В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Мозг нации

Виталий КОРОТИЧ 3 Апреля, 2007 00:00
Исполняется 90 лет ленинской формуле, согласно которой интеллигенция «не мозг, а говно нации». Уловив ее смысл, большевики растили интеллигентов, подходивших под это определение.
Виталий КОРОТИЧ

Исполняется 90 лет ленинской формуле, согласно которой интеллигенция «не мозг, а говно нации». Уловив ее смысл, большевики растили интеллигентов, подходивших под это определение. С умниками власть разбиралась поэтапно: вначале громили музеи, издательства, библиотеки, запрещали книги. Затем из страны вытолкали ярких писателей, художников, а оставшихся перепахали политическими процессами.

В Украине каратели бывали особо решительны: к середине 1930-х годов они перебили талантливую литературную поросль и Голодомором попытались пресечь возможности ее возрождения. На процессах так называемой СВУ гробили интеллигентов, бывших мозгом нации, чтобы создать прослойку, попахивавшую согласно ленинскому проекту. В 1934 году власти придумали организацию, не имевшую аналогов, Союз писателей, и созвали ее съезд.

На минутку представьте: еще не все трупы умерших от голода похоронены, а в московском Колонном зале уже раздается дружный хор сочинителей, приветствующих счастливую жизнь. Руководитель писателей Украины Иван Кулик в докладе поименно клеймил тех, кто еще не вполне счастлив: «Им не удастся сбить развитие художественной литературы с пути, указанного партией», проклинал «национал-шовинистов» (термин «буржуазные националисты» не был еще моден), ругал Винниченко, Олеся, Маланюка, других украинских писателей, разбежавшихся по всему свету. Голодомора, политического террора как бы и не было. Высказался Кулик также о советских концлагерях: «Таким условиям позавидовало бы немало западных рабочих, жестоко страдающих от кризиса и безработицы». Не отставали от Кулика украинские писатели Кириленко, Любченко, Микитенко... Можно бы назвать и других, но большинство фамилий вы не слыхивали, книг, написанных этими деятелями, не читали.

Эту публику, сделавшую свое дело, сталинские каратели вскоре убрали за ненадобностью. Дольше других продержался неутомимый разоблачитель «украинских фашистов» секретарь Союза писателей Украины Аркадий Любченко. Он сумел дождаться в Киеве нацистов взаправдашних, немедленно предложил им свои услуги, но в порывах старания ослабел здоровьем и окончил дни в немецком госпитале под Львовом.

Хотя холуи редко становятся долгожителями, их традиции курсируют, как дух ленинского определения интеллигентов или микроб срамной болезни. Усвоить уроки времени способны не все. К 50-летию упомянутого Союза писателей в издательстве «Молодь» вышла книга советских украинских поэтов, которые излагали принципы своего творчества.

Цитирую наугад. «Я дав клятву бути все життя вiрним ленiнському прапоровi... У всi наступнi десятилiття моя творчiсть розвивалась пiд цим священним знаменом», — пишет один из старейших украинских поэтов Абрам Кацнельсон (в конце XX века Кацнельсон жил уже в Калифорнии, рассказывая там ужасы про оное «знамено»). Дмытро Павлычко в той же книге пишет, что его не запугала «смерть Галана вiд бандерiвської сокири» и как он «зненавидiв вигадку про бога». А отец его храбро «мрiяв про прихiд бiльшовикiв, зустрiчав їх», рисковал, внедряя «новi радянськi порядки в життя, перебуваючи постiйно на оцi розбiйникiв i вбивць з нацiоналiстичного пiдпiлля». Сегодня Павлычко снова герой, но уже в другом направлении...

Национальная интеллигенция возрождается медленно и трудно. Ее история пахнет потом, кровью, а иногда (тут вождь был прав) чем-то еще. Неизменно голосисты деятели, дрессированные советской властью по упомянутой формуле вождя пролетариев, изреченной почти девять десятилетий назад. Слава Богу, мозг нации оживает, и ленинское определение не вполне оправдалось. Собственно, как и многие другие мысли вождя...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось