В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Бюрократы всех стран соединяются

Виталий КОРОТИЧ 13 Декабря, 2005 00:00
Несколько лет назад мне довелось поработать в Калифорнии с Робертом Конквестом. Это вдумчивый и глубоко порядочный исследователь, написавший убедительные книги о большевистских беззакониях и украинском Голодоморе: "Большой террор" и "Жатва скорби".
Виталий КОРОТИЧ

Несколько лет назад мне довелось поработать в Калифорнии с Робертом Конквестом. Это вдумчивый и глубоко порядочный исследователь, написавший убедительные книги о большевистских беззакониях и украинском Голодоморе: "Большой террор" и "Жатва скорби". Конквест - пожилой человек, не склонный к эмоциям, видный ученый, опирающийся только на факты. Исследуя большевизм, он был уверен, что изучает уникальное искривление путей развития человечества, и препарировал его, как поучительную болезнь, опаснее которой уже ничего не будет. Конквест писал о полуграмотном сталинском чиновничестве, рубившем сплеча, и предостерегал от повторения советских трагедий.

Его книги были переведены на многие языки, и казалось, что Конквест, как говорится, закрыл тему. Но только что пришел журнал из калифорнийского Гуверовского фонда, где уже много лет работает политолог, и я прочел там новую работу Конквеста о сформировавшейся и страшной, по его мнению, угрозе. Он имеет в виду возникновение "всемогущей однопартийной системы в самом сердце западной цивилизации" - Соединенных Штатах и Евросоюзе. Конквест ужаснулся чиновничьей партии-корпорации, вызревшей в демократических недрах. По его мнению, опьяненное властью чиновничество прибирает к рукам рычаги управления и насаждает единомыслие.

Маркс и Энгельс так и не уговорили пролетариев всех стран соединиться, но бюрократы давно уже смыкаются поверх границ и барьеров. Власть всеядных чинуш все на свете преобразует себе в угоду. Бюрократия создает системы корпоративного управления, утверждает наднациональные связи "между своими", подминает и задумчивых технократов, и болтливых либералов. Высчитывая закономерности, Конквест всматривается в срезы времени, где находит сходство между древними чиновничьими структурами Византии и такими же в сегодняшнем Евросоюзе или Соединенных Штатах.

Бюрократы всех стран соединяются. Это они, считает ученый, впопыхах возжелали создать из многоликой Европы нечто наднациональное, смешать в странном коктейле людей, не ощущающих ни этнической, ни исторической общности. По мнению Конквеста, когда чинуши к своей немедленной выгоде спешат срочно отменить национальные различия, они провоцируют ксенофобию, обостряют в европейской семье многие едва успокоенные, очень медленно забывающиеся противоречия...

Прочитав статью Конквеста, я подумал, до чего забавно торопливые бюрократы "создают европейца", повторяя опыт недавней советской "семьи народов", где большевистские чинуши срочно изготовляли из туркменов и латышей некоего среднеарифметического "советского человека". Проваленные в нескольких странах Европы референдумы по единой европейской Конституции напомнили недавно, что торопливые бюрократы, сводящие процесс управления к сбору резолюций на своих бумажках, часто не задумываются о сути процессов, размышляя о собственных интересах основательнее, чем обо всем остальном...

Это вечная проблема. Петр I придумал сортировку чиновников на 14 рангов, чтобы хоть как-то взять их под контроль. Сталин расстрелял одних чиновников и назначил на их место других. В Африке или Южной Америке чиновников покупают, разрешая им взяточничать, так как считается, что все равно с этим ничего не поделаешь. И с ними плохо, и без них никуда, сплошные крайности (в современной России власти создали для чиновников даже особую партию). Когда формируется новая государственная система, как сейчас в Украине, приходится думать над тем, кто же будет ей управлять, и слишком многое снова упирается в вечный вопрос, где взять умных и честных управленцев, которые не запорют важное дело себе в угоду. И правда: где же их взять? Вы не знаете?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось