В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Жизнь прожить — не поле перейти

Знаменитая Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» актриса Екатерина Савинова покончила с собой, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во ВГИК, — бросилась под проходящий поезд

Людмила ГРАБЕНКО. Специально для «Бульвар Гордона» 30 Апреля, 2010 00:00
40 лет назад, 25 апреля 1970 года известная советская актриса свела счеты с жизнью.
Людмила ГРАБЕНКО
История театра и кино знает множество трагических актерских биографий, но даже в этом скорбном ряду Екатерина Савинова стоит особняком. Насколько добра была к актрисе природа, одарившая ее множеством талантов, настолько же сурово обошлась с ней судьба, отняв не только возможность эти таланты реализовать, но и способность адекватно оценивать окружающую действительность, а затем лишив ее и жизни. На счету актрисы, которая могла бы блистать в культовых фильмах, несколько ярких эпизодов и всего одна главная роль — Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра», которую снял ее муж, кинорежиссер Евгений Ташков.

«ИЗ ВГИКА КАТЯ БЫЛА ОТЧИСЛЕНА ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ АКТЕРСКИХ ДАННЫХ»

- Евгений Иванович, насколько совпадают истории главной героини картины «Приходите завтра» и самой Екатерины Савиновой?

- Сценарий мы писали вместе, поэтому там много моментов и из ее биографии, и из моей. Точно так же, как Фрося Бурлакова, Катя приехала поступать в Москву из глубинки (только жила ее семья не на пасеке, а в деревне) и точно так же опоздала - экзамены к тому времени уже закончились.

Простодушная, наивная, добрая и энергичная Фрося принесла Савиновой всесоюзную известность. 18-летнюю героиню актриса сыграла в 34 года, 1963 год

В отличие от ее героини у Кати не было родственников в Москве, и она, чтобы не терять время, поступила в землеустроительный институт. Зимой того же года дополнительный курс во ВГИКе набирал Василий Васильевич Ванин. Катя поступила к нему, но вскоре была отчислена - из-за отсутствия актерских данных. Она не сдалась и на следующее лето снова поступила, на этот раз - на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. После ВГИКа, как и Фрося, училась в Музыкальном институте имени Гнесиных - у нее же голос был уникальный, в три с половиной октавы.

Из своей жизни я тоже описал там пару эпизодов. Уже после окончания института нам с Катей дали квартиру. Однажды, когда я был дома один, вдруг услышал страшный грохот. Даже сначала не понял, что происходит, но потом сообразил: стучат в дверь. Оказалось, приехала моя племянница из провинции. «Зачем ты стучишь? - спрашиваю. - Звонок же есть!». Оказалось, что она о существовании таких устройств даже не подозревала. Говорила гостья так же громко, как и Фрося. Дело в том, что у себя в городке она работала кондуктором в трамвае: там всегда шумно, колеса стучат, вот и привыкла.

Кстати, когда мы уже выбирали натуру для картины, ездили в Киев. Там побывали в гостях у одного скульптора. У него я впервые увидел, как делается скульптура: в мастерской на постаменте стояла только одна нога, а все остальное - каркас из проволоки, на котором постепенно появлялись части тела. Там же я увидел, что скульпторы сначала лепят маленькие модели, из которых впоследствии изготавливают большие. Все эти детали потом вошли в картину.

- А самые яркие моменты фильма - «мамино выходное платье» и «шесть стаканов чая после бани» - из чьей биографии?

- Это Катя придумала. У нее было удивительное умение подмечать смешные детали в повседневной жизни.

- Картина в одночасье сделала вашу жену знаменитой. Как она относилась к своей известности?

«Слава, известность, популярность —
все это не имеет к Кате никакого
отношения. Для нее на первом
месте было удовольствие,
которое она от работы получала»

- Слава, известность, популярность - все эти понятия не имеют к Кате никакого отношения. Для нее всегда на первом месте было дело, точнее, то удовольствие, которое она от работы получала и которое делало ее счастливой. После Института имени Гнесиных ей сделали два предложения, одно другого лучше: петь в Большом театре или выступать на эстраде, причем ей обещали предоставить для этого ансамбль. Она могла бы с успехом гастролировать по всей стране, но отказалась и от того, и от другого. Ей нравилось петь просто так, от полноты чувств, как поют птицы, а они ведь не выступают на сцене. Помню, как-то она пришла из Гнесинки и мечтательно мне говорит: «Знаешь, я сегодня пела два часа подряд - так хорошо голос звучал!».

- Как вы познакомились со своей будущей женой?

- Мы во ВГИКе попали на один курс. Оба из деревни - она из Ельцовки в Алтайском крае, я из Быково Волгоградской области, поэтому жили в общежитии в Зачатьевском переулке. Когда меня накануне занятий направили туда из деканата, свободных мест в мужских комнатах не было.

И комендант предложил мне переночевать в девичьей комнате, где была одна незанятая кровать: «Они приютят тебя на одну ночь, а завтра что-нибудь придумаем!». Делать нечего, пошел я туда.

Евгений Ташков: «Как-то Катя мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам...»

В комнате никого не было, я переоделся, лег и сразу отвернулся к стене, чтобы не смущать девочек. Вскоре они пришли, начали разговаривать, но я старался не прислушиваться - мне было неудобно, что я вторгся в их маленький мир. А потом вошла девушка с удивительно звучным, красивым голосом - я такого до этого никогда не слышал. Мне так хотелось повернуться и посмотреть, кому он принадлежит, но я не осмелился.

Обладательницу замечательного голоса вычислил только утром и не разочаровался: оказалось, что он принадлежит очень красивой девушке - светловолосой, ясноглазой. Когда 1 сентября мы пришли в институт, я узнал ее имя - Катя Савинова... Уже в конце первого курса мы вместе играли в курсовой работе - это была постановка пьесы «Лена», где у Кати была главная роль. И как-то постепенно между нами возникла симпатия.

- Вы красиво ухаживали?

- Совсем не ухаживал. Это городские умеют, а мы с ней деревенские. Просто общались, старались друг друга подкормить (в то время оба были очень бедными, жили впроголодь, поэтому такое проявление заботы много значило), обменивались копеечными подарками - в общем, дружили. Причем достаточно долго.

- Как же вы «другу» предложение делали?

- Да так, без особого официоза. Это было уже после того, как мы окончили ВГИК. В ответ на мои слова Катя почему-то расплакалась...

- Она была домашней женщиной - любила заниматься хозяйством?

- Вот уж чем Кате категорически противопоказано было заниматься! Понимаете, она жила в мире своих творческих фантазий, думала о ролях - как о тех, которые репетировала или играла, так и о тех, которые только мечтала сыграть. Мне часто казалось, что рядом находилось только ее тело, а душа в это время витала где-то далеко-далеко.

Но когда запустение в доме приобретало совсем уж катастрофический характер, Катя забывала обо всем, набрасывалась на работу и делала ее так тщательно, что, как правило, ни к чему хорошему это не приводило.

«ПУДОВКИН ПОЗВОНИЛ И СКАЗАЛ: «МНЕ ЗАПРЕЩАЮТ ТЕБЯ СНИМАТЬ»

- Какую роль в жизни Екатерины Федоровны сыграл Пырьев?

- Самую роковую - он сломал ее актерскую судьбу. Катю часто приглашали на пробы, режиссерам она очень нравилась, но в результате утверждали, как правило, других актрис. Если бы вы знали, сколько замечательных ролей ей не досталось!

Так, именно Катя должна была играть Марютку в «Сорок первом», за которую Изольда Извицкая получила впоследствии много наград.

С Георгием Вициным в картине «Женитьба Бальзаминова», 1964 год

Чухрай уже утвердил Катю, но в последний момент под нажимом руководства отказался от ее участия. То же самое произошло и с Пудовкиным, который утвердил ее на главную роль в своей картине «Возвращение Василия Бортникова» (кстати, героиню там тоже зовут Фрося). Потом он позвонил и сказал: «Понимаешь, тут такая история... В общем, мне запрещают тебя снимать».

После каждого такого случая она плакала, потом успокаивалась и начинала ждать нового приглашения - верила, что однажды ей все-таки дадут главную роль. Потом уже мы узнали, что на «Мосфильме» была негласная директива: Савинову не снимать!

- За что он так мстил ей?

- Свою первую в жизни роль в кино Катя сыграла у Ивана Пырьева - когда она была на последнем курсе ВГИКа, он предложил ей сыграть Любочку в своей картине «Кубанские казаки». Роль была небольшой, но зрители Катю - юную, улыбчивую, с очаровательными ямочками на щеках - запомнили.

Естественно, что Пырьев, который, как известно, не пропускал ни одной симпатичной женщины, ею заинтересовался. Прямо на съемочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила пощечиной. И режиссер, славившийся не только редкостной любвеобильностью, но и редкостной злопамятностью, ей этого не простил. На кинокарьере Кати, которую он за глаза называл гордячкой, был поставлен крест.

С мужем Евгением и сыном Андреем. «Катя была человеком редкой доброты, я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше никогда не видел»

- Неужели ничего нельзя было поделать?

- К сожалению, нет. На киностудии Пырьев был царь и бог, никто не смел его ослушаться. Жаль, она ведь была уникальной актрисой. Наш педагог во ВГИКе Борис Владимирович Дикий уверял, что в жизни его поразили до глубины души всего два человека - Константин Сергеевич Станиславский и Катя, а ему было с кем сравнивать...

Катя обладала очень важным для актрисы качеством - она умела наблюдать. Приезжая из киноэкспедиций, по три-четыре часа могла рассказывать в лицах, очень подробно и смешно, о том, что видела, каких людей встречала. Герои ее наблюдений вставали передо мной как живые.

Вы, например, знаете, что 18-летнюю Фросю Бурлакову она играла в 34 года? К тому же озвучивала в картине не только себя, но и пожилую актрису, игравшую домработницу.

Когда в спектакле Театра-студии киноактера «Бедность не порок» Катя играла эпизодическую роль первой гостьи, знаменитый режиссер Алексей Денисович Дикий советовал актерам Малого театра сходить и посмотреть эту ее работу. Потом Дикий начал репетиции «Грозы» и пригласил Катю на роль Кабанихи, но после трех месяцев репетиций спектакль закрыли. Думаю, ее Кабаниха прогремела бы на всю Москву.

Кате вообще удавались роли пожилых людей, она выглядела в них на удивление достоверно. И это - при минимуме грима. В нашем дипломном спектакле «Там, где не было затемнения» Катя играла старуху Гурьяновну. Причем не делала со своей внешностью ничего особенного, только немного белила волосы. Но когда выходила из гримерки, я уже не знал, с кем разговариваю - с Катей или с Гурьяновной. А когда она репетировала Кабаниху, у нее уже с утра начинали скорбно опускаться уголки рта... К сожалению, моя жена очень мало успела сыграть.

Сын Савиновой Андрей Ташков — популярный киноактер, заслуженный артист России («Дети Ванюшина», «Сыщик», «Евлампия Романова-2»)

- Приходилось слышать мнение, что именно из-за Пырьева Екатерина Федоровна, в конце концов, и заболела - дескать, это он упек ее в сумасшедший дом.

- К болезни Кати он не имел никакого отношения. На съемках картины Герасимова «Сельский врач» в Крыму она купила на рынке банку парного молока, которое очень любила. Как потом оказалось, оно было заражено бруцеллезом. Катя заболела, но долго не могла понять, что с ней.

На съемках «Приходите завтра» у нас был очень напряженный график - за 30 дней планировалась 31 смена. Я смотрю: что такое, у нее каждый день температура 37,4! «Что случилось?» - спрашиваю. Отвечает: «Да у меня уже шесть месяцев держится такая температура». - «Почему же ты молчишь, - возмутился я, - нужно же что-то делать?!». Но она только плечами пожала: «Да я уже и привыкла...».

В этом была вся Катя - удивительной скромности человек. Больше всего на свете она боялась кого-то побеспокоить, доставить кому-то неудобства, отвлечь от дел. Со своими проблемами старалась справляться сама, а если это не удавалось, то просто не обращала на них внимания.

Я настоял на обследовании, но врачи долго не могли поставить диагноз. Они отсылали нас друг к другу, пока, наконец, один профессор из Одессы не сказал, что у Кати нужно искать инфекционное заболевание. Бруцеллез - заболевание хитрое и действует избирательно: попадая в организм, оседает в наиболее уязвимом месте. У кого-то поражает печень, у кого-то сердце, а у Кати пострадала нервная система.

«ХОДИЛИ СЛУХИ, ЧТО КАТЕ ТАКОЙ СПОСОБ САМОУБИЙСТВА ПОДСКАЗАЛИ «ГОЛОСА»

- Как проявлялась ее болезнь?

- После успеха «Приходите завтра» мы с ней начали ездить по стране с концертами, зарабатывать деньги. Первое отделение вел я - рассказывал о съемках, второе - она. Потом Катя говорила: «А сейчас я вам немного спою», и получалось, что у концерта не два, а три отделения. И вот во время этих поездок я стал замечать, что жена ведет себя странно. Например, она всерьез утверждала, что слышит какие-то потусторонние голоса, будучи одна в комнате, сама с кем-то разговаривала.

Царь и бог «Мосфильма» режиссер Иван Пырьев сыграл роковую роль в судьбе Екатерины Савиновой. Именно он поставил крест на ее кинокарьере

Катя была человеком редкой доброты - я таких бескорыстных и отзывчивых людей больше в своей жизни не встречал. Она очень любила беседовать с пожилыми людьми и, если видела, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помогала - могла, например, с себя что-нибудь снять и отдать. Но когда она заболела, эта ее черта переросла в какую-то манию - Катя готова была вынести из дома и раздать всю свою одежду.

- Неужели вашей жене ничем нельзя было помочь?

- Она подолгу лечилась - лежала в больнице имени Кащенко. Выходила оттуда вполне нормальным человеком, но потом болезнь возвращалась. Постепенно периоды обострений становились все длиннее, а периоды просветления - все короче. Потом уже я узнал, что шизофрения бывает острой и вялотекущей, первая лечится, а вторая, которая как раз и была у Кати, нет.

Уже после Катиной смерти мне сказали, что в Институте имени Ганнушкина работал врач-новатор Юрий Николаев, которому при помощи голодания всего за месяц удавалось излечить таких больных. Я даже брошюрку читал с описанием его врачебного метода, но Кати к тому времени уже не было в живых.

- В минуты просветления она понимала, что с ней происходит?

- Конечно, понимала и очень из-за этого страдала. Как-то она мне сказала: «Я больше не могу ни в кино сниматься, ни на сцене выступать, ни с людьми общаться. Зачем дальше жить-то?». Мне бы прислушаться к ее словам, но я тогда не придал им значения.

«Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, Екатерина и похоронена. Ей было всего 43 года...»

- То есть никаких предчувствий у вас не было?

- Так ведь она и повода для них не давала. Когда Катя уезжала в Новосибирск, к сестре, у меня как раз заканчивались съемки «Адъютанта его превосходительства». Так она очень интересовалась, как обстоят дела, - несколько раз звонила, спрашивала, закончили ли мы работу. Ничего в наших разговорах не наводило на мысль о ее критическом состоянии, наоборот, она казалась спокойной, здраво рассуждала. И потом вдруг это страшное известие...

- Что же произошло 25 апреля 1970 года в Новосибирске?

- Катя пришла на вокзал и бросилась под проходящий поезд. Говорят, дежурная по станции пыталась ей помешать, но не успела. Там, на Клещихинском кладбище, она и похоронена. Ей было всего 43 года... Катя ушла из жизни, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во ВГИК. Видимо, в больном сознании ее собственная жизнь и жизнь ее героини каким-то таинственным образом переплелась. Ходили слухи, что Кате такой способ самоубийства подсказали «голоса»: мол, ради сына надо умереть на рельсах. Мне она об этом ничего не рассказывала.

- Как вы сказали сыну о том, что Екатерина Федоровна умерла?

- Когда это случилось, Андрюше (ныне известный актер Андрей Ташков. - Авт.) было 12 лет. Я сразу же увез его на море, а там, выбрав минуту, сказал: «Знаешь, нашей мамы больше нет - она умерла». При мне сын постарался не подать виду, видимо, хотел казаться в глазах отца настоящим мужчиной. Но потом, втайне от меня, горько плакал, а я ничем не мог ему помочь...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось