Звезда советской эстрады Анне ВЕСКИ: «Мифы об эстонцах, якобы скучных, медлительных и тугодумах, я опровергаю, и потом, где вы видели чистокровных эстонцев? По нашей территории шли немцы, шведы, датчане — только татары, наверное, не добежали...»
«ИНОГДА ОБИДНО, КАК ШКОЛЬНИЦЕ, И ХОЧЕТСЯ ПЛАКАТЬ. ИНОГДА ХОЧЕТСЯ МОРДУ КОМУ-ТО НАБИТЬ...»
- Анне, в одном интервью вы признались, что до сих пор волнуетесь перед концертами...
- ...но потом, когда начинаю петь, все становится на свои места, волнение проходит. В нем, кстати, нет ничего плохого, иногда оно даже во благо - мне, например, помогло на конкурсе в Сопоте. Я была уже профессионалом, выступала с 78-го года, но так переживала, что ничего вокруг не видела и не слышала! И даже не поняла, что меня освистали.
- Как? Вы же там победили!
- Это потом, а в самом начале, когда объявили: «Анне Вески, Советский Союз», в зале раздался та-а-акой свист! Я об этом узнала, только когда пленку с записью показали. 1984 год, в Польше как раз было движение «Солидарность», конкурс проходил после долгого перерыва, и там не очень-то ждали представителя СССР. Люди свистели, даже не услышав, как я пою: выражали протест против советской власти.
И я считаю, что победила в Сопоте дважды: во время исполнения первой песни заставила враждебно настроенных поляков меня слушать, а после второй - аплодировать. Но знаете, что важно? Конкурс не был политизированным: ну, спела лучше всех участница из СССР - значит, ей первый приз. Засуживать никто не стал: люди были порядочные. А может, сыграло свою роль то, что я эстонка. Меня, наверное, потому туда и послали.
- И огромная страна запела: «Позади крутой поворот...».
- Хотя я не думала, что эта песня, достаточно простая, станет, как сейчас говорят, хитом. А люди и в России, и в Прибалтике до сих пор просят меня ее исполнить. Как и «Возьми меня с собой», которую я вообще петь не хотела, уговорила редактор с телевидения. И зрители то тут, то там стали передавать записки: «Спойте, пожалуйста, «Возьми меня с собой». Поначалу я понять не могла, что за песня!
- Над чем работаете сейчас?
- Не могу сказать, что днями сижу в своей студии и целенаправленно работаю над новой программой. Время от времени песни появляются: мне звонят и просят это записать для бенефиса такого-то композитора, то - для телепередачи, вон то - для вечера памяти артиста. Если бы не пригласили поучаствовать в концертах памяти Анны Герман, не знаю, пела бы «А он мне нравится» или нет. Теперь пою, и публика очень тепло принимает. Так же и с песнями из проекта «Ты - суперстар!». Некоторые очень критиковали судьи, а они впоследствии вошли в мой репертуар.
- Вы и в том проекте участвовали, и недавно - в телешоу «Две звезды». Как относитесь к тому, что вас оценивают, судят, невзирая на то что вы себе все уже доказали?
- Иногда обидно, как школьнице, и хочется плакать. Иногда хочется морду кому-то набить. Но потом приходит понимание, что члены жюри говорят гадости, чтобы люди это шоу смотрели и обсуждали. И гнев отступает.
- Правда, что у вас техническое образование?
- Не совсем. Я окончила Таллиннский политехнический институт, экономический факультет.
- И решили, что творчество все-таки ближе?
- Оно со школьной скамьи ближе: я восемь лет отучилась в музыкальной школе, потом в эстрадной студии при филармонии занималась. Но родители настояли на том, что должна быть «серьезная» профессия. И я, кстати, всегда благодарю их, потому что сама веду свою бухгалтерию. Училась на совесть, многое помню.
«Я СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА, ПОТОМУ ЧТО МУЖ ПОСВЯТИЛ МНЕ ЖИЗНЬ»
- Не жалеете, что не стали экономистом?
- Может, наша экономика только выиграла от того, что я туда не влезла? (Смеется). Хотя иногда думаю: вот отправили меня работать на табачную фабрику в Таллинне сразу после института, а я оттуда - на сцену. А осталась бы - глядишь, и приватизировала бы со временем фабрику, стала бы табачной королевой... Не судьба!
- Я гляжу, вы веселый человек.
- Опровергаю мифы об эстонцах, якобы скучных, медлительных и тугодумах.
- Не задевает, когда рассказывают об этом анекдоты?
- Нет. Я же знаю, что это выдумки. Русские так говорят об эстонцах, эстонцы - о финнах, финны - о шведах, шведы - о норвежцах... Все подтрунивают над соседями. И потом, где вы видели чистокровных эстонцев? По нашей территории шли немцы, шведы, датчане - только татары, наверное, не добежали, поэтому мы еще светленькие.
О себе могу сказать, что не столько медлительная, сколько ленивая: люблю бездельничать. Но как заработать деньги, знаю с детства. Мы с братом еще школьниками подрабатывали в загсе - играли марш Мендельсона, он - на органе, я - на рояле. За одно исполнение получали по рублю, а бывало, что в день 10-15 пар расписывались! Вот вам и эстонцы-тугодумы.
- Ваш второй супруг Бенно Бельчиков - ваш администратор...
- ...да, уже много лет.
- Совместная работа влияет на семейные отношения?
- Она их укрепляет. Я счастливая женщина, потому что муж посвятил мне жизнь. За Бенно вышла после двух месяцев знакомства. Произошло это в июле, а уже в сентябре он оставил хорошую должность администратора в гостинице и перешел работать в Таллиннскую филармонию, чтобы везде сопровождать меня. Если бы этого не случилось, мы бы рано или поздно расстались, потому что не будет нормальный мужик ждать жену, которая вернется с гастролей через месяц.
Устроены они не так, понимаете? 90 процентов браков, где один из супругов сидит дома, а второй катается по миру, распадаются. Вместе могут быть только те люди, которые живут и работают, как одна команда, и поддерживают друг друга не время от времени, а постоянно.
«МЕНЯ БЕСИТ, КОГДА ПОДРУГИ БОЛТАЮТ ЛИШЬ О ТОМ, КАК НАДО ХУДЕТЬ»
- Обязанности по дому в вашей семье на ком?
- На Бенно. Он готовит лучше, так почему я должна строить из себя первоклассную хозяйку? Это во-первых. А во-вторых, я даю возможность показать, что он круче. Муж говорит: «Ну чем тебя побаловать?», я называю блюдо - и он так старается, вы бы видели! Не стоит все тянуть на себе, нужно дать мужчине шанс раскрыть свои таланты, принимать решения. Пускай он будет в чем-то лучшим, главным. Другое дело, что надо периодически капать ему на мозги и наталкивать на правильные мысли. Пока сам не скажет: «Да она права!».
- Вы в прекрасной форме, но на диете, как я понимаю, не сидите...
- Нет! И меня бесит, когда подруги болтают лишь о том, как надо худеть. «Боже, - говорю, - когда же вы живете, если постоянно худеете?». Я так не могу. Я хочу жить, а не мучиться! Спортом тоже себя не изнуряю, хотя в юности занималась настольным теннисом, причем на неплохом уровне. Могу попрыгать в спортзале, покататься на велосипеде. Но ради удовольствия, а не с целью уменьшиться до определенного размера.
- Отдыхать где предпочитаете?
- В Турции - туда лететь недолго. Недавно открыла для себя Германию: купила круиз по Рейну и поняла, как там красиво. Мечтаю побывать в Австралии, но никак не удается уговорить мужа: ворчит, что дорога утомительна.
- А какая из гастрольных поездок запомнилась на всю жизнь?
- Азиатские туры, наверное. Мы были в числе первых артистов из СССР, которых пригласили в Таиланд, и в Бангкоке я пела в отеле «Хилтон». Потрясло все! Во-первых, что нужно было с хозяином встречать всех гостей. Во-вторых, чуждая советскому человеку роскошь: бассейны с разноцветными рыбками, ледяной аист, искусственная пальма, под которой лежали угощения - экзотические фрукты...
До Бангкока я нигде такого не видела, будто с Марса прилетела. Смотрела и вспоминала советские гостиницы. В одной мы, помню, поселились, муж ночью встал - и под ногами захрустело. Включили свет, а весь пол тараканами усеян! Вызвали администратора, она плечами пожала: «Чего вы хотели? Номер-то над кухней, а там прусаков потравили...». (Смеется). Ну, и поездка во Вьетнам запомнилась, конечно.
- Та, где вам довелось в шкуре Аллы Пугачевой побывать?
- Приезжаем и видим афишу, на ней Алла Борисовна в балахоне, а время концерта и место наши. «Что, - думаю, - такое? Не может быть, чтобы в одном и том же зале пели две артистки». Подъехали ближе - оказалось, туловище Пугачевой, а голова моя! Организаторы не морочились над афишей, просто приклеили мое лицо к чужому плакату...