Авто хорошо, а велосипед лучше
Вы давно ругались, надолго застряв в киевской уличной пробке? Поскольку во время неплановых стоянок появляется много времени для раздумий, можно задать себе много вопросов и попытаться ответить хоть на некоторые из них. Почему, например, при наших зарплатах киевская улица насыщена очень дорогими автомобилями гуще, чем проспект любой из европейских столиц? Почему наши милиционеры знают, какие автомобильные номера не подлежат проверке и какие водители имеют право рулить, как им вздумается? Почему бензин у нас стоит дороже, чем в самых развитых государствах — хотя бы в США или Германии?
Все эти «почему?» можно умножать до бесконечности, но в то же самое время интересно оглядеться и понять, что в том или ином виде автомобильные проблемы существуют везде и везде находят способы их разрешения — иногда поучительные.
Впечатленный центральной киевской магистралью, где гремят бамперами и со скрипом разворачиваются на майдане Незалежности автомобили с номерными знаками всех на свете Тьмутараканей, сразу же скажу, что, к примеру, на лондонский «Крещатик» попасть нелегко. Въезд в центр платный: в британской столице это около 20 долларов (я перевожу цены к общему знаменателю, понятному в наших обменниках), а час парковки в центральной части Лондона около 10 долларов. За неоплаченный въезд в лондонский Сити — огромный штраф, с 250 долларов начиная. В центре Берлина, если уж заехал туда, дешевле чем за шесть долларов в час не запаркуешься, так же, как и в Париже. На Манхеттен, главный из нью-йоркских островов, надо въезжать по мостам через Гудзон или залив, и стоит это от пяти долларов и выше. Запарковаться в центральной части Манхеттена можно на таксометре долларов за пять-шесть в час, но там почасовой счетчик, и придется побегать, постоянно добавляя монеток. Существуют и льготы, тоже целенаправленные: выезд из Манхеттена бесплатный, а если ты въехал в автомобиле, где есть еще пассажиры, можешь ехать даже по привилегированной полосе.
Вся логика дорожного движения сосредоточена вокруг стремления выдавить автомобили с одним пассажиром из самых густонаселенных районов больших городов и поддержать тех, кто понимает смысл таких ограничений. Я видел в Копенгагене и Стокгольме целые армии людей на прокатных велосипедах, для которых выделены специальные дорожки, а получение и сдача велосипеда очень упрощены. В Париже более тысячи прокатных велосипедных пунктов, где за небольшие деньги можно нанять двухколесного друга и возвратить его на одном из пунктов, натыканных во все переулки. Кстати, в Лондоне сегодня все больше людей пользуется общественным транспортом, в комфортность которого вкладываются большие средства. В Париже, где автомобиль есть в каждой второй семье, лишь четверть автовладельцев разъезжают на своих драндулетах ежедневно, а 20 процентов — всего раз в месяц, на семейную прогулку за город или торжественный выезд в гости...
Когда я вижу наших автомобилистов, пытающихся договориться с дорожной милицией, вспоминаю, что практически нигде на свете личного контакта между нарушителем правил и милицейско-полицейским разоблачителем не происходит. В большинстве государств (сейчас это налаживается в Москве) по почте приходит фотография вашего нарушения вместе с квитанцией для оплаты штрафа в банке. У американских полицейских, например, принятие оплаты дорожного нарушения лично полисменом считается не просто служебным проступком, а уголовным преступлением, за которое можно натерпеться весьма основательных кар.
В общем, я уже выезжаю из киевской уличной пробки, появился просвет. Я еще подумаю на это тему и вам желаю того же...