Валентин ГАФТ: «Вор в законе сказал: «Моим друзьям очень хочется, чтобы вы пришли к нам на сходку»
![]() Григорий Горин однажды заметил, что «Гафт — это не фамилия, а диагноз». Правда, с годами ядовитый эпиграмщик, бреттер и самоед стал заметно мягче и добрее |
«ВИДЯ ЖИЗНЬ НА УКРАИНСКОМ ХУТОРЕ, Я ГОВОРИЛ: «ОБЯЗАТЕЛЬНО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ РАССКАЖУ»
— У вас, Валентин Иосифович, обширный багаж театральных и киноролей, эпиграмм, но мне почему-то вспоминаются замечательные ваши стихи, посвященные нежному возрасту: «Ну вернись ко мне, вернись...
— ...детства розовый кусочек. Мама шепчет мне: «Пись-пись!» — и я писаю в горшочек»...
— По-моему, потрясающе. Детские воспоминания связаны, знаю, у вас с Украиной, с бабушкой, которая жила...
— ...в Прилуках Черниговской области. Все лето я проводил у нее и у наших близких друзей на хуторе Руда, в селе Варва. Журавли, белые хаты с соломенными крышами, глиняный пол с расстеленными дорожками, а еще иконы и полотенца — как их у вас называют?
![]() Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Рушники...
— Да (теплеют глаза), да. Печки, лавки, вкуснейший борщ с чесноком — это все 45-46-й годы, когда оставшиеся в живых солдаты возвращались из Германии после войны. Перед глазами до сих пор встречи, объятия, слезы и чемоданы, откуда извлекались трофеи.
В селах это было жуткое время: налогом облагали каждое деревце — вишенку, яблоньку, переписывали, у кого один поросенок, а у кого два. Колхозники жили без паспортов, получали на трудодень полкопейки, и, видя все это, я говорил: «Обязательно товарищу Сталину расскажу».
— Рассказали?
— (Вздыхает). Это была очень нелегкая жизнь, хотя мы приезжали в Украину, как на курорт: подышать свежим воздухом, молочными продуктами подкормиться...
— С тех пор что-то по-украински вы помните?
— Конечно же, помню. (Хитро прищуривается). Шо вона лiзе — я з нею свиней пас, чи шо?
— 21 июня 1941 года ваша семья собиралась в Прилуки, но спасла, по сути, нелепая, как тогда казалось, случайность...
— (Удивленно). Так вы все обо мне знаете! Действительно, мы должны были выехать в субботу, 21-го, с пересадкой в Бахмаче. Наша домработница Галя отстояла за билетами целую ночь, но квиточки ей подсунули липовые. Пришлось снова идти в кассу, отъезд передвинулся на день, а 22-го по радио выступил товарищ Молотов и объявил, что началась война. Если бы не какая-то аферистка (я впервые тогда это слово услышал), мы попали бы под бомбежку и вряд ли бы кто-то уцелел.
— В жизни у вас было много подобных случайностей?
— Такая вот роковая — единственная: остальные на фоне ее забываются, меркнут... В данном же случае понимаешь: это какая-то сила беду отвела.
— Домработница ваша тоже была из Украины?
— Да, и она сыграла в моей судьбе огромную роль. Галя, как бабушка, меня опекала, хотя была молодой женщиной — добрая, теплая, ласковая... Потом, когда уже жил самостоятельно, стал артистом, мечтал с нею все повидаться, однако... Это, безусловно, свинство с моей стороны, что так и не собрался, но что поделаешь — я в долгу перед многими.
![]() С Евгением Мироновым в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще Анкор!», 1992 год |
До сих пор меня тянет в Прилуки, хочу посмотреть на хутор Руда. Разве забыть эти замечательные женские лица, да и не только лица? В этой палитре все: теплые южные ночи, утопающие в зелени сады, кони, яблоки, кукуруза, коровы, которых загоняли домой и каждая знала свою калитку. Люблю Украину, к тому же у меня родом отсюда и мать, и отец.
— По-моему, наблюдать за тем, что вы только что так красочно описали, и есть счастье — не так ли?
— Вы знаете, актерам свойственно подсознательно откладывать, сортировать впечатления, и, например, при слове «война» (а мне часто приходилось этот период жизни и вообще военных играть) всплывает картинка, как меня, одного, впихивают в поезд на третью полку, где кладут вещи, и я несколько суток до Прилук добираюсь. Состав еле полз, то и дело останавливался — то на полустанках, а то в чистом поле. Я видел людей, которые ехали прямо на крыше, калек, просивших им что-то подать... Были еще остановки, где пассажиры бежали за кипятком, и другие — когда давали обеды. Постоянные опоздания, толчки от сорванного стоп-крана...
— Жизнь, да?
— Это надо было видеть и чувствовать — по рассказам атмосферу не ощутить. Мне повезло...
«МНЕ НЫНЕШНИЕ ГРИМАСЫ, УЖИМКИ УРОДСТВОМ КАЖУТСЯ»
— В Москве ваша семья обитала на улице Матросская Тишина: напротив — психиатрическая больница, справа — тюрьма, слева — рынок...
— Мир (улыбается) в миниатюре.
— Интересно было в таком месте жить и наблюдать столько разнообразнейших персонажей?
— Это просто целое государство было. Я и сейчас иногда туда езжу, когда надо эмоций добрать, смотрю — все вокруг маленькое такое, куцее... Тогда казалось, через дорогу перейдешь — уже другая страна, а в центр Москвы, на улицу Горького (нынешнюю Тверскую) я отправлялся, как сейчас в Соединенные Штаты...
![]() В киноленте Юрия Кары «Воры в законе» Гафт очень достоверно сыграл главаря мафии, и некоторые «авторитеты» стали воспринимать Валентина Иосифовича как своего. С Анной Самохиной, 1988 год |
Это уже период осознанный, послевоенный... Помню, аккурат в День Победы мы с теткой на Красную площадь отправились — над нею висел огромный воздушный шар с изображением Иосифа Виссарионовича, и никакой давки, счастливые москвичи... Если кто-то терял галошу, ее вешали тут же на палку, друг друга никто не толкал, царили всеобщее понимание и тактичность. Ни хамства не было, ни хулиганства, мы спокойно в метро ехали... Соотечественники были другие!
Раньше я очень любил ходить на стадион, а сейчас перестал. Просто не понимаю, что на трибунах творится: какое-то бешенство, какой-то нескончаемый спектакль, который для болельщиков, кажется, куда важнее игры. Размахивают без конца руками, что-то жгут, дым столбом...
— ...да и футбол стал другим...
— Абсолютно! Надо бы успокоиться — не стоит перенимать самое худшее из того, что у других есть народов. Вы посмотрите старую кинохронику: какие люди сидят на лавочках, какие у них лица! Что делать? (Грустно). Жизнь меняется, а с ней...
— ...и лица, да?
— Ну, конечно. Не скажу, что одни хуже, другие лучше — они соответствуют своему времени, но мне нынешние гримасы, ужимки уродством кажутся — глаза бы мои их не видели. Простите, но я этого не выношу.
— Послевоенную столицу вы в светлых красках описываете, а ведь она была хмурой, неприветливой, даже жестокой. В городе, как известно, правили бал уголовники, расплодились во множестве банды, державшие москвичей в страхе...
— У нас в Сокольниках все эти «Черные кошки» как раз и орудовали. Тогда в каждом дворе имелись свои хулиганы, было очень много посаженных, выпущенных, отсидевших... Эта братва, вся в синих наколках, совсем не походила на нынешних бандюков — они просто были свободнее остальных, сильнее физически и, словно псы, защищали свою территорию.
— Колоритные были фигуры?
— Должен заметить, весьма.
— С понятиями?
![]() С Андреем Мироновым в картине «Мститель», 1969 год |
— Кое-кто. Многими, между прочим, уже гордятся — окончили институты, стали образованными и ныне занимают высокое положение...
— Слышал, что в юности вы часто дрались и вам даже зубы не раз выбивали.
— Да, это правда, но надо было самоутверждаться. Мы, особенно после картины «Первая перчатка», были заражены боксом, и я, естественно, тоже.
— Как же, простите, без некоторых зубов вы собирались стать актером?
— Об этом я думал. Хотя никого в свои сомнения не посвящал, ну а в артисты хотел выбиться, потому что дело-то больно нехитрое. Чего там? Выйти, сказать: «Кушать подано» — все, казалось бы, еще и деньги за это платить будут. Мне даже в голову не приходило, что надо что-то на сцене изображать...
— В картине «Воры в законе» вы блестяще сыграли главаря мафии — такое знание материала оттуда или вам рассказывали, каким ваш персонаж должен быть?
— Черт его знает, откуда, но, вообще-то, все-таки не только из жизни. Такой сплав из общего познания всего, из каких-то примеров, да и роль, собственно, была небольшая...
— ...но яркая...
— Совершенно случайно в Ялте — там же, где проходили съемки, — я познакомился с одним вором в законе. Мы несколько дней провели на пляже, и, несмотря на то что сценарий написал грандиозный Фазиль Искандер, в фильм вошли многие фразы этого вора. Интересный был человек... Это его, кстати, слова: «Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»...
«ПОЛУЧИВ ПОЩЕЧИНУ, БЕРИЯ УЛЫБНУЛСЯ. ФЕДОРОВУ ПРОВОДИЛИ К МАШИНЕ, ДАЛИ БУКЕТ ЦВЕТОВ И УВЕЗЛИ В ТЮРЬМУ, ГДЕ ОНА ПРОВЕЛА ПОЧТИ 10 ЛЕТ»
— После выхода этой ленты на экраны вы с настоящими ворами в законе беседовали? Они вашу трактовку одобрили?
![]() Валентин Гафт и Владислав Галкин в сериале «По ту сторону волков», 2002 год |
— Ко мне просто подъехал как-то один из них. «Вы меня можете сдать, — говорит, — я в розыске...» — и на мою реакцию смотрит. «Извините, — отвечаю, — такими вещами не занимаюсь», а он между тем продолжает: «Моим друзьям очень хотелось бы, чтобы вы пришли к нам на сходку». От приглашения я наотрез отказался: «Нет, что вы — это была только роль, понимаете? Я артист и ничего в вашем деле не смыслю».
Еще одна встреча была в Минске — мне сообщили, что со мной хочет познакомиться вор в законе. Ну куда денешься? На съемочную площадку пришел человечек — маленький-маленький, симпатичный, глазки востренькие, и вокруг то ли свита, то ли охрана — такие гиганты. «Как поживаете? Вам ничего не нужно?». Подарил пару бутылок водки, всего хорошего пожелал и сказал на прощание: «Если что, обращайтесь». Вот так, но я не думаю, что это моя заслуга. Сейчас вообще со счета собьешься — столько картин о ворах вышло, а наша тогда, в 88-м году, была первой...
— Евгений Александрович Евтушенко снял в свое время очень хороший, на мой взгляд, фильм «Похороны Сталина», а вы, знаю, видели, как все это не в кино происходило, а наяву, в реальной жизни...
— Была страшная давка — мы с Володей Кругловым (моим закадычным приятелем) так до Дома Союзов и не дошли. Спрятались в каком-то подъезде, даже там ночевали, а одного мальчика из нашего класса задавили насмерть. На прощание со Сталиным мы не поспели: оказались на Красной площади, когда его уже хоронили, зато стояли совсем близко к Мавзолею. Выступал Берия — я до сих пор помню низко, по самые брови, надвинутую шляпу, кашне и воротник, поднятый так, что видны были только рот и пенсне. Мне почему-то тогда показалось: вот абсолютный образ шпиона...
— По-моему, это не только вам показалось...
— Да (улыбается), это точно, а спустя годы мне приходилось играть Берию...
— ...в «Пирах Валтасара»...
— ...и в картине «Затерянный в Сибири». Мне, кстати, очень помог образ, увиденный на трибуне: «Кто не слеп, тот видит... Дело Ленина-Сталина... Усилить бдительность» — и все это под аплодисменты!
![]() «Погодите, не поднимайте руки, вы их потом всю жизнь не отмоете!». «Гараж», 1979 год. Георгий Бурков, Глеб Стриженов, Лия Ахеджакова, Ия Саввина. Валентин Гафт сыграл в этом культовом советском фильме председателя правления гаражного кооператива Сидорина |
— А вам не страшно было играть Берию — вы же наверняка, в этот образ вживаясь, примеряли на себя его поступки, внутренний мир, даже мысли?
— Знаете, перед тем как сниматься в «Пирах Валтасара», я просмотрел множество фотографий Лаврентия Павловича. Внешне я совершенно на него не похож — это совсем другой человек, но надо было ухватить суть. Есть выступление его, когда, подстраиваясь под Кобу, он говорит: «Это трудная работа... Это...». Они, между прочим, близки: и Иосиф Виссарионович, и Берия, — и играть их приблизительно в одной тональности надо. Сегодня, кстати, многие пытаются быть такими, потому что в этом есть что-то солидное, значительное, угрожающее. Подобные люди излучают страшный покой.
— Берия был актером?
— Думаю, актерство в них всех присутствовало... Сейчас про Берию говорят очень много — и хорошего, и плохого, но я знаю историю мамы Вики Федоровой — знаменитой (впоследствии, уже при Брежневе, убитой у себя дома) актрисы Зои Федоровой: она мне лично рассказывала, как Берия вызвал ее к себе.
Лаврентий Павлович, который любил женщин особенно (во всяком случае, ему это приписывают), вышел в одном халате, наброшенном на голое тело. Зоя Алексеевна влепила ему пощечину, Берия улыбнулся, ее проводили через калитку к машине, дали букет цветов и увезли в тюрьму, где Федорова провела почти 10 лет.
— О той пощечине она пожалела?
— Думаю, нет — не тот характер...
— Что интересно, в двух кварталах отсюда, на улице Борисоглебской, жил сын Берии Серго...
— На редкость, говорят, симпатичный, умный, интересный и талантливый человек...
— ...подтверждаю!
![]() «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем. Мы бумажные важные люди, мы и были, и есть, мы и будем...». В «Забытой мелодии для флейты» Валентину Гафту досталась роль номенклатурного бюрократа Одинокова. Леонид Филатов, Ольга Волкова, Михаил Ширвиндт. 1987 год |
Я взял у него интервью за неделю, как оказалось, до смерти, и он с нежностью говорил об отце, считал Лаврентия Палыча почти святым...
— Я был знаком с женщиной, которая от Берии родила, — она его очень любила и тоже уверяла меня, что он святой. Потом дочка Лаврентия Павловича вышла замуж за сына первого секретаря Московского горкома партии Гришина.
— Да вы что!?
— Представляете? У них пошли дети, внуки, и все смешалось: потомки Гришина, Берии...
— Боже, как мир тесен!.. Скажите, а ваше отношение к Сталину, поначалу такое восторженное, с годами как-то менялось?
— Когда он умер, вокруг разлилось всеобщее горе. Кстати, недавно Эдику Радзинскому, у которого вышла книга «Сталин. Жизнь и смерть» — он любит вести о вожде четырех-пятичасовые частные беседы, — я написал посвящение: «Разговор товарища Сталина с Эдиком Радзинским». Если хотите, кусочек прочитаю.
— Послушаю с удовольствием...
— Это конец речи Сталина:
Путь у страны был тверд, но горек.
Был лысым вождь, потом усатый.
Вы, Эдик, как большой историк
Призвали нас к суду, к расплате.
Как реставратор, гений, медик,
Найдя в архивах живой след,
Вы всех клонировали, Эдик, —
Царю от нас большой привет.
Теперь для новых поколений
Вы как артист играть в нас стали:
Гафт — предводитель бомжей по кличке Президент. «Небеса обетованные», 1991 год
То вы как царь, а то как Ленин,
Но больше все-таки вы Сталин.
Спасибо вам, что, нас не бросив,
Вы трудитесь, не зная лени;
Как только скажете: «Иосиф», —
У самого дрожат колени.
Вам нравится в моей быть власти,
Идя на сцену, как на плаху:
У вас глаза горят от счастья
И бешеный восторг от страха.
Вы, Эдвард, слепы, вы во мгле,
Вы осмелели рановато,
И неминуема расплата,
Поскольку я всегда в Кремле.
Прошу, поскольку все мы живы,
Вас больше не пускать в архивы.
— Очень пророческие, между прочим, стихи...
— Свой опус, довольно длинный, я прочитал Радзинскому, и он вдруг признался: «Больше всего на свете боюсь товарища Сталина». Потрясенный, я тут же добавил эту концовку...
— У Маяковского был «Разговор с товарищем Лениным»...
— ...а сейчас актуален с товарищем Сталиным.
«ТАНЮ САМОЙЛОВУ ЗАСТАВИЛИ КРИЧАТЬ: «ПОЖАР!», А ОНА НЕ МОГЛА — ВЫСКОЧИЛА НА ЛЕСТНИЦУ И БИЛАСЬ В ИСТЕРИКЕ»
— Я где-то читал, что в детстве вы обожали участвовать в школьной самодеятельности, но почему-то играли женские роли...
— Что вы хотите — у нас не было девочек, мы учились с ними отдельно. Я между тем страстно мечтал попасть в драмкружок, сидел там в стороночке, и когда необходима была девушка, мне эту роль давали. Выглядел я неплохо — черноглазый, кудрявый, и роли как на подбор были, вот только волосы от парика лезли в рот, что очень мешало. Мы, я замечу, Мольера ставили, «Предложение» чеховское... «Воловьи Лужки наши, а не ваши!». — «Нет-с, мои!»...
![]() Любимому театру «Современник» Валентин Иосифович отдал 40 лет. С Игорем Квашой и Мариной Нееловой |
— Когда в 1953 году вы поступили в Школу-студию МХАТа, кто из известных впоследствии актеров с вами там занимался?
— Самый яркий — Олег Павлович Табаков: это чудо какое-то! Впрочем, ему и учиться не надо было...
— «Чеканна поступь, речь тверда...
— ...У Лелика, у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова».
Лелик — это исключение, гениальный артист...
— Вы считаете?
— Да, безусловно, во всяком случае, он разный — в ранний период и в средний это был просто великий актер, да и сейчас тоже. Олег и педагог потрясающий: ученики у него один лучше другого — Миронов, Машков, Безруков, да масса... Думаю, он один из лучших преподавателей старой школы, и не случайно, когда Табаков приезжает в Америку или куда-то еще, его там считают чуть ли не главным последователем Станиславского — такое у них впечатление.
— Учились вы, если не ошибаюсь, на курсе у Топоркова...
— Да, у Василия Осиповича.
Из интервью российскому телеканалу «Культура».
«Топорков и другие педагоги разговаривали с нами, конечно, о разном, но прежде всего — о театре. Спектакли, режиссура, личности Станиславского, Немировича, их партнеров (о Булгакове мы почти не говорили, потому как они мало что знали, а если и знали, молчали)...
Топорков давал часто деньги, чтобы собраться, поесть, выпить, пел, играл на гитаре. С завистью смотрел на молодых, хотя сам в это время женился на очень красивой и интересной, на 24 года моложе его женщине.
![]() «Двенадцать» Никиты Михалкова на фестивале Михалкова же «Золотой орел» взяли почти всех «Золотых орлов» |
Лет ему было тогда меньше, чем мне теперь, но казалось — о-о-о! Он приводил к нам Вертинского, который рассказывал о своей жизни и путешествиях. Потом в книжке Вертинского, вернее, в его дневнике, я случайно нашел запись, что «вчера был в Школе-студии МХАТа — какие они все дураки!». Открыли, я помню, занавес, сидел Вертинский, не пел. Как мамонта, показали...
Они, все эти мхатовские корифеи, казались уже не людьми, а какими-то восковыми фигурами. Один раз видел Книппер-Чехову — маленькая сморщенная старушка в соломенной шляпке. На втором этаже что-то кричало: «Любите МХАТ! Любите! Любите!..» — тоже маленькое, в синем длинном платье. Это была жена Антона Павловича — маленькая, сморщенная, усатая...».
Еще с нами учился Урбанский Женечка... Это особый человек — когда он сыграл в фильме «Коммунист» главную роль, я сказал: «Если коммунисты такие, я за коммунизм». Жизнь его, к сожалению, слишком рано оборвалась... Женя не застал перехода к застою и ассоциируется с высвобождением, «оттепелью», но вспоминать о нем надо чаще, потому что он был предвестником очень многих актеров, даже, думаю, Володи Высоцкого (он и пел приблизительно то же, на те же темы).
Это особый был тип, прошедший суровую школу — родители у него были ссыльные, он работал на шахте в Караганде. На семинарах по марксизму-ленинизму Женя задавал такие вопросы, что все мы лезли под стол: они были настолько откровенные, искренние и по тем временам смелые — дух захватывало! Потрясающий был парень!
— Это правда, что Татьяну Самойлову в Школу-студию МХАТа не взяли?
— Все это на моих глазах произошло — мы поступали вместе. Таню заставили кричать: «Пожар!», а она не могла — выскочила на лестницу и рыдала, прямо билась в истерике... Потом ее приняли в «Щуку».
— Красивой она тогда была?
— Очень своеобразной, а это больше, чем красивая. Хорошо, что Калатозов взял ее такую в «Летят журавли», а ведь мог бы выбрать более привычную для нас актрису. Самойлова была, безусловно, новым лицом в кино.
![]() Колоритный еврей-присяжный в фильме «Двенадцать», 2008 год. «Сейчас еврея показывать выгодно — его присутствие дает картине более широкий диапазон...» |
— Таких лиц и глаз сейчас, по-моему, нет...
— Думаю, вы правы — это непопулярно.
«РАНЕВСКАЯ ОДНАЖДЫ СКАЗАЛА: «СМОТРЕЛА КАРТИНУ ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ — СЕГОДНЯ АРТИСТЫ ИГРАЛИ ЛУЧШЕ»
— Вы служили в разных театрах: Моссовета, Сатиры, на Малой Бронной, в «Ленкоме» — не сложно было менять коллективы?
— Так было первое время — кочевал лет 12, пока не вернулся обратно к себе в «Современник». К себе, потому что это близкий мне театр, его создал мой учитель Олег Николаевич Ефремов. Да, до этого я побывал в разных местах: у Эфроса, у Андрея Александровича Гончарова, у Плучека играл с Андрюшей Мироновым «Фигаро» (я — первый исполнитель роли графа Альмавивы). Шло накопление...
— Смешение разных режиссерских школ не мешало?
— Наоборот, помогало, хотя разница-то относительная. Была, например, школа Эфроса — так она во мне и сидит, потому что это, в общем-то, к «Современнику» близко, но если, по большому счету, есть только одна школа — Станиславского...
— ...и ответвления...
— Вот именно.
— С Ефремовым хорошо было?
— Поступив в «Современник», я проработал с ним всего полтора года — он уже собирался уходить, и театр немножко разваливался, но когда Олег Николаевич отбыл во МХАТ, началась другая история. Ефремов прежде всего создатель и основатель «Современника», в этом театре его (хотя он отдал ему меньше, чем МХАТу) осталось, мне кажется, гораздо больше, здесь дух его сохранился.
Из интервью газете «Зеркало недели».
«Раньше меня в «Современник» не принимали — та же Галина Борисовна считала, что я «наигрывальщик». Ефремов же постановил: «Беру тебя в театр не потому, что ты хороший артист, а потому, что о тебе хорошо говорят», а было ведь время, когда я звонил Игорю Кваше и просил у него места на спектакли — хотя бы на ступенечках...
В тот год из «Современника» ушел Миша Козаков, и меня ввели в «Чайку» на роль Шамраева. Я стал интересоваться у Олега Николаевича: как этот образ лепить? — но так как в трезвом виде не встречал его года полтора, найти ответ было непросто. Наконец, он ответил: «Что бы ты ни играл, у тебя лишь один подтекст, и он прост: «Да пошли вы все...».
![]() Валентин Гафт — Дмитрию Гордону: «Свобода в том виде, в котором она появилась, очень скоро родила уродство, и на первый план вышли другие, ничего не имеющие с искусством интересы. Но, я думаю, этот период пройдет...» |
Я не могу сказать, что это мой любимый режиссер, не могу... Если бы Ефремов не завалил Художественный, не было бы наглости уже у «новых» вести себя так, как сегодня они ведут, потому что МХАТ оставался бы образцом, а не стало критерия — какой спрос-то, с чем сравнивать? Когда был Немирович-Данченко, даже эстрада была другая, а Ефремов разогнал театр, который стал медленно умирать — каждый день по человеку: у них разрывались сердца! Во многом виноват алкоголь — это уже ни для кого не тайна, но я был влюблен в Олега Николаевича еще студентом. Потом — уже в Художественном — что ни спектакль он выпускал, то дерьмо (с моей точки зрения), а я все смотрел — совершенно жуткие постановки.
— Вы снимались в прекрасных рязановских картинах «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты» и «Небеса обетованные» — что режиссер Рязанов для вас значит?
— Если вот так коротко, в двух словах, он очень мне нравится. У него есть шедевры безукоризненные: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», причем с годами они все лучше становятся — как вина, отстаиваются. Почему их показывают по праздникам? Эти ленты — как фейерверк, в них интересные характеры, хороший ритм, музыка, а еще есть наивность, непосредственность, легкость и глубина. Это замечательный режиссер, и хотя его фильмы очень неровные, особенно последние, в «Андерсене» есть сцены совершенно изумительные, потрясающие, совсем, казалось бы, Рязанову неблизкие. Мне кажется, он, несмотря на свои 80 лет, еще снимет какую-нибудь сильную картину.
— Рязанов писал о вас: «Самоедство его сжигает», вот и ваши коллеги говорят, что сыгранными ролями вы фактически всегда недовольны...
— Как же я должен реагировать, если это действительно не очень хорошо?
— Неужели нет идеальной роли, о которой вы бы могли, перефразируя Александра Сергеевича, сказать: «Ай да Гафт, ай да сукин сын!»?
— В театре, когда со стороны я себя не вижу, мне иногда кажется: вот сегодня неплох, а вообще-то, черт его знает... Раневская однажды сказала: «Смотрела картину четвертый раз — сегодня артисты играли лучше»... Так что, конечно, многое зависит от того, какой ты, какой у тебя настрой.
«ЧЕЛОВЕКУ 20-25 ЛЕТ, А ОН УЖЕ СВОЙ ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЕТ»
— Нашумевший фильм Никиты Михалкова «Двенадцать», где вы, на мой взгляд, блистали (впрочем, как и всегда, и это отнюдь не дежурный с моей стороны комплимент!), лично вам дорог?
— Очень! Никита — особая в моей жизни статья, это счастье, что я его встретил уже на склоне, как говорят, лет. Неожиданно для меня он сам придумал мне грим — нарисовал, сделал парик. Это наслаждение было — ходить на съемки и присутствовать на площадке не только когда он с тобой работает, но и с другими. Вот где школа! Пожалуй, за последние годы лучше я режиссера не видел.
— Известный продюсер, создатель фестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн сказал мне, что Никита Михалков антисемит, — вас это не смущало?
— Видите ли, какое дело — я ничего подобного не замечал, и мне кажется, это неправда. Никита — русофоб, но я в курсе того, у кого он учился, знаю его друзей... Когда я играл у него еврея, он не просто высказал пожелание, что не надо быть глубокомысленным и несчастным, но и нашел интересную форму... Такими евреев, в общем-то, представляют нечасто, а Никита именно этот образ увидел... Если бы он был антисемитом, ничего подобного бы не случилось, вообще такой роли бы не было!
С другой стороны, черт его знает... Сейчас еврея показывать выгодно — его присутствие дает картине более широкий диапазон, но в то, что вы говорите, я не хочу верить, думаю, это не так... Ко мне Никита относится замечательно, могу смело сказать, что он меня даже любит. И я его...
— В последнее время один за другим уходят представители поколения, создававшего выдающиеся образцы театрального и киноискусства и заставшего блестящих мастеров: актеров, операторов, режиссеров... Вы — один из тех, на чьих глазах прошла история советского кино и театра, — не ощущаете сейчас даже не затишья, а какой-то девальвации культуры, общей, в конце концов, деградации?
— К сожалению, ощущаю. Свобода в том виде, в котором она появилась, очень скоро родила уродство, и, как я постоянно повторяю, то, что делается быстро и скомканно, как правило...
— ...халтура?..
— ...некачественно. Зрелища, состряпанные на скорую руку, публику развращают — другого она не видит и привыкает к этому, даже аплодирует безобразиям, которые показывают в театре и по телевизору. Буквально повсюду искажение каких-то хороших и настоящих слов, извращение классиков (когда сказать нечего, в пьесы вставляется черт-те что), в общем, налицо падение нравов.
Сейчас на первый план вышли другие, ничего общего с искусством не имеющие интересы, но, я думаю, этот период пройдет. Все-таки Россия — театральная Мекка ХХ века, она научила весь мир играть в театр. Такой школой, которую создали Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров и Мейерхольд, не может похвастаться ни одна страна в мире — у нас такие традиции, столько великих артистов! Стыдно, зная, что они были и есть, делать гадость, которую нынче мы наблюдаем. Да, критерии слишком пали, но человек гораздо богаче и тоньше, чем то, что ему предлагают любые жанры.
— Вам не кажется, что скоро не останется никого, кто мог бы верным критериям научить?
— Страшно представить, что будет, если такое случится, — тогда неминуем крах. Нет, это, по-моему, невозможно, и надеюсь, ничего не исчезнет. Родятся на свет Божий новые люди, у которых все будет в генах, в крови, иначе... Мао сказал правильно: «Пускай расцветают все цветы», — но больно уж сорняков много, вокруг просто избыток примитивных людей. Мы стали щедро рассыпать слова «гений», «звезда»...
— ...«великий»...
— ...«суперталантливый». Человеку 20-25 лет, а он уже свой юбилей отмечает — ну что это, скажите, такое? Мы как-то привыкли, что телевидение все-таки государственный орган, что верхи все же следят за тем, продуктом какой свежести страну потчуют, и мне кажется, у тех, кому это отдано в руки, должно быть чувство ответственности. Туда надо тщательнее отбирать исполнителей, а то смотришь иные телевизионные шоу, и страшно становится...
— Раньше, на ваш взгляд, при отборе больше учитывалось наличие или отсутствие таланта?
— Да черт его знает, но давайте смотреть не как отбирали, а что создано. В то время, несмотря на издержки идеологии (с ней можно соглашаться или же нет), интересного было гораздо больше. Люди верили, отдавали жизнь за какие-то идеалы, а работали те же органы — тот же ум, то же сердце... Я, например, оцениваю человека не по наградам и званиям, а по тому, что он сделал, и, кстати, все великие картины создавались неторопливо...
— Кинематографисты халтурить себе не позволяли...
— ...а сейчас все быстро, быстро, быстsро...
— Выживать надо!
— Мы стали миром экономическим, и от этого никуда, к сожалению, не деться... Сейчас все решают деньги, и когда принимается сценарий, обсуждение начинается не с того, что там написано, — всех интересует бюджет.
P.S. За содействие в подготовке материала, тепло и внимание благодарим киевский ресторан «Централь».














Бывший председатель Службы безопасности Украины Игорь СМЕШКО: «Ужин с Виктором Ющенко на даче у моего заместителя Сацюка очень дорого стоил мне и моей семье»
Валентин ГАФТ: «Вор в законе сказал: «Моим друзьям очень хочется, чтобы вы пришли к нам на сходку»
Председатель Украинского Союза ветеранов Афганистана генерал-майор Сергей ЧЕРВОНОПИСКИЙ: «Своих друзей, которые подрывались на минах, мальчикам приходилось собирать по кускам и складывать в два пакета, чтобы по весу одинаковы были»
Диму Билана ограбили в Лондоне
Олег Басилашвили впервые стал дедушкой
95-летний Сергей Михалков срочно госпитализирован
У 79-летней Людмилы Зыкиной отказывают почки
Андрей Макаревич обвинил израильскую партию в краже
В Киеве прошла презентация новой книги известного писателя и журналиста Дэви Аркадьева «Эпоха Лобановского»
Слава Богу, что в беспределе оказался он не при деле...
Авто хорошо, а велосипед лучше
Пора-пора-порадовались...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги