Как нужно жить, чтоб быть счастливым?
Когда-то великий режиссер современности, руководитель питерского Театра Европы Лев Додин целых три года работал над чеховскими «Тремя сестрами». Питерская театральная общественность, затаив дыхание, ждала премьеру, но спектакль так и не вышел. «В чем дело, Лев Абрамович?» — не выдержала театральная общественность. «Да понимаете, — ответил Додин, — мы так и не нашли, о чем спросить у Чехова...».
«Целый день говорят, говорят... Того гляди, снег пойдет, а тут еще эти разговоры...» — брюзжит одна из чеховских сестер Маша Прозорова. За последнюю сотню лет климат на планете так сильно изменился, а вместе с ним покрой платья и разговоры, что сегодня не совсем понятно, о чем спрашивать Чехова. О чем спрашивать Шекспира, ясеня, тополя и Льва Николаевича Толстого.
Да все о том же, наверное... Где моя любимая? Где моя единственная? Где моя неповторимая, любимая и единственная жизнь? Почему она так быстро заканчивается и так скучно тянется? Почему климат и мода меняются, а люди нет? Как нужно жить, чтоб быть счастливым?
По большому счету, все чеховские пьесы о том, как жизнь проходит мимо человека. О том, как пролетает она со свистом, пока человек пьет чай на веранде, играет на фортепиано и любуется вишневыми деревьями в своем саду. В свое время Антон Павлович всерьез полагал, что ежедневный полезный труд способен в корне изменить человеческую особь и что многие проблемы успешно решатся, едва из жизни уйдет праздность. Что вместе с праздностью навсегда уйдет скука обыденности и мир станет удивительно прекрасным, добрым и справедливым. «Хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни... Или пастухом, или машинистом на железной дороге...» — мечтательно рассуждает Ирина.
Да никому не хорошо, на самом деле. Ни рабочему, ни пастуху, ни дровосеку... Ни Андрею Сергеевичу Прозорову, ни сестрам его — Ольге, Марии, Ирине, ни жене его — истеричной мещанке Наталье, ни туповатому гимназическому преподавателю Кулыгину, ни милому умному барону Тузенбаху, ни злобному и желчному штабс-капитану Соленому, ни грустному доктору Ивану Романычу Чебутыкину... Плохо быть рабочим и каждый день трудиться на кирпичном заводе. Плохо просыпаться в два часа дня, пить кофий в постели и до вечера в этой же постели искать смысл жизни. Всем по-прежнему плохо, все по-прежнему гоняются за счастьем, а ежедневный созидательный труд так и не решил ни одной глобальной проблемы.
Ну и для чего тогда, спрашивается, эти разговоры? И к чему тогда, спрашивается, опять «Три сестры»? И зачем вновь пытать Чехова вопросами и мучить себя ответами, если Чехов во всем ошибся? И почему, если он во всем ошибся, его старомодные пьесы до сих пор собирают аншлаги? Почему на четырехчасовом спектакле в пошлом уставшем городе, где русскую классику почти не читают, где ее не помнят, где с некоторых пор ее практически не изучают в школах, а единственной популярной чеховской цитатой остается пафосное «В человеке все должно быть прекрасно...», нет свободных мест и никто не уходит в антрактах? Почему все торжественно поднимаются в финале и кое-кто даже плачет, а финальные овации превращаются в красивый и трогательный акт любви и взаимопонимания?
Потому что мы до сих пор сидим за чаем на веранде, бьем камни на улице и разговариваем, разговариваем, разговариваем... Потому что до сих пор нам нужно с кем-нибудь поговорить не только о погоде. Потому что удивительная и прекрасная во всех отношениях жизнь так до сих пор и не наступила.
Выдающийся российский режиссер, театральный педагог, философ, теоретик и практик, художественный руководитель известной московской Мастерской Петр Наумович Фоменко ни о чем не спрашивал Чехова. И не давал никаких ответов. В своей постановке наряду с другими персонажами он вывел на сцену Автора. «Пауза!» — периодически восклицает великий русский классик — и герои берут паузу. Иногда они заглядывают в его листочки с текстом. Такое впечатление, что герои все время ждут, будто их Автор подскажет им что-нибудь важное и толковое. Такое впечатление, будто Автор что-то знает...
В мастерской Фоменко нет звезд. Ни тонкая Галина Тюнина, ни красавицы-сестры Ксения и Полина Кутеповы, ни замечательный Юрий Степанов, ни блистательный Кирилл Пирогов не являются звездами в традиционном понимании слова. Гастроли «фоменок» — не тот случай, когда зрителя заманивают оберткой. Это даже не случай, когда его заманивают конфетой. В киевской гастрольной практике это редкий случай любви и взаимопонимания.
Я видела эту пьесу много раз и знаю ее почти наизусть. Я в курсе, что Ирина так и не выйдет замуж за барона Тузенбаха, потому что его застрелит на дуэли штабс-капитан Соленый. Я помню, что скучный циник доктор Чебутыкин скажет: «Барон — хороший человек, но одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?». Много раз я умирала на этих спектаклях от тоски, испытывала чувство неловкости и деликатно сбегала, не дождавшись заключительного монолога Ольги Прозоровой. Много раз я думала о том, что Чехов давно умер для сцены. В этот раз я подумала о том, что умру раньше него.
Все зависит от умения рассказать. В искусстве от этого умения почти всегда зависит результат. Фоменко излагает заезженную и умученную многочисленными трактовками пьесу так, что жалко пропустить слово, проглядеть жест и прозевать какое-нибудь малозначительное «угу-угу». Знаменитое чеховское фантомное ружье не просто где-то там висит, чтобы бабахнуть в кульминационный момент, а стреляет по всей сцене беспрерывно на протяжении четырех часов, и тебе просто не хватает глаз, чтобы видеть, кто кого сейчас убивает насмерть. Смотреть фоменковские постановки — все равно что глазеть на мир из окна, размышляя, как эта вся жизнь за окном устроена и на чем держится.
«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том... У Лукоморья дуб зеленый, зачем я это говорю...» — беспокойно теребит пушкинский стих Маша, бесцельно слоняясь по дому. Бесцельно и беспокойно слоняется по дому Ирина, нервничает Ольга и брат их Андрей. Очень беспокойно ведет себя его жена Наталья: «Почему здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю?! Молчать!». На грани нервного срыва и Соленый, и батарейный командир Вершинин, и его супруга, которая все время травится разными ядами, и все время удачно... Безмятежны лишь 80-летняя няня Анфиса и старый глуховатый сторож Ферапонт. Ну и Тузенбах, конечно... «Я не пил сегодня кофе, — сдержанно говорит он Ирине, уходя на дуэль. — Скажешь, чтобы мне сварили». «Хватит! Хватит! — внезапно кричит Чехов со сцены. — Следующая пьеса, которую я напишу, будет смешной. Она будет очень смешной! Ну хотя бы по замыслу...».
Следующей и последней пьесой, которую написал Антон Павлович, стала комедия «Вишневый сад». «Человечество идет к высшей правде, — пророчествует строитель светлого будущего вечный студент Петя Трофимов, — к высшему счастью, которое только возможно на земле. И я в первых рядах!». — «Дойдешь?» — ехидно спрашивает его капиталистический хищник купец Лопахин. «Дойду и укажу путь другим!». Действительно, смешная пьеса. Прежде всего по замыслу...

Алексей БАТАЛОВ: «Талантливых как было мало, так и осталось, зато мордатых торговцев искусством сильно прибавилось»
«Кавказская пленница» Наталья ВАРЛЕЙ: «Насчет любви ко мне Путина ничего не знаю — голосовала я за Зюганова...»
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Я беру трудом, а Черномырдин — талантом. Я ночей не сплю, слова переставляю, а он просто открывает рот и говорит. С этим невозможно мириться!»
Пугачева разругалась с Максимом Галкиным
Малиновская обожгла 95 процентов кожи
59-летняя Ивана Трамп вышла замуж за своего 35-летнего любовника, Гельмут Коль женится, а свадьба Путина и Кабаевой — слух
Андрей Шевченко носит трусы танга, а канцлер Германии Ангела Меркель — смелое декольте
На юбилее «Украинского Дома» показали картины Марии Примаченко и съели «Украинский Дом» из бисквита с кремом
У Владислава Ващука родилась дочь, а у Евгения Червоненко, Аллы Мазур и Кейт Бланшетт — сыновья
За что боролись?
Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Если в ближайшее время ситуация не изменится, мы рискуем превратиться в страну олухов и тупиц»
Позови меня тихо по имени...
Как нужно жить, чтоб быть счастливым?
Анатолий КАШПИРОВСКИЙ: «У меня один творческий план — возвращать людей назад, к былому совершенству. Естественно, и себя самого тоже»
И Ленин такой молодой...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги