В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Умом Россию не понять

А че там у хохлов, или Новая российская чесотка

Евгений КУЗЬМЕНКО 30 Апреля, 2015 00:00
Колумнист интернет-издания «ГОРДОН» анализирует причины возникновения интернет-мема «А че там у хохлов?» и вспоминает, как менялся контекст употребления слова «хохол» за последние 15 лет
Евгений КУЗЬМЕНКО

А знаете, ребята, юмор в интернете может быть нехилым по силе оружием. В особенности, если использовать его дружно и с умом.

«Скажи: ну чего вы к нам прицепились со своим «Че там у хохлов?»?» — спросил меня второго дня приятель из России. «Нет, ну я понимаю, это вы так троллите нас за то, что к вам прицепились. Но зачем так дружно-то? Какой в этом смысл?». Пришлось объяснять дружественно настроенному москалю элементарные вещи. И о них, и о нас. О том, как изменились акценты, концепты и подтексты.

И начал я с 1999 года. Тогда две наши футбольные сборные играли между собой кардинальной важности матч. Решалось, кто продолжит борьбу за путевку на чемпионат мира. Ну, и в широком понимании вопроса: кто круче играет. И вообще: кто круче?

Ближе к матчу обстановка накалилась. В канун игры «Советский спорт» вышел с невероятно веселым (с точки зрения читателей газеты) заголовком: «Бей, Хохлов, спасай Россию!».

В сборной России и в самом деле играл полузащитник Дмитрий Хохлов, но в заголовке он, разумеется, был упомянут не за свои игровые качества. Разгорелся скандал, в Украине негодовали. Россияне же, вдоволь наржавшись и радостно утирая слезы, объясняли: «Не, ну чего вы кипишуете? Хохлы ведь вы и есть, правда? Младшие наши братья! Мы ж не со зла. Ну, признайтесь: классный же заголовок?».

Прошло 16 лет — и вроде речь снова о хохлах. Но как изменились ролевки!

По идее это младший брат должен с обожанием глядеть на старшего. Копировать его увлечения, донашивать его свитера, повторять его увлечения. Друзьям и соседям полагается умилительно восклицать: «Смот­рю — и диву дивуюсь: как он на вас похож!».

До 2004-го все так и было. Да и в 2004-м один из нынешних либерально-гуманитарных светочей Москвы, сидя за столом буфета украинского Центризбиркома, с аппетитом говорил автору этих слов: «Ребят, вы не волнуйтесь, у вас сейчас наш 1993-й, расстрел ретроградной Госдумы. Дальше пойдет наша Семибанкирщина...».

Но у России с Украиной весной 2015-го все совсем по-другому. Старший брат живет прошлым, пересматривает старые фото. Вспоминает времена, когда все было нипочем, соседи боялись, а девки давали. Попутно можно было вешать им лапшу на уши о вековой духовности, об особых нравственных устоях. Некоторые верили.

А у младшего все как-то очень драйвово сложилось: ушел из дома, нашел новую работу, обрел новый круг интересов. И друзья у него новые, сплошь заграничные чистоплюи.

Старшему брату происходящее с младшим в упор не нравится и покоя не дает. Только и делает, что ходит, бурчит, требует вернуться. А в последнее время повадился стекла бить — и нет с ним никакого сладу. Соседи вполголоса жалуются, но он в ответ грозится с топором прийти...

...В общем, всенародный флэш-моб «А че там у хохлов?» — это в первую очередь о нынешней России. О том, что в самой стране ничего нового не происходит, что живет она по старым лекалам, причем движется в глубь своего концлагеря, от Брежнева — к Сталину. Да, отжали у хохлов Крым, но чувство новизны быстро приелось. Да и хлопотно оказалось ездить в этот Крым...

А у хохлов все как-то живо, ярко, с перчинкой. Да, понаделали на новом пути много ошибок, по-прежнему хреново с экономикой, никуда ни делись олигархи с коррупцией, продажные менты и судьи. Война на Донбассе, теракты в Харькове и Одессе, инфляция и популизм новоизбранных политиков.

Но куда-то они все же идут, и при всей опасности пути дорога эта ведет явно не на кладбище. Здесь учатся заботиться о себе самих, не ожидая милостей батюшки-царя. Пытаются контролировать власть — и время от времени неплохо удается...

В общем, интересно у них, у хохлов.

И случилась с жителями российской империи совсем не имперская хворь: стали они с нескрываемым любопытством изо дня в день интересоваться: а че там у хохлов?

Поначалу, разумеется, все шло в русле «ан­тифашистской» ТВ-истерии: ах, каратели, ох, сотни трупов на улицах, ух, вареники со свастикой. Родственники из России звонили родственникам в Украине: у тебя хоть по­есть что есть? Может, забрать тебя оттуда?

Но время идет — а хохлы все как-то держатся, сводят концы с концами да еще что-то на фронт отправляют. И книжный «Арсенал» у них проходит, и Марийка ихняя чемпионкой мира по шахматам стала, и в четвертьфинале Лиги Европы у них невесть каким образом очутилось сразу два клуба...

И еще вот что обидно: сами они наотрез отказываются признавать Россию сколько-нибудь важным для себя ориентиром. Так, сосед, не больше. Да еще и надменный, наглый, коварный и ревнивый — ну отчего не выпало жить рядом со Швейцарией или Данией? Скольких проблем удалось бы избежать...

Подумали такое — и отвернулись. Молодежь живо интересуется: а что в Польше? А как дешевле слетать в Барселону? А правда, что в Португалии...

Считают евро с долларами, а на рубли и смотреть не хотят. И чувствуют это отношение россияне, и ерзают на месте, устав от телекартинок псевдовеличия своей псевдоимперии. И, улучив момент, чешут там, где чешется больше всего. И спрашивают: «Слышь, ты мне вот что скажи: а че там у хохлов?».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось