Гроздья гнева
Летом ждут теплового или солнечного удара, а зимой - обморожений или падений в оттепельную лужу - ничего хорошего.
Кроме того, зимой привычно ждут пандемии гриппа, время от времени нам напоминают, сколько народу померло от эпидемии «испанки» лет 100 назад, а также сообщают, что вакцинация от гриппа не всегда спасительна, а порой даже опасна.
Иногда такое ожидание сваливается на сознание исподволь и рушит его постепенно. Когда-то я написал книгу «Лицо ненависти» о том, как внушаемая ненависть к какому-нибудь народу или образу жизни может разрушать людей изнутри, даже не перерождаясь в войну.
Вспоминая об этом, недавно я прочел интересную статью писателя Андрея Битова с размышлениями о военном параде в Москве. Движение танков и ракет вызвало у него обоснованные мысли о том, сколько денег и усилий лучших умов расходуется, чтобы совершенствовать способы и орудия убийства, в то время как его самого, писателя Битова, увы, можно прикончить, ткнув гвоздем.
Когда-то я поговорил на похожую тему с авиаконструктором Олегом Антоновым, который возмущался пацифистскими воплями по поводу военной авиации - вот, мол, орудия убийства летают над нами. «Человека можно пивной бутылкой убить, - говорил Олег Константинович. - Надо отслеживать, кто и зачем эту бутылку взял в руки, вот и все».
Ожидание чего-то недоброго замусоривает сознание. Многие люди опасаются столкнуться взглядом со встречным незнакомцем - мало ли чего тому в голову придет. Многие - причем это всемирное опасение - боятся ходить в театр, если их некому будет сопровождать на обратном пути (на Западе даже бизнес такой завелся - провожать и встречать театралов).
Поздно ночью в Нью-Йорке я возвращался к себе, плутая по закоулкам, и встретившийся патрульный полисмен сочувственно пожелал мне не озираться испуганно, а идти по проезжей части, прямо по осевой линии: «Тебя обругают водители, но это самое безопасное место улицы, там никто никогда тебя не тронет».
В общем, постоянно ждем пакостей от природы, от микробов, от властей, друг от друга, и ученые пишут, что это ожидание чужой агрессивности накапливает отрицательные эмоции, «черную энергетику», всячески раскочегаривает нашу собственную агрессию.
Психологи полагают, что неутоленное желание ответить на неведомо чью внезапную атаку подталкивает к тому, чтобы кого угодно атаковать первым. Все переплетается в таких гроздьях гнева, что зачастую выпутаться из них без потерь не удается и на многие вопросы приходится отвечать в суде.
Много раз уже рассказано, как японцы устанавливают в вестибюлях своих фирм чучела, похожие на начальство, и кладут рядом палку, чтобы можно было отвести душу, а затем продолжать работать во славу фирмы.
На одном из заводов американской «Дженерал моторс» я был в баре, специально предназначенном для «выпускания паров»: пол усыпан опилками, еду подают на пластмассовых тарелках, которые можно бить об стены, питье в пластмассовых стаканчиках, которые тоже можно бить, выплескивая свою агрессивность.
«Что же мы так озверели?» - пел Булат Окуджава. И еще он пел о мечте - почаще слышать «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Многие из нас желают того же.