Позови меня тихо по имени...
«Любэ» дает концерт в Киеве? С Расторгуевым? И он еще поет? Он же тяжело болен, у него хроническая почечная недостаточность, ему донорская почка нужна за 70 тысяч долларов!
Отчего и почему случилась болезнь, врачи толком не могут понять. По одной из версий, много лет назад Николай перенес ангину, которая дала осложнение на почки, этот процесс развивался и вдруг перерос в заболевание. Теперь певец должен еженедельно подключаться к искусственной почке, которая очищает организм. На гастроли поначалу ездил только туда, где такой аппарат имеется. Но в одном из городов возникли проблемы, и отныне Расторгуев лечится лишь в Москве.
Врачи категорически запретили ему выходить на сцену, потому что в любой момент может случиться непоправимое. Угомонись, Коля, певец души народной! Остановись, подлечись, побереги себя. Ты и так уже своими песнями запал в наши сердца...
На сцену народный артист России Николай Расторгуев вышел в белой, навыпуск, рубашке и голубых джинсах (свою знаменитую военную форму со стоячим воротником и портупеей, с галифе и хромовыми сапогами не надевает уже пять лет: надоело). В зале стало темно, луч прожектора освещал до завершения концерта только одну фигуру — коренастого упитанного человека.
Николай сказал в самом начале: «Сегодня вы послушаете разные песни из нашего репертуара — и старые, и новые. Мы пытались составить программу таким образом, чтобы все остались довольны. Поехали!».
Он подарил нам не одну улыбку, несмотря на болезнь. Спокойно и незлобиво реагировал на чьи-то далеко не умные выкрики, сдержанно кланялся... Видимо, хорошо зная украинские реалии, пошутил: «Хорошо, что нам еще не надо петь по-украински. Но, думаю, скоро кому-то здесь это придет в голову: «Милости просим, но только по-украински!».
Николай Расторгуев, неоднократно объясняя название своей группы, говорит, что слово «любэ» в переводе с украинского означает «любое, всякое». То есть группа поет обо всем и для всех.
В зале действительно находились люди самых разных возрастов, было немало детей (цветы по поручению взрослых в основном вручали они). На концерт выбрались даже зрители на костылях и в инвалидных колясках. Держась за руки, прошелестели мимо седовласые старушки. Своим присутствием почтили представители депутатского корпуса Верховной Рады. Но я не увидел ни одного украинского артиста. Как заметил директор театра «Академия» Дмитрий Деркач, благодаря которому и состоялся приезд «Любэ» в Киев, артисты на концерты своих коллег не ходят: им невыносимо смотреть на чужие аншлаги. А тут аншлаг был просто сумасшедший и поистине всенародный.
Директор группы Олег Головко рассказал, что точно такие переполненные залы были на гастролях в декабре минувшего года в Варшаве и в Праге. А поляки и чехи, как извесно, не любят бывший Советский Союз. К Расторгуеву подошла полька, студентка института культуры, и сказала, что написала дипломную работу «Феномен «Любэ» и Николая Расторгуева в русской и славянской культуре».
В чем секрет феноменального успеха группы? Песни «Любэ» продолжают традиции советской и русской песни, где чудесным образом сочетаются мелодия и слова. В них русский дух, в них Русью пахнет («Рассея, моя ты Рассея, от Волги до Енисея», — поется в одной из песен). От них исходит мощнейшая энергетика. И все это заслуга, по сути, трех творчески одаренных людей — исполнителя, композитора и поэта, которые все эти годы работают вместе, в одной связке. Мы говорим: «Расторгуев», подразумеваем — композитор Матвиенко, мы говорим: «Матвиенко», подразумеваем — поэт Шаганов...
Уже 20 лет прошло, как Матвиенко и Расторгуеву пришла идея создать группу «Любэ». Официальным же днем рождения считается 14 апреля 1989 года, когда в студии «Звук» были записаны первые композиции «Люберцы» и «Батька Махно».
Расторгуеву сейчас 51 год. Возраст есть возраст. И с болезнью надо считаться. В былые годы «Любэ» выдавала по 20 концертов в месяц, собирая миллионные аудитории. А сейчас — всего несколько сольных выступлений в год. Киевский концерт длился два часа, прозвучало 24 хита.
Но что бы ни пел Расторгуев («Ребята с нашего двора», «Батька Махно», «За туманами», «Мой конь»...), неизменно, через каждые два-три номера, раздавался требующий, поддерживаемый залом голос: «Давай «Комбата»! «Батяню» давай!». Но этот мегахит Расторгуев так и не исполнил. Видно, с момента создания он звучал столько раз, что изрядно надоел исполнителю. К тому же нужно было бы надевать френч.
В Киеве группу «Любэ» поселили в гостинице «Премьер-палас». В рестораны Расторгуев не заглядывал, еду заказывал в номер. Не выходил из гримерной. К нему не подпускали никого. Николай сделал исключение только для бывшего афганца Александра Кривоносова, с которым познакомился в ноябре 1983 года, когда в составе группы «Лейся, песня» в самый разгар войны приезжал в Кабул выступать перед советскими солдатами.
«Пугачиха тогда не поехала», — вспоминает Александр, принимавший участие в организации встреч солдат с артистами, — а вот Расторгуев был в числе немногих, кто не побоялся. Я имел честь объявлять его на концерте. У меня есть карта Афганистана, где он, как и Зыкина, Пьеха, Азиза и другие, оставил свой автограф. Сегодня я ему эту карту показывал, и он ее сфотографировал».
После концерта Расторгуев поспал четыре часа, затем сел в самолет и улетел в Москву. Рассказывали, что Николай не узнал Киев, его поразило, как быстро застраивается столица Украины, и он хотел бы в следующем году, на юбилей группы, приехать к нам снова. Если, конечно, здоровье позволит.