В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Разберутся без нас?

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 7 Января, 2011 00:00
Пионеры воздухоплавания, восхищавшие наших прабабушек бесстрашными стометровыми перелетами на своих «этажерках», в страшных снах не видели ничего похожего на атомные бомбардировки или самолеты-убийцы, врезающиеся в небоскреб нью-йоркского торгового центра.
Виталий КОРОТИЧ
Недавно мне довелось обсуждать со знающим человеком изменения массового сознания, происшедшие в мире после изобретения книгопечатания.

В ответ на мои восторги по поводу того, что в народ пошли буквари, священные тексты и еще немало нужных книг, собеседник доказывал, что одновременно с распечаткой Евангелий в первых печатнях началось массовое тиражирование похабных стишков и непристойных картинок. И мы постепенно сошлись во мнении, что любое изобретение, вроде бы направленное на пользу человечеству, рано или поздно, кроме пользы, начинает вредить.

Пионеры воздухоплавания, восхищавшие наших прабабушек бесстрашными стометровыми перелетами на своих «этажерках», в страшных снах не видели ничего похожего на атомные бомбардировки или самолеты-убийцы, врезающиеся в небоскреб нью-йоркского торгового центра. Когда первые автомобили, коптя, проследовали по булыжнику 100 с лишним лет назад, кто мог предвидеть танковые атаки, броневики для разгона демонстраций, автомобиль как средство террора или помощника при ограблении банков? Восхищаясь собственной изобретательностью, человечество сегодня сушит головы над тем, как ограничить возможности своих высокотехнологичных детищ.

Электронная почта объединила мир, но хакеры уже вскоре выяснили, как пользоваться чужими тайнами, влезать в хранилище банков и читать секретные правительственные бумаги. Изобретатель все отдаляется от пользователя изобретений, и за спиной едва ли не каждого умника нетерпеливо потирает ладошки умелец использования эпохальных открытий.

Иногда по ассоциации вспоминаю, как мое профессорство в Бостонском университете едва не закончилось преждевременно. Подбирая иллюстративный материал к лекции об академике Сахарове, я обнаружил в университетской фильмотеке фильм производства британской Би-би-си о первом испытании советской водородной бомбы.

Руководивший испытаниями маршал Неделин (погибший при одном из следующих взрывов) предоставил слово для первого тоста одному из руководителей всего проекта академику Сахарову. Тот произнес речь об уважении к жизни и предложил выпить за то, чтобы эта штука никогда не взрывалась над человеческими головами. Маршал попросил слово для дополнения и сказал: «Поведаю вам русскую народную притчу. Муж и жена вечером готовятся ко сну. Муж молится: «Господи, утверди меня и направь!», а жена приговаривает: «Господи, ты только утверди его, а направлю я сама». Так что, товарищи ученые, вы сделали свое дело - спасибо за это. А куда и как направлять ваше изобретение, мы разберемся без вас».

Позже меня вздрючили в деканате за похабные примеры на лекции, и только то, что фильм произведен высокоморальными британцами и взят в университетской фильмотеке, меня спасло. Но если подумать, маршал высказал мысль, присущую очень многим начальникам разных рангов, убежденным в своей власти над окружающим миром.

Увы, от изобретения до его внедрения в жизнь проходит некоторое время, над которым изобретатели уже не властны. Когда-то Красная Армия была вооружена так называемыми «коктейлями Молотова», представлявшими собой смесь жидкого мыла с бензином. Налитая в бутылку и подожженная, эта смесь пылала на танковой броне, прилипала к ней и становилась оружием. И нелепо было бы обвинять бутылки в смертоносности.

Жаль, что умники почти никогда не участвуют в дальнейших судьбах своих придумок.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось