало окончательно ясно, почему проиграло Белое движение. Если ходить в атаку без патронов, а только с барабаном и трубой, форсировать в лютые морозы сибирские реки, доверять хитрой, трусливой и нечистоплотной Антанте, кидаться с песней под пулемет и скакать с отрезанными ногами на коне, шансов победить немного. Если, конечно, ты не Человек-Паук...
На самом деле, эту школу жизни мы уже когда-то проходили, мучительно и бездарно отучившись в ней страшно сказать, сколько лет. Сейчас, видимо, нас переводят в следующий класс под звуки нестареющего государственного гимна, и с опостылевшего школьного двора, украшенного портретами настоящих человеков, нам в ближайшее время не вырваться. Хотя общая ситуация, безусловно, изменилась — исторической правды на душу населения стало заметно больше.
Сегодня правдивые истории можно рассказывать не только о Кощее Бессмертном, Илье Муромце и защитнике Малой земли Леониде Брежневе, но и об Иване Грозном, Иване Мазепе, Колчаке, Сталине и Степане Бандере. Я думаю, пройдет каких-нибудь 200-300 лет, и появится новая правда о Колчаке, Сталине и Степане Бандере, а заодно просочатся хоть какие-нибудь сведения о Михаиле Ходорковском, Галине Старовойтовой, Анне Политковской и других исторических фигурах. Правда — она, как свет далеких звезд, всегда доходит с опозданием.
Режиссер Андрей Кравчук («Черный ворон», «Господа офицеры») утверждает, что не пытался исследовать Гражданскую войну, а всего лишь стремился показать людей в определенных исторических обстоятельствах. Поэтому в картине нет добрых и злых, и «красные не плохие, а белые не хорошие». Лиза Боярская, сыгравшая возлюбленную адмирала Анну Тимиреву, считает, что фильм не о войне, а о любви, Константин Хабенский уверен, что главное в его герое — отношение к женщине.
Трудно сейчас сказать, что главное в белогвардейском офицере Александре Васильевиче Колчаке. Одном из образованнейших людей своего времени, исследователе сибирской Арктики, участнике Русско-японской войны и талантливом военачальнике, верховном командующем царским Черноморским флотом и «верховном правителе Российского государства», крупнейшем контрреволюционере времен Гражданской войны, расстрелянном по приговору Иркутского ВРК. Скорее всего, как любой харизматичный мужчина, он с повышенным интересом относился к прекрасному полу и красивых женщин предпочитал некрасивым.
В красивую замужнюю женщину Анну Тимиреву женатый адмирал влюбился с первого взгляда. Она в него тоже, и пять лет, вплоть до самой смерти Колчака, они активно переписывались, даже когда сидели в одиночных камерах иркутской тюрьмы. Их переписка уцелела, в соответствии с ней авторы картины выстроили любовную линию, и цитаты из писем Тимиревой — единственное, что заслуживает в этом фильме внимания и уважения. Об остальном даже говорить как-то неудобно.
ИРОНИЯ СУДЬБЫ
На мой взгляд, история любви Анны Тимиревой и Александра Колчака у Лизы Боярской и Константина Хабенского получилась ничуть не хуже, чем история любви детей Жени Лукашина и Нади Шевелевой в римейке «Иронии судьбы». Ну а отдельные фрагменты исторического блокбастера Кравчука поразительно совпадают с лирическим шедевром Бекмамбетова. У меня даже закралось подозрение, что эти два режиссера друг друга консультировали. Только Бекмамбетов успел выпустить картину к Новому году, а Кравчук не успел... Поэтому отдельное комфортабельное купе белогвардейского адмирала с новогодней елкой, шампанским, хрустальными бокалами и Лизой Боярской в вагоне вонючего омского поезда, перегруженного больными, ранеными и умирающими, выглядит несколько вызывающе. Хотя, если бы отчаявшийся и преданный Колчак, выпив на пороге своей гибели шампанского, исполнил под новогодней елкой «Где моя любимая?», я бы, наверное, расплакалась...
Мой вузовский преподаватель по старославянскому языку любил повторять нерадивым студентам, путавшим «еры» с «ятями»: «Школьной выучки не хватает...». Поскольку Андрею Кравчуку явно не хватило банальной школьной выучки, с государственным заказом во имя Господа и Отчизны он, мягко говоря, не справился — в его фильме даже массовке не веришь.
В детстве я не могла смотреть кино о войне — страшно становилось уже после начальных титров, которые всегда сопровождались какой-нибудь душераздирающей песней: «На всю оставшуюся жизнь нам хватит горя и печали...». Во многом поэтому я до сих пор сомневаюсь, что война — это острое романтическое приключение для настоящих мужчин и женщин, отлично подогнанный мундир, бравая выправка, отполированные ногти и аккуратно подстриженные седые виски. Мне почему-то кажется, что война — это вонь, кровь, вши, куски человеческого мяса, нечеловеческая боль, огромные чужие деньги и чудовищное вранье.
«Господа! Измена!! Второй украинский полк перешел на сторону противника!!!». Судя по всему, об измене украинского полка участники проекта узнали в последний момент. Не исключено, что, если бы «Адмирала» запустили в работу не четыре года назад, а позже, тему украинского предательства в российском проекте подали бы развернуто и подробно, а половина украинских изменников была бы грузинами.
ОНИ ТАК И НЕ ПОТАНЦЕВАЛИ
Перед расстрелом Александр Васильевич Колчак попросил представителя иркутского ВРК благословить его сына в Париже. От повязки на глаза отказался, мужественно принял смерть в лицо, после чего в белоснежном исподнем медленно и печально опустился в вырубленную в виде гигантского креста прорубь со святой водой...
Помнится, за пару недель до премьеры «Адмирала» в Москве состоялась шумная презентация комедии «Гитлер капут!». За показом последовал обильный фуршет, столы на котором веселые организаторы решили выставить в виде фашистской свастики...
Трудно все-таки предъявлять какие-либо претензии и требования к людям, когда во всем виноваты исторические обстоятельства. Они ведь опять сложились, и опять довольно причудливо. В одном зале — животворящий крест, в другом — фашистская свастика, в третьем — танцы... И повсюду пустые корыта из-под поп-корна.
«Ах, Александр Васильевич, — кокетливо вздыхала возлюбленная адмирала за несколько часов до его ареста, — а ведь мы с вами так и не потанцевали...». Анна Тимирева и Александр Колчак за всю свою жизнь действительно ни разу вместе не потанцевали. Вначале были вынуждены скрывать свою связь (у каждого семья, дети), потом стало не до танцев. Колчака расстреляли в 1920-м без суда и следствия по личному распоряжению Ленина, сын Анны Васильевны был расстрелян в 1938-м (в картину он вообще почему-то не попал), сама же Тимирева отсидела более 30 лет в лагерях. Скончалась в 1975-м, до последнего дня писала стихи о любви, но, к сожалению, то ли не сумела, то ли не захотела, то ли не нашла в себе сил уничтожить личную переписку.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter