В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Сам себе режиссер

Станислав ГОВОРУХИН: "Я отвратительный бизнесмен. На мне висит долг в 40 тысяч долларов, за душой ни гроша..."

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 13 Декабря, 2005 00:00
Знаменитый режиссер победил на выборах в Мосгордуму Виктора Шендеровича
На недавних выборах в Мосгордуму известный режиссер и политик Станислав Говорухин обошел известного писателя и сатирика Виктора Шендеровича.
Ольга КУНГУРЦЕВА
На недавних выборах в Мосгордуму известный режиссер и политик Станислав Говорухин обошел известного писателя и сатирика Виктора Шендеровича. Говорухин как представитель партии власти набрал 38 процентов против 16 у оппозиционного Шендеровича. Путинская "Единая Россия" победила, и это последние выборы, в которых мог принять участие беспартийный кандидат. Отныне в России можно будет попасть в кандидаты только по партийным спискам. Медленно, но уверенно Россия прощается с демократией. Но не только политикой жив сегодня Станислав Сергеевич. Он продолжает снимать кино. Видимо, привычка, выработанная годами. Не так давно в Киеве режиссер презентовал свой новый фильм "Не хлебом единым". После просмотра зал аплодировал стоя минут 15. Возникло ощущение, что Говорухин этого не ожидал и даже выглядел растроганным.

"Я СПРОСИЛ МАРАТА БАШАРОВА: "БЗДИШЬ?". - "БЗДЮ, СТАНИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ"

- Вы, по сути, открыли для кинематографа молодую актрису Светлану Ходченкову, когда сняли в фильме "Благословите женщину". На фестивале "Стожары" она получила главный приз за лучшую женскую роль в картине "Не хлебом единым". Между этими работами актриса снималась много, но, увы, не в самых удачных телесагах - например, в "Карусели". Вы по этому поводу испытываете творческое недовольство?

- Конечно! Я Светке сразу сказал, что она идиотка и может быстро загубить свою карьеру. Светится везде, куда приглашают, снялась в сотне дури, хотя я ей объяснял: ни один приличный режиссер не станет мараться о сериальную херню. Не понимаю, это актерская жадность или, пусть уж не обижается, дурость?

А ревности из-за ее кинопоходов налево я не испытываю. Просто изначально гордился своим открытием и хотел бы гордиться впредь. Но если параллельно с серьезными ролями отмечаться еще в двух десятках непонятных фильмов, недолго и в тираж выйти.

- И что, она отца-вдохновителя слушается?

- Совершенно не слушается. Я ей что, отец родной?

- Как сегодня складываются ваши отношения?

- Исключительно рабочим образом. В одной постели не спим. С праздниками поздравляет, а так чтобы за жизнь поговорить - нет. Да оно и понятно - зачем я им, молодым, нужен?

Я ведь многих открыл. Например, Влада Галкина, Машку Миронову. В "Приключениях Гекльберри Финна" они у меня еще совсем маленькими снялись. В "Ворошиловском стрелке" тоже сработали три пацана, играющие отъявленных негодяев и мерзавцев. Если честно, опасался, что этим фильмом испорчу им дальнейшую карьеру. Ан нет, к примеру, Лешка Макаров (сын Любови Полищук. - Авт.) - самый главный в "Стрелке" гад - теперь играет добрейшей души героев. Марат Башаров на тот момент был востребован, а сейчас с телеэкрана вообще не сходит.

- Это его персонажу в "Стрелке" была предначертана самая жестокая кара!

- Да, от выстрела снайпера в его руках взрывается бутылка шампанского, пуля попадает прямехонько в мужское достоинство. Марату, как любому нормальному мужику, на подсознательном уровне было страшно браться за этот эпизод. Хлопца трясло как осиновый лист. Я его спросил: "Бздишь?". - "Бздю, Станислав Сергеевич".

Я настоял, чтобы в пробном варианте работал каскадер. Еще и пошутил: "Посмотрим - останется мужиком, следующим в кадр отправим Марата. Ну а ежели нет - нового каскадера запустим". В конце концов, все обошлось, разве что стекла поранили дублеру запястье. Марату объяснили правила техники безопасности, и его библейское место осталось в целости и сохранности. Можно сказать, это был ему подарок - сцена снималась аккурат в день его рождения.

- Жена Марата Лиза за такие трюки вам глаза не повыцарапывала?

- Напрягалась, причем дважды. Вначале из-за того, что благоверный участвует в сцене группового изнасилования. Пришлось ей стихи посвятить:

Горевала Лизавета,
понеся утрату -
Полюбила Робеспьера,
отдалась Марату.


Во время съемок снайперского попадания в Маратовы яйца ей и вовсе плохо стало. Пришлось вновь включить фантазию:

Лиза, прости, попытайся
помиловать,
Да, он хотел ее изнасиловать.
Разбитые яйца - тому
доказательство.
Но есть и смягчающее
обстоятельство,
Чтоб жизнь не испортили слухи вам,
В кино он снимался у Говорухина.


"ВСЕ, ЧТО ГОВОРИТ САДАЛЬСКИЙ, - ВРАНЬЕ ОТ ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА"

- Актеры, которым вы дали путевку в кинематографическую жизнь, испытывают по отношению к вам благодарность?

- Как сказать. Как-то спрашиваю Гузееву: "Лара, ты впервые снялась у Рязанова в "Жестоком романсе"? Она хохочет: "Нет, Станислав Сергеевич. Это кино называлось "Место встречи изменить нельзя". Я танцевала в ресторанной сцене. Помнится, вы еще отметили: "Какая хорошая девочка! Снимите ее крупным планом". А я и позабыл.

И с Ларой Удовиченко отличился. Пробовал ее на Маньку-облигацию и, как полагается, поинтересовался: "Лариса, у тебя раньше какие-нибудь фильмы были?". Реакция почти как у Гузеевой: "Так я же у вас в 15 лет снималась! Весь класс на премьеру пригласила, а вы мой эпизод вероломно вырезали". И я с ужасом вспомнил, что действительно в фильме "Робинзон Крузо" был огромнейший кусок в родительском доме главного героя. Его невесту играла 15-летняя девочка. Фильм разросся, фрагмент убрали, а я по собственной кинематографической глупости забыл Ларису предупредить.

- Несколько лет назад в интервью вы признались мне, что вам стыдно практически за все свои фильмы, кроме "Десяти негритят" и "Приключений Тома Сойера". Сейчас сменили гнев на милость?

- До сих пор за многое стыдно. Хотя есть и обратные примеры. Никогда не любил свой фильм "Белый взрыв". Но время - главный судья, оно все расставило по своим местам. Два года назад президент Осетии пригласил меня на празднование 60-летия освобождения Кавказа от фашистов и объявил, что в эти дни состоится премьера этой картины. Я чуть не упал: "Где вы ее откопали? Ей же 40 лет!". Что тебе сказать - на премьере присутствовал весь город. Стоя аплодировали! И я понял почему.

После всего американского говна мой "Взрыв" действительно неплохо смотрелся, производил впечатление. Помнишь "Скалолаза" со Сталлоне? На одной руке висит какой-то мудозвон, а над ним якобы идет лавина. Бред! По сравнению с этой чушью дипломная работа "Вертикаль" - шедевр! А в "Белом взрыве" все настоящее, вплоть до той же лавины. А какие роскошные актеры снимались! Гурченко, Никоненко, Закариадзе... Сказка! Правда, его много лет не показывали.

- Почему?

- Судя по всему, у тех, кто решал судьбу картины, испорчен вкус.

- Бывало, что актеры отказывались от предложений сниматься в работах режиссера Говорухина?

- Бывало.

- Обижались?

- Нет. Хули толку в обидах?

- Не опасно приглашать на серьезные, судьбоносные для картины роли актеров-дебютантов?

- А вот это самое приятное. Но Боже упаси ошибиться.

- Ни разу не прокалывались?

- Прокалывался. К примеру, в случае с тем же Конкиным.

- Так разве это вы промахнулись? Его кандидатуру в добровольно-принудительном порядке порекомендовал комсомол.

- Да брось ты! Какой комсомол мог мне что-то указывать? Это моя промашка, и ничья больше.

- В интервью Станислав Садальский сетовал, что ему обещали роль Шарапова, а утвердили на Кирпича, который тяжким бременем лег на последующую жизнь актера.

- Запомни раз и навсегда: все, что говорит Стас Садальский, - вранье от первого до последнего слова.

- Вы что, с ним не здороваетесь?

- С ним здороваюсь.

- Но есть такие, кому принципиально руки не протягиваете?

- Несколько мудаков найдется.

- Врагов много?

- До фига и больше.
"НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА Я ОЦЕНИВАЮ КАК БЕЗНАДЕЖНОЕ"

- Как вы сегодня относитесь к большой политике?

- Как и прежде, каждый мой фильм - моя политика.

В свое время я искренне пожалел, что не пошел в Думу. Поэтому, когда меня стали туда затягивать, согласился, так как понял: не ходить - глупость несусветная. На этих собраниях кинематографисты обязаны присутствовать. Там кто-то лоббирует интересы определенной отрасли, кто-то - интересы партии, кто-то - собственные. При этом никто и близко не собирается поднимать проблемы кино, культуры и искусства. Это преступление.

Вдумайся: за два года моего отсутствия в Думе финансирование культуры снизилось ровно в два раза. А знаешь, почему в России до этого началось возрождение киноиндустрии? Да благодаря мне! Безусловно, Закон "О государственной поддержке кинематографа" принимала Дума. Зато я ходил по всем без исключения кабинетам, начиная от председателя Совета министров, уговаривал 226 депутатов. С кем-то выпивал, с кем-то "на сухую" договаривался, чтобы кино освободили от НДС. Раньше ведь как было? Бюджет картины составляет миллион долларов, из них 200 тысяч (!) нужно отдать на налоги. Нынче эти деньги идут на кино, поэтому оно крылья расправляет, растет как на дрожжах. А если бы все оставалось по-старому, не снял бы я ни "Ворошиловского стрелка", ни "Благословите женщину", ни "Не хлебом единым".

По "Мосфильму" уже крысы бегали. На территории студии были построены гостиницы, открыты казино. Но после того, как закон был принят, все в корне изменилось...

В Украине, я вижу, руки до этого пока не доходят. Нынешнее положение кинематографа в вашем государстве лично я оцениваю как безнадежное. И так будет до тех пор, пока власти не поймут: культура - это все. Вспомни, что Солженицын говорил: "Если духовные силы нации иссякнут, никакое самое лучшее государственное устройство не спасет его от смерти. Потому что с гнилым дуплом дерево не стоит. А где нация должна черпать духовные силы - только в культуре".

- Предлагаю лихой крен от политики к кино. Однажды вы сказали, что фильмом "Благословите женщину" вывели на экран некий идеал - милую, тихую, самоотверженную, преданную, покорную, красивую русскую женщину.

- Боже, какое вульгарное искажение моих слов! Как я могу считать эту героиню своим идеалом? Просто она очень похожа на мою мать, так ведь и мама была далеко не ангел. Человек пережил много бед и не сломался. Кстати, после показа ко мне подходили сотни, а может, и тысячи женщин от Владивостока до Парижа. Все в один голос твердили: "Это кино про мою маму". Начинаю интересоваться их биографиями - и близко не нахожу ничего общего. Эта лента о разных женщинах, живущих в одно время.

Моя Вера далеко не идеал, хотя и намного симпатичнее американских жен во всем этом голливудском дерьме. Вот уж кого терпеть не могу! Там ведь присутствует один конфликт: муж - полицейский, который совершенно не уделяет времени семье, от этого все проблемы. Разве не идиотизм?

- Пару лет назад мы с вами были на фестивале "Бархатный сезон". Все время вы проводили у мольберта, игнорируя богемную жизнь во всех ее проявлениях.

- Было дело. В живописи я добился определенных успехов, у меня прошло несколько выставок, две - в Академии художеств. Правда, сейчас мечтаю бросить это увлечение. И знаешь, оказалось, что отучиться сложнее, чем от выпивки. Отвыкаю от кисти, как от наркотика: ломает жутко, я чуть ли не силой заставляю себя не подходить к мольберту.

- Зачем бросаете?

- Потому что работе мешает. Утром, вместо того, чтобы садиться за сценарий, заявки, режиссерский план, встаю к мольберту и занимаюсь ерундой.
"МОГУ ВСЮ НОЧЬ ПРОВЕСТИ В КАЗИНО, ЗНАЯ, ЧТО УТРОМ ЖДУТ ДЕЛА"

- С кем сложнее всего было работать в картине "Не хлебом единым" - с Алексеем Петренко, Александром Розенбаумом или начинающим Михаилом Елисеевым?

- С Петренко. Текст совсем не держит, тем не менее у него блестящая работа.

- Они проходили пробы?

- Никто не проходил. Сомневался я только в Светке Ходченковой. Это и впрямь был огромный риск - приглашать 19-летнюю девочку-первокурсницу на роль 38-летней женщины.

- Раньше основная задача режиссера заключалась в создании фильма и сдаче в срок. Финансирование, прокат - это были не его заботы. Сегодня вы сами отвечаете за все слагаемые успеха или полагаетесь на продюсера?

- Я всегда сам продюсирую картины. Когда в голову приходит идея, либо нахожу автора сценария, либо пишу сам. Потом занимаюсь финансами, выбираю актеров. Короче, целиком и полностью распоряжаюсь своим детищем. При этом мы до сих пор работаем в убыток. За "Ворошиловского стрелка" я даже не получил гонорар. Фильм, который принадлежал каналу НТВ, то есть Гусинскому, вышел на экраны во время дефолта. Мои деньги находились в "Мостбанке" и сразу накрылись медным тазом. Я их потом выцепил, но это были копейки. Правда, находились они на карточке, поэтому за границей тратил не задумываясь на все подряд. Все равно бы пропали.

- На что спустили, Станислав Сергеевич?

- Постоянно приглашал друзей в рестораны, зачем-то купил костюм, который мне абсолютно не нужен. В общем, сорил заработанным.

Права на фильм "Благословите женщину" нам не принадлежали. Ими занималась государственная прокатная компания, которая прокат и провалила. С этой конторой ни в коем случае связываться нельзя - там одни жулики собрались.

"Благословите женщину" - роскошная картина и при правильной расстановке сил могла дать хорошую прибыль, а ее взяли и грубо "прокатили". Мы вообще ничего не заработали, зато на кассетах и DVD руки нагрели пираты. Представь - дожил Говорухин до 70 лет, а сам при этом в долгах как в шелках. На мне висит долг в 40 тысяч долларов.

На картину "Не хлебом единым" мы тоже занимали деньги, и теперь просто обязаны хорошо продать фильм, чтобы рассчитаться с кредитами и хоть что-то заработать плюс профинансировать следующую картину. Хотя вряд ли это получится. Я отвратительный бизнесмен, совершил страшную ошибку - не послал на хер Комитет по телекоммуникациям. Надо было оставить им на память четырехсерийный вариант "Благословите женщину", а самому параллельно продать основной, нормальный. Дурость моя и ничья больше.

- Такое положение вещей давит на психику?

- Конечно, давит. А как можно жить спокойно, не имея за душой ни гроша? Мне ведь нужно сотрудникам зарплату выплачивать. Надеюсь, последняя работа хоть как-то поможет вырваться из дурацкой кабалы.

- Что в планах?

- Мечтаю снять морской фильм по Станюковичу - о моряках, о том, что любовь сильнее страха смерти. О том, что благодаря ей жизнь продолжается. С годами я эту истину хорошо понял. Причем это будет не компьютерная дешевка типа "Турецкого гамбита". Настоящее красивое кино.

- У кого, на ваш взгляд, из молодых актеров крепкое творческое будущее?

- Хорош Влад Галкин, хотя ему пора остановиться - явно перебрал с телеэкраном. Вернулся бы в театр, влил в себя свежую кровь - цены парню не было бы. Не оставляю надежд, что Светка Ходченкова образумится и перестанет сниматься во всяком говне. Очень хорошая девочка Варя Шулятьева, сейчас работает во МХАТе.

- Станислав Сергеевич, а эти ребята помнят, допустим, когда у вас день рождения, поздравляют?

- Бывает - звонят, бывает - нет. Я к этому отношусь спокойно, поскольку сам никогда никому не звоню и не поздравляю. Чем меньше тебя в этот день дергают, тем лучше. Ну невозможно каждую минуту, как попка-дурак произносить одно и то же: "Спасибо, искренне благодарю". Вернее, приятно, но тяжко.

- На преподавательскую работу пойти пока не решились?

- Боже упаси. Разве можно серьезно обучать молоденьких студенток? (Хохочет). Я, наоборот, все больше шалю. Эдакий шалунишка Говорухин. Могу, к примеру, всю ночь провести в казино, зная, что утром ждут серьезные дела.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось