Народная артистка Украины Людмила САТОСОВА: «Меня хотели убрать, и кто-то стрелял в окно моей квартиры. Пуля задела ухо сына, игравшего на фортепиано»
«В СТУДИЮ БОЛЬШОГО ТЕАТРА МЕНЯ ПРИВЕЛ ЗНАМЕНИТЫЙ АВИАКОНСТРУКТОР ТУПОЛЕВ»
— Людмила Ивановна, я знаю, что в театр вы начали ходить в четырехлетнем возрасте, хотя даже ТЮЗ посещать было еще рановато.
— Мой папа работал кассиром в Куйбышевском отделении Госбанка и выдавал зарплату коллективу оперетты, находящейся по соседству. Артисты в знак признательности давали ему бесплатные билеты, которым больше всего радовалась я. В довоенные годы детям запрещалось посещать вечерние спектакли, но ни для кого не было секретом, что я, спрятавшись в ложе, получаю свой первый зрительский опыт...
— ...а быть может, и петь учитесь. Только вот не было ни кастингов, ни конкурсов, ни «фабрик», чтобы продемонстрировать свои способности.
— Свои вокальные данные я впервые показала в 15 лет на авиационном заводе, где работала в военные годы. Укладывала на конвейере боеприпасы в ящики и на весь цех пела арии из разных оперетт. Там меня и услышал знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев. «Значит, так, белобрыска, одевайся поприличнее, пойдем в Большой театр. У них студия открылась, теперь будешь учиться», — скомандовал он. Но мне и надеть-то было нечего, поэтому на месткоме было решено найти для меня наряд среди присланных американских подарков.
Звание заслуженной артистки РСФСР Людмила Сатосова получила в 26 лет. Сам Климент Ворошилов распорядился |
На экзамены мы опоздали. Туполев стал очень просить педагогов послушать меня, и ему не смогли отказать. К выступлению я не готовилась, просто вышла и, не зная нот, великолепно исполнила «Соловья» Алябьева, услышанного по радио. В жюри сидели такие корифеи, как Козловский, Максакова, Барсова, Шумская, Шпиллер. «Как ты могла выучить самостоятельно такой сложный материал, не сделав ни одной помарочки? Ну и слух у тебя, лахмушка, моя!» — разводил руками изумленный Козловский. Конечно, меня приняли.
— С 1951-го по 1960 год вы работали в Свердловском театре. А почему его негласно называли ссыльным?
— Всех актеров, неудачно пошутивших в сторону правительства, высылали в оперетту. Среди них и бывшие князья, и графини, так что меня обучали не только ремеслу, но и культуре. Вообще, театр подарил мне много счастливых минут, это здесь я познакомилась со своим Витенькой! (Восходящая звезда оперетты Людмила Сатосова вышла замуж за коренного москвича, партнера по сцене Виктора Эгина. Влюбленных не остановило даже то, что в Куйбышеве Людмилу ждал жених актер Роман Пружанский. С ним она встретится спустя много лет на гастролях в Израиле, куда вместе со своей женой он уехал на ПМЖ. — Авт.).
— Как вы умудрились стать заслуженной артисткой РСФСР в 26 лет, если по традиции это звание присваивали не раньше 40-ка?
— Тогда это было огромной редкостью. Как сейчас помню, мы были в Сочи на гастролях, все друг друга поздравляли с праздником — днем Октябрьской революции. Меня кто-то спрашивает: «Люсь, а ты знаешь, почему тебя поздравляют?! Ты же звание получила!». От неожиданности я в обморок упала. Потом мне рассказали, что документы подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов. «А ты думала, кто за занавеской в ложе сидит и за тобой наблюдает?».
«ВОДЯНОЙ ОЧЕНЬ ХОТЕЛ СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ МУЗКОМЕДИИ И ИЗГНАЛ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ»
— Почему, несмотря на феерический, головокружительный успех на свердловской сцене, где перепеты все венские оперетты и мюзиклы, вы переехали в Одессу?
— У меня начались проблемы со здоровьем — разыгрался хронический бронхит, доктора советовали немедленно сменить климат. А в Сочи ко мне подошел уже тогда знаменитый Михаил Водяной: «Мы хотим пригласить вас к нам в одесский театр». Я согласилась.
В Одессу, утопающую в зелени, влюбилась сразу — роскошная архитектура, неповторимый Оперный театр, красивейшие Приморский и Французский бульвары, живописные улочки, теплое море, в общем, климат мне подошел, но я была просто в ужасе от одесского диалекта. А потом восприняла специфический говор просто как должное и прекрасно играла колоритных одесситок. Только вот не все одесситы были гостеприимны и доброжелательны. Мы жили на Дерибасовской, когда кто-то из поклонников других тогдашних одесских кумиров поздним вечером стрелял в окно моей квартиры. Меня попросту убрать хотели. Пуля задела ухо сына, игравшего на фортепиано.
— Мне приходилось слышать разные отзывы о Михаиле Водяном. Каким он был партнером на сцене?
— Сложным (задумчиво), трудным и в то же время милым человеком. У нас с ним отношения всегда были хорошие, вместе переиграли так много ролей. Миша с Марой (народная артистка Украины Маргарита Демина, жена Водяного. — Авт.) к нам всегда в гости приходили, мы дружили семьями и жили на одной улице: они на Карла Маркса — Дерибасовской, а мы с Витей — на Карла Маркса — Ярославской.
— Собираясь вместе, вы обсуждали последние театральные премьеры или, может, новые роли репетировали?
— Мы веселились, шутили, пели хулиганские песни, анекдоты травили. Водяной, который очень любил вкусно покушать, всегда подчеркивал, что лучше моего Вити никто не готовит. Он обожал угоститься и фаршированной, и заливной рыбой.
— А чем он с супругой вас потчевал? Может, шейку фаршировали или одесские биточки жарили?
— Нет, что вы! Мы никогда не бывали у них в гостях, нас ни разу не приглашали.
— Почему?
— Они объясняли это тем, что ничего не умеют готовить, а позориться им незачем. Хотя, знаете, один раз я все-таки случайно побывала в квартире у Водяного — нужно было передать какую-то пьесу.
— Поговаривают, будто король оперетты был сказочно богат...
— Неправда! Никакой вычурности и роскоши. Между прочим, мебель Миша себе приобрел, когда увидел нашу, привезенную из Москвы. Но квартира действительно была огромная...
— В 1957 году Водяной стал заслуженным, а в 1964 году — народным артистом Украины. Прославился он, снявшись в музыкальной кинокомедии «Свадьба в Малиновке», поставленной Андреем Тутышкиным, и имел просто оглушительный успех... А правда, что Водяной буквально подсидел тогдашнего руководителя Одесского театра музыкальной комедии?
— Да, было дело. Михаила Григорьевича знали и боготворили. Где только не распевали тогда песню «На морском песочке я Марусю встретил», стараясь имитировать голос Водяного! Коронные фразы Попандопуло стали афоризмами: «Это — тебе, это — опять тебе, это — все время тебе...», «Не, я такой фасон не ношу!», «Шо я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяные, хлопцы запряженные». На одесской сцене он сыграл около 150 ролей, поклонницы за ним толпами ходили, а гениальный Леонид Утесов называл его полпредом Одессы в Москве. Но Мише этого показалось мало. Он очень хотел стать директором и худруком музкомедии и добился своего, убрал Матвея Абрамовича Ошеровского.
— У Водяного были свои взгляды на театр, его развитие? Вы с ним часто спорили или его мнение считалось единственно верным?
— (Вздыхает). Да, он совсем иначе руководил. Понимаете, актеру редко удается совместить административную должность и творчество, поэтому я все время пыталась его отговорить от этой затеи, объяснить, что он артист, а не начальник. Постоянно твердила: «Миша, ну, посмотри, ведь ты, как помойное ведро, как горшок ночной: к тебе все идут с различными жалобами и просьбами. Зачем это нужно? На тебе негатив отрицательно сказывается». Я думаю, директорство его и погубило.
— Людмила Ивановна, давайте вернемся к тому, как Водяному все-таки удалось встать во главе театра. Насколько мне известно, в 1977-м группа артистов, заручившись поддержкой свыше, подготовила партсобрание. Заговорщики думали, что Ошеровский будет сопротивляться, доказывать свою правоту, а он сказал: «Мне вас жалко. Я уйду, а вы остаетесь». Встал и вышел. Водяной прокричал вдогонку: «Вы посмотрите, он повернулся к нам своим толстым задом — вот весь его характер!».
— В том собрании я не участвовала, в худсовете не состояла, потому что не поддерживала Мишу. Он прекрасно знал, что я никогда не вмешивалась в подобные дела, меня интересовало только творчество. А Ошеровского очень жаль: он отличные спектакли ставил для своего звездного ученика Миши Водяного, который впоследствии изгнал своего учителя из театра. Конечно, обидно...
— Матвей Абрамович сразу уехал в Москву, где до сих пор живет и работает, а из родной Одессы все шли чудовищные анонимки.
— Ах, нет (качает головой), я в этом не участвовала и даже не знала о подобном. Мы с ним и его женой Галей — коих я, между прочим, и познакомила — остались в прекрасных и самых теплых отношениях. Недавно они приезжали в Одессу, мы встретились прямо на сцене и разрыдались втроем...
«Я НИКОГДА НЕ БЫЛА ТЩЕСЛАВНОЙ»
— В 1976 году Водяной — первый из артистов «легкого» жанра! — получил звание народного артиста СССР. Как ему это удалось?
— (Шепотом). У него хороший друг в отделе культуры работал каким-то начальником, так что даже не знаю. Кстати, я вместе с Мишей должна была получить тогда звание народной СССР, но он помешал, и мне выдали только орден.
— И вы после этого продолжали дружить, не держали на него зла?
— А зачем обижаться? Кому нужны эти звания? Я в отличие от Водяного никогда не была тщеславной.
— Но народные СССР всегда пользовались привилегиями, и зарплата полагалась повышенная.
— Да, я получала две с половиной тысячи рублей, а он — три тысячи, потому что отмечен высшим знаком отличия. Зато я стала получать надбавку за свой орден, когда вышла на пенсию.
Людмила Сатосова и Михаил Водяной. «Мишу боготворили, Утесов азывал его полпредом Одессы в Москве, он сыграл 150 ролей, но ему этого показалось мало...» |
— При директорстве Водяного было построено современное здание музкомедии на Французском бульваре. Ходили слухи, что власти заставляли Михаила Григорьевича подписать акт приемки, хотя новостройка изобиловала недоделками. Якобы это стало причиной его очередного инфаркта и гибели...
— Имя Водяного, как и всякого знаменитого человека, было окутано ореолом всевозможных сплетен и слухов. Конечно, Миша приложил много стараний, чтобы выбить средства, добиться выделения хорошего участка под театр. Не случайно сегодня одесская музкомедия носит имя Водяного. Но я не переставала повторять, что в новой, чуждой его духу должности, он угробит себя. Так и случилось — в роли директора проработал всего лишь четыре года.
Мы попрощались с ним на спектакле «Поздняя серенада». Был аншлаг. Я играла его супругу, а Мара — маму. Вообще, публика часто ошибочно думала, что я жена Миши Водяного (смеется). Вдруг во время спектакля Миша тихонечко шепчет мне на ухо: «Люська, я что-то плохо себя чувствую, подойди в мою уборную, вынеси лекарства, я их забыл. Только, пожалуйста, чтобы Мара не видела и не догадалась».
Зашла за кулисы, нашла... Не помню, как этот препарат называется, — от боли в сердце. Мара заметила меня, забеспокоилась, начала расспрашивать. Пришлось придумывать, что Миша якобы забыл роль. Она взволнованно покачала головой — наверное, почувствовала, что обманываю. Водяной таблетки незаметно выпил прямо на сцене. Потом мы собирались в круиз по Черному морю, но я с мужем уехала раньше, а Миша остался в День города выступать на стадионе. Они с Марой должны были присоединиться к нам позже...
Смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны. Плакали все — от мала до велика... Овдовевшая Мара тяжело перенесла эту утрату, и опереться ей было, в общем-то, не на кого: детей у них с Мишей не было. Каждый раз, играя в спектакле «Бал в честь Короля», поставленном в 1992 году в память о Михаиле Водяном, она переживала горе заново...
В феврале 1999 года, несмотря на плохое самочувствие, Маргарита Демина отказалась отменить мемориальный спектакль и вышла на сцену, правда, попросила партнера поддержать ее. Домой актрису проводила поклонница. Мара умерла в кресле перед портретом мужа с телефонной трубкой в руках. (Как просила Демина, ее прах покоится в одной могиле с Михаилом Водяным. — Авт.).
— Сейчас оперетта утратила былую популярность. А когда-то попасть туда на премьеру, особенно если в спектакле играл Водяной, было практически невозможно. Как вы думаете, в чем все-таки заключался его феномен?
— Наверное, в ролях. Его герои: Яшка Буксир, Попандопуло, Мишка Япончик — соответствовали огульным представлениям об одессите, хотя сам Водяной — уроженец Харькова. Миша был сдержанным и элегантным актером. Помню, как делал мне замечания, что я пляшу слишком темпераментно. Он же танцевал одной ногой, не любил растрачивать энергию и берег свои силы: «Уймись, мать, нас и так хорошо принимают». Хотя не исключено, что уже тогда он знал о своих проблемах со здоровьем.
Конечно, Водяной был талантливым человеком, но самостоятельно не мог приготовить ни одной роли. С ним занимался или мой муж (актер Виктор Эгин умер несколько лет назад. — Авт.), или Матвей Ошеровский, на которого он, откровенно говоря, накакал... Но все-таки в нем определенно была какая-то изюминка.