Легендарный "песняр" Леонид БОРТКЕВИЧ: "То, что я прогуливал концерты, капризничал, перебирал и начал сольную карьеру, - наглая ложь"
Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар» 13 Апреля, 2005 00:00
Уже на следующий день после публикации в "Бульваре" (N10(489) интервью с ансамблем "Песняры" редакцию сотряс шквал телефонных звонков и электронных посланий со словами возмущения по поводу напечатанного.
"НАШЕ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ВСЕГДА МЕЧТАЛО ЗАИМЕТЬ В ЛИЦЕ "ПЕСНЯРОВ" НАИПОСЛУШНЕЙШИЙ ИЗ КОЛЛЕКТИВОВ"
- Скажу честно: статья, в которой высказались мои, с позволения сказать, коллеги, не просто огорчила - дискредитировала мое и мулявинское имя. Мы, подчеркну - мулявинские "Песняры", очень хотим работать в Украине, и вряд ли материал в "Бульваре" тому поспособствовал.
- Можно более конкретно?
- Все наши катаклизмы начались 1 сентября 2003 года. Именно в этот злополучный день вышел странный и весьма непонятный приказ министра культуры республики Беларусь господина Гуляко, которым он назначил на должность директора группы "Песняры" Валерия Скорожонка - человека, закончившего семь классов средней школы, проработавшего в коллективе несколько лет и спевшего там ровно две песни.
В те дни я все еще пребывал в глубочайшем шоке, последовавшем после смерти в январе Владимира Мулявина и ухода из жизни моей мамы, который случился в апреле. Так вот, в сентябре нам зачитали приказ министра, содержание которого коллектив воспринял в штыки. Дело в том, что, согласно трудовому законодательству, если 22 человека, включая техперсонал, высказались против кандидатуры нового директора, никто не имеет права ее утверждать. Да не тут-то было! Нам элементарно навязали мнение свыше, после чего все до единого написали заявления по собственному желанию.
- Для чего плелись эти интриги?
- Сегодня я понимаю, для чего. Министерство культуры республики Беларусь давным-давно мечтало заиметь в лице государственного ансамбля "Песняры" наипослушнейший из коллективов. Из серии "кого куда пошлют". Но лично для меня это не ансамбль песни и пляски, где можно незаметно менять танцоров. Это уникальное создание Владимира Мулявина, очень похожее на "Битлз". Возможно, в том есть режиссура Господа Бога, а может, просто счастливое стечение обстоятельств, но изначально в группе собрались талантливые музыканты с голосами редчайшей силы и красоты. Я же все эти заслуги связываю исключительно с гениальностью самого Мулявина.
"ПРИШЛОСЬ РАССТАТЬСЯ С ТЕМИ, КТО ПОЗВОЛЯЛ СЕБЕ ВЫЙТИ НА СЦЕНУ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ"
- Что произошло с коллективом после увольнения?
- Я вспомнил совет Владимира Георгиевича: "Если в Беларуси будет совсем плохо, работайте в России". На это мы и настроились. Но для того, чтобы удержать коллектив в целости и сохранности, в первую очередь нужно было получить патент на работу в Москве. В противном случае нас бы просто разорвали на куски.
- То есть?
- После нашего ухода министерство набрало в государственный ансамбль "Песняры" под директорством Скорожонка каких-то непонятных мальчиков с улицы, которые Мулявина и в глаза-то никогда не видели. Замечу, эти так называемые "Песняры" существуют по сей день. Георгиевич, наверное, в гробу переворачивается. Полный маразм! Представьте себе картину, что после распада "Битлз" Министерство культуры Великобритании на государственном уровне утверждает новый состав ливерпульской четверки, и они начинают творить под легендарным названием! Именно по этим причинам нам нужно было зарегистрировать свою независимую торговую марку, но уже в Москве.
Когда документы были готовы, чего греха таить, отдельные музыканты начали появляться на концертах в нетрезвом состоянии. Это всерьез мешало работе. С некоторыми ребятами пришлось расстаться. Ушли Вадим Косенко, Володя Стомати, звукорежиссер Саша Морозов и директор Игорь Свечкин. Я не хотел эти столь деликатные моменты обнародовать, но они ведь сами дали интервью вашей газете. Точно так же, не предупредив, стали работать без меня.
Заявляю открыто: то, что Борткевич, как они утверждают, прогуливал концерты, капризничал, перебирал, да еще и начал сольную карьеру, - наглая ложь. Я как работал, так и продолжаю работать в прекрасном коллективе с тем же Сергеем Медведевым, Олегом Устиновичем, Георгием Высоцким. Еще мы пригласили в коллектив барабанщика Юрия Рудаковского и двух великолепных солистов - Яна Женчака и Михаила Долотова. Директором коллектива является Николай Бабичев.
Ваше интервью взято у коллектива Свечкина. Но неизвестно по каким причинам оно сопровождается фотографией с обложки нашего последнего диска. На нем ведь нет ни одного из музыкантов, дававших интервью "Бульвару". Все это меня очень огорчило, ведь до последнего дня мы оставались друзьями.
О чем я действительно сожалею, так это о том, что из коллектива ушел Володя Стомати. Он - великолепный вокалист и замечательный человек. Для него у нас двери всегда открыты. Вот, собственно, и весь сыр-бор.
- Но вы-то изначально знали, что ребята работают без вас и на себя?
- Вначале нет.
- Но когда директор интервьюируемых мною "Песняров" Игорь Свечкин давал ваш номер телефона, он объяснил, что как продюсер работает и с вами, и с ними.
- Если мы и сотрудничаем, то только на словах. Изначально была договоренность, что на важных концертах будем выступать вместе, потому что патент оформляли вдвоем со Свечкиным. Вместе тратили и силы, и нервы. Просто им надо было прийти ко мне и честно признаться: "Леня, теперь мы работаем сами на себя".
"БЕЛОРУССКИЕ ПЕСНЯРЫ" - ЭТО ГОЛИМАЯ ПОПСА
- Выходит, "Песняров" настиг непонятно какой по счету раскол?
- Никакого раскола не было. Ушли два солиста и администратор. Ушли, чтобы работать на себя. Но ведь все остальные остались! Вы бы слышали, как поет наш новый солист Михаил Долотов "Беловежскую Пущу"! После ее первого исполнителя - киевлянина Юры Денисова, земля ему пухом! - так сильно эту вещь еще никто не исполнял.
- Я так поняла, что есть "Песняры" Мулявина, теперь уже Борткевича - раз, "Песняры" Свечкина, давшие интервью "Бульвару", - два, "Песняры" Скорожонка - три. Плюс еще и "Белорусские Песняры" - четыре. Помогите разобраться.
- Что касается последних, то никакие это не "Песняры", а голимая попса. К тому же я слышал, что их ведущий солист Дайнеко в Америку уезжает. Мы их и конкурентами не считаем, поскольку у этих исполнителей всегда была своя музыка, абсолютно не схожая с песнярской. А со Свечкиным мы состоим как бы в альянсе. Но после выхода статьи в "Бульваре" не знаю, как дальше будут складываться наши отношения. Вряд ли так, как раньше. Хотя думаю, что мы каким-то образом решим вопросы дальнейшего сотрудничества.
Так что позвольте через вашу газету обратиться к организаторам гастролей: приглашайте в Украину настоящих, мулявинских "Песняров". У нас новая программа, великолепный солист Ян Женчак, который поет во всех жанрах, включая фольклор, выступает сольно. Мулявин о таком солисте всегда мечтал.
В нашей группе все в порядке. Как работали, так и продолжаем работать. Надеюсь, что Владимир Стомати хотя бы на больших правительственных концертах тоже будет с нами.
Еще я очень хочу через вашу газету передать большой привет сестре Юры Денисова Тате. Она живет в Киеве, я знаю, что ей очень тяжело. Если в Киеве состоится концерт, обязательно ее приглашу.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter