Укротительница тигров
В то, что первой красавице СССР в декабре исполнилось 75, невозможно поверить: она по-прежнему стройна, энергична, улыбчива. Одета тоже не так, как ее ровесницы, - в прозрачную черную блузку с накидкой, брюки с поясом «Луи Вуиттон». На руке - золотой браслет, на шее - явно бриллиантовое колье. Да и всем знакомое лицо за долгие годы почти не изменилось. «Если и пластика, то очень удачная», - шептались дамы в зале. «Королевой была, королевой осталась!» - восхищался какой-то мужчина и, едва завидев на сцене актрису, помчался к ней с букетом алых роз.
«ТРИ ПЛЮС ДВА» МЕНЯ УТОМИЛИ УЖЕ ОДНИМ СВОИМ НАЗВАНИЕМ»
Бывшая харьковчанка, в 60-е ставшая звездой в Москве, и впрямь держалась королевой, хотя чувствовала себя, мягко говоря, неважно. Как раз перед поездкой в Киев Наталья Николаевна простудилась и заработала несмыкание связок, но встречу со зрителями отменять не стала, да и на боль в горле ни разу не пожаловалась - лишь попивала воду из пластикового стаканчика.
Говорила без бумажки, увлеченно и долго, причем строго в рамках жанра: раз вечер творческий - значит, сугубо о творчестве. Никаких тебе четырех замужеств, болезненного развода с режиссером Владимиром Басовым, романов с Андреем Мироновым и румынским певцом Даном Спатару. О самой известной своей картине - комедии Генриха Оганисяна «Три плюс два» - актриса вспоминала, но неохотно:
- Этот фильм меня утомил уже одним своим названием, потому что его показывают как дежурную картину всех времен и народов. Я видела его всего два раза и, когда мне говорят: «Ой, как вы там хороши!», не могу это слышать. Порой люди признаются: «Вы знаете, я смотрел «Три плюс два» 15 раз!». Стоишь и думаешь: «Какой ужас! Бедные, бедные наши зрители: ничего другого вам не показывали». Ну разве можно живого человека заставлять 15 раз смотреть одно и то же?
«ТИГР ШЕЛ МНЕ НАВСТРЕЧУ. ОН УЖЕ ВСЕ ОБО МНЕ ПОНЯЛ, ЕГО С ТРУДОМ УВОЛОКЛИ...»
- Интересно, что картина, которую вы выучили наизусть, - совершенно не та, которую мы планировали показать. Настоящий «Три плюс два» - широкоэкранный фильм, а то, что сейчас крутят по телевизору, - второй сорт, черновая версия, которую снимали, балуясь. Фильм делали совместно с Рижской киностудией, все исходные материалы находились там, и когда страна разделилась, они исчезли. Наверное, в этой картине есть некий шарм, но на меня он не действует.
На зрителей, похоже, действует безотказно: когда показали фрагмент картины, зал Дома офицеров взорвался аплодисментами. На большом экране героиня Фатеевой - дрессировщица Зоя - как тиграм, так и мужчинам командовала: «Ап!».
- Поскольку я играла укротительницу, а в сценарии Сергея Михалкова не было сцены в цирке, режиссер придумал ее сам, - продолжала Наталья Николаевна. - Снимали в Ленинграде, где работал знаменитый Вальтер Запашный. Естественно, я надеялась, что буду сниматься отдельно, тигры - отдельно, а потом нас объединят с помощью монтажа.
Но в один прекрасный день подошел Запашный и сказал, что у него есть вполне вменяемый тигр, которому шесть месяцев, и если я соглашусь, он поможет мне самостоятельно выполнить все трюки. Мол, ничего страшного нет, надо просто быть уверенной и на любое проявление нрава хищника отвечать волевым поступком. «Ну ладно, - думаю, - шесть месяцев - это немного больше кошки, приятный пушистый зверек». И вот представьте себе, что я почувствовала, когда увидела: навстречу мне идет Вальтер Запашный и тащит на поводке огромного зверя!
С Андреем Мироновым в фильме «Три плюс два», 1963 год. «Наверное, в этой картине есть некий шарм, но на меня он не действует» |
Сцену я с перепугу отыграла быстро, а в конце надо было, обнимая тигра, сидящего на тумбе, улыбаться и благодарить зрителей, подняв руку.
Облокотилась я на этого котеночка (его с другой стороны Запашный держал) и стала медленно-медленно поворачиваться - до тех пор, пока не почувствовала, как острые клыки тигра проехали по моему правому плечу. Вот тут-то, конечно, я чуть в обморок не упала - было дико страшно, а команда «Стоп!» еще не прозвучала. Я кое-как держалась, улыбалась, но едва услышала: «Стоп!», пулей вылетела с арены, упала в кресло и тряслась...
Минут через пять ко мне подошла второй режиссер: «Наташа, вы готовы? Это же только первый дубль». И я снова пошла на арену. Тигр шел мне навстречу. Он уже все обо мне понял, его с трудом уволокли... А когда материал просматривали, оказалось, что Вальтер Запашный так переживал за мою жизнь, что постоянно влезал в кадр, поэтому все наши эксперименты пришлось вырезать. В итоге получилось: я - отдельно, хищники - отдельно.
По иронии судьбы работу, которую Наталья Фатеева считает своим достижением, зрители так и не увидели - речь идет о фильме «Анна Карамазофф».
- Картина пылится где-то в архивах Парижа, - вздыхает актриса (по имеющимся сведениям, фильм арестован французским продюсером. - Авт.). - Режиссер - гениальный Рустам Хамдамов, чья студенческая работа разобрана на цитаты кинематографом всего мира («В горах мое сердце». - Авт.). «Рабу любви», кстати, тоже он придумал, и Елену Соловей в ее облике, а потом из этого материала Михалков кино о революционерах сделал...
«Я БЫЛА ВСЯ В СИНЯКАХ И ЦАРАПИНАХ: ЖАННА МОРО БРОСАЛАСЬ, КАК ЗВЕРЮГА»
- Когда началась перестройка, Хамдамов написал замечательный сценарий - о том, как женщина (ее сыграла Жанна Моро), отсидевшая по 28-й статье, узнает, что ее мать умерла, и начинает разыскивать людей, которые могли ее помнить.
Жанна Моро - очень хорошая актриса. Тонкая, думающая, подготовленная... Но такая жестокая, я вам передать не могу! В фильме был фрагмент, когда я возвращаюсь домой и застаю там героиню Моро, приняв за воровку. Рустам объясняет мне, как сыграть эту сцену, и я, чтобы показать, что все поняла, хватаю Жанну, стаскиваю с нее плащ, совершенно забыв, что она - звезда мирового кино!
Оттого, что я позволила себе такое, Моро меня возненавидела. Когда начали снимать сцену, актриса готова была меня растерзать! Я ходила вся в синяках и царапинах, потому что Жанна бросалась, как зверюга. Конечно, я извинилась перед ней, но это ничего не меняло - в ее понимании дистанция между нами была нарушена.
У Хамдамова Жанна работала практически бесплатно, потmому что искала хорошую роль. А потом «Мосфильм» нашел Зильбермана - французского продюсера, который согласился выплатить ей гонорар. Дело кончилось тем, что он выкупил права на фильм и умер. Картина исчезла. Вернее, она есть, но где-то у его наследников, которым совершенно не нужна. Те, кто ее видел, в один голос говорят: это заживо погребенный шедевр.
По словам Фатеевой, если бы она заново начала свою жизнь, стала бы театральной актрисой:
- Я всегда мечтала сыграть в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, но мне не предлагали. В Театре имени Ермоловой прослужила несколько лет, а занята была лишь в двух спектаклях. Неинтересно было: давали все то же самое.
Как личности мы, актеры, в советское время не существовали, нас просто использовали, да и сейчас мы никому особо не нужны. Я от одинаковых предложений всегда отказывалась, поэтому до 35 лет находилась в состоянии депрессии. Потом стала понимать, что жизнь нужно принимать такой, какая она есть, и научилась из худшего выбирать лучшее. А что делать? Полностью реализовать себя мало кому удается - только тем, кому очень везет. Я в их число никогда не входила...