Былое и думы
Лев Толстой хотел написать универсальную «Азбуку», по которой могли бы учиться «и крестьянские, и царские дети», собрав туда комплекс необходимых знаний, способных подтолкнуть к размышлениям. «Задачей педагогики, — писал он, — есть наведение ума на обобщение», то есть надо учить человека мыслить самостоятельно. Дело было почти полтора века назад, но и в те времена, и позже многие мудрецы мечтали о народе, который умеет думать самостоятельно.
Учились по преимуществу дома: получали базовые знания, на основе которых развивали воображение. Воображению ставился предел в единственной сфере: многие веровали, а вера не предполагает обсуждения своих постулатов. Вера в Бога предлагала слой обязательных знаний, в которых не было места сомнению, — на то и вера. До конца жизни Толстой конфликтовал с требованиями веровать, а не думать. Но это, как говорится, совсем другая история.
Со временем конфликты между требованиями верить или размышлять самому никуда не ушли. После известных событий в нашей бывшей стране учителей с учебниками стандартизировали, а веру, запретив прежнюю, предложили сами знаете, какую. На охрану этой веры был поставлен государственный аппарат, включая армию, секретные службы и Уголовный кодекс. В людях воспитали такую душевную лень и нежелание размышлять на важные темы, что даже падение советской власти и уход ее любимой партии от кормила не сразу проветрил мозги. Тем более что в новосоздаваемом обществе добавились новые техники обработки сознания, положенные на современные электронные партитуры. Толстому с его «Азбукой» сегодня тоже было бы нелегко...
Понятие счастья, престижности, успеха сейчас все четче связывается с набором определенных вещей и возможностью потреблять блага. Реклама подсказывает престижные наборы жвачек, машин, паст, красивых женщин, швейцарских часов и еще многого. Никто не призывает трудиться, то есть заниматься тем, к чему звала советская пропаганда. Тогда вокруг маячили рабочие и колхозницы, а сегодня — манекенщицы и фотомодели. Людей учат обходиться суррогатами — от заменителей натуральной еды до заменителей старомодной любви. При этом главное — подчиняться, а не думать. Не выбирать, а брать что дают.
В России, кажется, стали возможны даже суррогатные выборы — когда народу подробно рассказывают, до чего хорош кандидат, выдвинутый властями, и люди готовы уже отказаться от своего избирательного права в пользу выбора, сделанного начальством. Жили ведь так десятилетиями, и ничего...
Лет 20 назад меня зазвал в свою мастерскую народный художник СССР, Герой Соцтруда, лауреат множества премий, включая Ленинскую, Дмитрий Налбандян. Все звания и награды он получил за рисование вождей. Вдоль стены стояли в ряд Сталины-Хрущевы-Брежневы, а художник рассказывал, что народ наш столетиями воспитывали в покорности и он всегда будет верить во власть.
В углу мастерской стояло на мольберте недописанное полотно — Налбандян показал мне и его. Был изображен ликующий зал, где люди в костюмах разных народов тянули руки к трибуне. А на трибуне стоял Михаил Горбачев, по-сталински аплодирующий залу. «Вы верите, что это пригодится?» — не утерпел я. «Конечно, — ответил лауреат. — И очень скоро...». Слава Богу, художник ошибся... Налбандян умел обобщать по-своему. По-своему обобщал и замечательный писатель Владимир Набоков, бежавший от революции и говоривший, что хочет жить только в той стране, где «портреты вождей не будут превышать размеров почтовой марки». Выборы в Украине показали, что думающих людей в народе все прибавляется, взаимная ответственность народа и власти скрепляет умнеющее государство. Хорошо, что жизнь «наводит умы на обобщение»...