И Ленин такой молодой...
«Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг». Так перехватывает дыхание, когда ностальгия бархатной щеточкой ласково очищает память чувств от патины времени. «Веселья час и боль разлуки давай делить с тобой всегда». Ах, как загорается в сердце искра светлого сожаления о прекрасном несбывшемся!
Его концерты всегда таковы — светлы и ностальгичны. Даже если мэтр на полном серьезе вставляет в свой репертуар «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Нет, никогда не мечталось, чтобы впереди всегда маячил юный Октябрь и вновь продолжался затеянный им бессмысленный и беспощадный бой.
Но теперь не сопротивляешься и подпеваешь вместе с залом. И потому, что, когда по 100 раз на день эти слова гремели по радио и телевизору, не запомнить их не было никакой возможности, и потому, что ирония времени уже впрыснула свой наркоз в некогда болезненные точки души.
У Кобзона своя логика пройденного пути. По крайней мере, не исполняй он в свое время этих бодрых маршей музыкально одаренной официозным чутьем Пахмутовой, наверное, в самом начале карьеры съели бы его те же, кто заказывал музыку, и не отмечать бы мэтру 50-летний юбилей творческой деятельности в цветущем 70-летнем возрасте.
Заметив в одном из первых рядов зала дворца «Украина» Деда Корнея (так в близком кругу называли первого секретаря украинского комсомола Анатолия Корниенко), Иосиф Давыдович вспомнил, как в концерте с Пахмутовой получил от него записку: «Спой песню про второго секретаря». «Аля, — нервно зашептал Кобзон, — есть у тебя такая песня?». Та плечами пожимает: нет. Спросили тогда автора записки, о чем это он. А Корниенко и отвечает: «Бу-дет ут-ро завтрашнего дня, кто-то ста-нет пер-вым, а не я...». Как писал Игорь Иртеньев: «Какие люди были, блин! Какое время, что ты!».
Еще в первой половине юбилейного концерта, который проходил в «Украине» 18 июня прошлого года, с огромным букетом роз на сцену вышла Таисия Повалий, и вместе с Иосифом Давыдовичем они импровизированно исполнили остродраматический дуэт на слова Бориса Олийныка. «Куди ж це ви, мамо?» — сполохано кинулись дiти», — пел Кобзон. Тая отвечала: «Та я ж недалечко — де сонце лягає спочити. Пора менi, дiти, а ви вже без мене ростiть». На этот раз, ко всеобщему умилению, букет и дуэт повторили.
Также с цветами и поздравлениями на сцену поднялись Диана Гурцкая в неизменных черных очках и зефирно-эфирная Тина Кароль. Сверхновая звезда украинской эстрады некоторое время поломалась в ответ на предложение мэтра спеть вместе, но в конце концов не устояла перед соблазном. И напрасно: дуэт вышел нестройным, и, наверное, понимая это, Тина все время порывалась не столько петь в паре с Иосифом Давыдовычем, сколько танцевать. Может быть, в утешение начинающей балерине деликатный мэтр посвятил романс, который обычно посвящает своей дочери: «Она казалась елочной игрушкой, когда мы повстречались на катке».
Во время исполнения дуэта с Кобзоном Тина Кароль не столько пела, сколько танцевала |
«Так хочется напеться», — сообщил юбиляр собравшимся и, отпустив на перекур великолепно звучащий и вышколенный ансамбль МВД России, в сопровождении которого шли два отделения концерта, остался на сцене один под аккомпанемент рояля. Таким образом, неутомимый Иосиф Давыдович простоял перед публикой, ни на минуту не присев и не отпив глотка воды, ровно три часа. Впрочем, это для него не предел.
Сентябрьское шоу Кобзона в Кремле длилось с семи часов вечера до половины третьего ночи. Но, как свидетельствуют историки творчества знаменитого певца, и это не рекорд: свое 60-летие корифей советской эстрады отмечал собственным вокалом в том же Кремлевском дворце в течение 11 часов. До конца марафона выдержали далеко не все, но кто выдержал, внакладе не остались, вспомнив чуть ли не всю песенную историю еще не так давно одной на всех родины. Так было и в Киеве. Ни один человек из зала не вышел, так что буфеты в фойе напрасно ждали своих посетителей.
Иосиф Кобзон исполнил с Таисией Повалий песню на стихи Бориса Олийныка: «Куди ж це ви, мамо?» |
Все, кто стал непосредственным свидетелем пожара в разгар июньского концерта Кобзона во дворце «Украина», не могут забыть, что только благодаря мужественному поведению Иосифа Давыдовича не началась паника. Пока ярким пламенем полыхали декорации, он невозмутимо пел, и, повинуясь его голосу, люди спокойно выходили из зала. Тогда же Кобзон пообещал вернуться и допеть.
За время, что прошло с прерванного концерта, Иосиф Давыдович дал по одному юбилейному сольнику во всех странах, бывших республиками СССР, а в родной Украине — целых четыре. Главное же, в чем он преуспел за 10 месяцев, — в шестой раз стал дедушкой. Если до сих пор семья Кобзонов прирастала только внучками, то в феврале сын Андрей и невестка-кореянка Анастасия порадовали старейшину семейства внуком.
Сегодня принято говорить о современниках, пусть и суперталантливых, без пиетета, посмеиваясь и ерничая. Но, положа руку на сердце, кого нынче поставишь вровень с Кобзоном? Кто, как он, споет: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»? Или «Этот День Победы порохом пропах»? Никто не споет, и рядом поставить некого.