Украинский журналист Олег Вергелис получил международную премию имени Юрия Долгорукого за книгу о театре
Идею книги «Билет на вчерашний спектакль» Олегу подсказал известный искусствовед, критик и переводчик Виталий Вульф. «В украинском театре так много уникальных творческих судеб, - заметил как-то в беседе с журналистом Виталий Яковлевич, - и так много разбитых сердец... Почему бы вам не собрать отдельные сюжеты, чтобы составить условный театральный коллаж ушедшей эпохи?».
В коллаж, над созданием которого Вергелис тщательно работал более двух лет и всю жизнь, вошли 12 персон: Наталья Ужвий, Ада Роговцева, Нонна Копержинская, Сергей Данченко, Вера Предаевич, Андрей Сова, Ольга Кусенко, Ирина Бунина, Анна Николаева, Николай Гринько, Лариса Кадочникова, Степан Олексенко, Александр Корнейчук, Фаина Раневская. За каждым из героев - великая и страшная эпоха, нервное, больное, пульсирующее время.
Автор писал прежде всего о людях, с которыми его связывало многолетнее знакомство, долгий опыт журналистских наблюдений, творческого анализа. С Фаиной Раневской, Николаем Гринько, Андреем Совой и Натальей Ужвий Олег лично знаком не был, но главы о них - это, так сказать, память сердца.
А вот новелла об опальном украинском драматурге, любимце Сталина, советском литературном миллионере Александре Корнейчуке - настоящий бонус для читателей, не страдающих амнезией, и зрителей, помнящих, что еще не так давно «Гибель эскадры», «Фронт» и «Платон Кречет» собирали залы. Хотим мы сегодня этого или не хотим, а собирали.
Корнейчука не только обожал Сталин, но и ценил Немирович-Данченко, а сам драматург являлся одним из порождений своего непростого времени, священным чудовищем, как, к примеру, Наталья Ужвий - икона отечественного театра, ученица Леся Курбаса, поставившая свою подпись вместе с другими учениками под приснопамятным письмом, после которого Курбас был сперва отстранен от руководства «Березилем», затем репрессирован и уничтожен. Любимые ученики сыграли роковую роль в судьбе гениального режиссера, мыслителя и наставника, но от суда, следствия и каких бы то ни было оценок автор книги мудро воздержался.
Для своего литературного дебюта украинский журналист подобрал единственно верную интонацию - не свидетеля, очевидца и критика, а театрального археолога. «Билет на вчерашний спектакль» отличает лексический и художественный минимализм при максимуме информации, пронзительность и удивительно «ровный тон», к которому раньше так пламенно призывал актеров на своих репетициях Роман Григорьевич Виктюк.
«Ничего придуманного. Ничего сконструированного. Только то, за что зацепилась память. И то, что еще не стерто на старых пленках». Спасибо.