А сейчас — дискотека!
Есть такой лысый и бородатый анекдот про Ленина. «Товагищи! — возопил уставший, но довольный Ильич перед толпой обездоленных, униженных и оскорбленных трудящихся. — Геволюция, о котогой так долго говогили большевики, свегшилась! А сейчас — дискотека!!!». Потанцуем, мастера культуры?
По своей дискотечно-анекдотичной насыщенности последняя церемония «Киевской пекторали» напоминала мне рассказ Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном заводе». Собрались в понедельник, в обеденный перерыв... Зачитали списки... Жаль только, так и не удалось послушать начальника транспортного цеха. Некоторые руководители ввиду серьезной загруженности прийти не смогли и прислали поздравления с букетами цветов. Некоторые пришли и поведали, что театр — это храм... Театр — это кафедра... В театрi людина стає досконалiшою... Из века в век переходя, украинский театр не перестает гордиться именами Леся Курбаса и Гната Юры. Квiтки-Основ’яненка i Iвана Котляревського. Мар’яна Крушельницького i Марiї Заньковецької... Никто не забыт, ничто не забыто!
Вот она, "Киевская пектораль"! |
Забыто. Забито, зарыто и утрамбовано. Практически все, кроме живучей отвратительной советской привычки сыпать словами по любому поводу. Не надо гордиться Лесем Курбасом — дайте денег на ремонт театра его имени. Туда же заходить страшно! Не надо про храм и заповедник духа — все и так шибко верующие, без молитвы и причастия за игорный стол не сядут. Эпоха партсобраний вроде бы закончилась еще в прошлом веке, а мы по-прежнему пафосно заседаем и торжественно клянемся перед лицом своих товарищей непонятно в чем. Только юбки у наших товарищей стали покороче, а ноги подлиннее.
Как известно, писать гораздо легче, чем делать. Писать — вообще много ума не надо. А еще легче — не писать. Сиди, гордись... Радуйся, прихлопывай и притопывай. «Танцуй, пока молодой!» — очень хочется пожелать триумфатору нынешней «Пекторали» хореографу Раду Поклитару, поставившему со своим новоиспеченным театром «Киев модерн-балет» «лучший» в сезоне спектакль «Кармен TV». Я бы вас всех с удовольствием пригласила на просмотр, но, к сожалению, спектакль уже не идет.
Дело в том, что современный украинский театр развивается бешеными темпами, используя бешеные современные технологии, и ходить в него нужно быстро, как в закусочную. Пришел, посмотрел, съел и полюбил. «Кармен» соорудили всего за пару месяцев, оклеили весь город афишами, за пару месяцев прокатили и в итоге получили пару «Пекторалей». «Наш театр, — сказал режиссер в благодарственной речи, — молодой. Ему, эта... Только 10 месяцев... В таком возрасте дети, эта... Еще кое-как ходят...».
У братьев Стругацких был такой любознательный профессор Выбегалло, создавший модель человека, неудовлетворенного желудочно. Уродливый кадавр, проживший всего несколько часов после вылупления, непрерывно поглощал селедочные головы, утробно урча и периодически сотрясаясь в пароксизмах удовольствия. Профессор не мог нарадоваться: «Посмотрите! Эта... Он уже самообучился и понял, что жевать — прекрасно! Его духовные потребности, эта... возрастают! Вскоре он сможет посмотреть телевизор, послушать народную музыку и даже почитать «Крокодил»!».
"В этом году, как никогда, справедлив был комитет "Пекторали", - съязвил Виталий Линецкий, получивший премию за лучшую мужскую роль первого плана Фото Наталии КАТЕРИНЕНКО |
Если верить уважаемым респектабельным людям, недалеким от театра, наши духовные потребности возрастают. Очень много молодых гениальных режиссеров и актеров бродят в окрестностях, буквально на подходе молодые гениальные драматурги, а сам украинский театр вот-вот совершит рывок. Помнится, когда кадавр, неудовлетворенный желудочно, с грохотом рванул, забрызгав зловонными останками всю лабораторию и насмерть перепуганных журналистов, жизнерадостный Выбегалло немедленно дал интервью: «Есть, есть в вас, товарищи, эдакий нездоровый, значить, скептицизьм! Недоверие, эта... к силам природы!». Ну есть, есть, куда деваться... Нашим молодым перспективным гениям сегодня за 40, и за ними что-то никого не видать. Пусто настолько, что номинации «режиссерский и актерский дебют» в этом году просто сняли. Драматурги тоже не подтягиваются. Хотя они, наверное, могут объявиться в любой момент, поскольку писать легко.
Самое яркое событие сезона, настоящий праздник и пир истосковавшегося театрала во время повальной чумы, прекрасные «Голубчики мои», поставленные народным артистом России, лауреатом «Золотой маски» Юрием Погребничко в Театре на Левом берегу, «Пектораль» деликатно прокатила. Премировали только звукооператора Александра Курия и актера Александра Ганноченко за роль второго плана.
На самом деле, в «Голубчиках» нет ролей второго плана. Собственно, как и первого. В спектакле занята практически вся труппа, и «Пекторалей» не хватит, чтобы его отметить. Но представители нашего театрально-эстрадного бомонда, похоже, напрочь утратили замечательную способность удивляться, без которой крайне трудно что-либо по достоинству оценить.
«Театр — это бизнес», — заявила в одном из своих недавних выступлений начальник Главного управления культуры Светлана Зорина. Ясное дело... Начинается с вешалки. Заканчивается в бухгалтерии. Начинаешь с образа вечно живого Гамлета, заканчиваешь образом вечно живого йогурта... Главное — не перепутать. Кроме того, нелепо, согласитесь, присуждать украинскую театральную премию известному московскому режиссеру, когда у нас есть свой известный молдавский.
Тем не менее, несмотря на регулярно вопиющую несправедливость, Левый берег собрал целый мешок наград. Помимо двух утешительных призов за «Голубчиков», Виталию Линецкому вручили «Пектораль» за лучшую мужскую роль («26 комнат» Эдуарда Митницкого), а спектаклю «Очередь» — за режиссуру (Дмитрий Богомазов) и женскую роль (Леся Самаева).
Я думаю, Лесе Самаевой свой приз нужно поделить с Ренатой Литвиновой — на редкость удачный клон популярной российской актрисы получился. А вот что делать Дмитрию Богомазову, ума не приложу. Гордиться, наверное... Пьеса одесского драматурга Александра Марданя довольно слабая. Мягко говоря. Зато режиссура сильная. По мнению экспертов.
Обидеть эксперта, конечно, может каждый, а тем временем пекторальный бонус заметно увеличился: по целой тыще долларов на победителя выделила нынче киевская горадминистрация. Режиссер Александр Билозуб решил разделить свою тыщу с великолепным актером Александром Форманчуком (лучшая камерная постановка «Голодный грех»). Алла Сергийко получила «Пектораль» за роль второго плана в Театре на Подоле («Предчувствие Мины Мазайло»), талантливый киевский художник Владимир Карашевский — за лучшую сценографию, а Николай Рушковский и Виктор Шулаков — за вклад в искусство. Два крупных национальных театра — Леси Украинки и Ивана Франко — даже не номинировались. То ли из принципа, то ли к рывку готовятся...
«В этом году, как никогда, справедлив был комитет «Пекторали», — съязвил Линецкий, поднимаясь на сцену за своей наградой. Экий нездоровый, значить, скептицизьм развился у Виталия Борисыча! Молодой перспективный гений, а иронизирует... Вот возьмут и не дадут ему ничего в следующем году! Все-таки нужно больше доверять силам природы. А чтоб понять мою печаль, в пустое небо посмотри.