Патриарх русского шансона Михаил ГУЛЬКО: «Когда я в полиции пистолет регистрировал, меня проинструктировали: «За порогом убивать не имеешь права — втяни в дом! Хочешь — ножом себя режь, нападение сымитируй, и тогда все законно, а иначе головная боль у тебя начнется, лечить которую будешь всю жизнь. И еще: всю обойму в башку! — не оставляй нам раненых, а себе проблем»
(Продолжение. Начало в № 21)
«ИЗ СОЮЗА ВЫВЕЗТИ МОЖНО БЫЛО ТОЛЬКО ТРИ КОПЕЙКИ ДА ЛОЖЕЧКУ БАБУШКИНУ, СЕРЕБРЯНУЮ...»
- Возвращаясь к Америке. Вилли Токарев рассказывал мне, что когда он туда приехал, перепробовал чуть ли не десятки профессий, работал буквально всем - упаковщиком посылок, медбратом...
- ...и даже таксистом...
- В общем, где платили хотя бы доллар, туда и шел, а вы на первых порах кем в Штатах были?
- Только музыкантом - с первого дня! Меня ведь и москвичи сразу узнали, и моряки с Камчатки приветы передавали: туда какой-то учебный приходил пароход... Репертуар был готов и вполне для Америки годился - все запрещенное я уже пел в Москве и там большие проблемы имел. Меня же и столичной прописки лишали, и увольняли из ресторанов, и расформировывали мои ансамбли... Это отдельный кусок биографии - долго рассказывать, но я все эти университеты прошел.
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Многие эмигранты здесь, в Америке, познали нищету, когда буквально лишнего цента не было, - вы тоже?
- Нет, пособия мне хватало, а из Союза вывезти можно было только три копейки да ложечку бабушкину, серебряную...
- ...и пару книжек...
- (Кивает). Мне, повторяю, повезло: меня узнали, ну и я себя показал - в любом ресторане, куда заходил, сразу же начинал петь, играть, после чего меня брали на работу и платили чаевые, которые были в 10 раз выше зарплаты.
Из книги Михаила Гулько «Судьба эмигранта».
«Нью-Йорк! - если сформулировать мое первое впечатление от «столицы мира» одним словом, то это будет: «Ка-ра-ул!».
Мы прибыли 16 июля 1980 года, жара страшная, 35-37 градусов.
Привезли нас в какой-то крошечный отель в верхнем Манхэттене: 90-е улицы - пять минут пешком - и Гарлем, откуда и сегодня не всякий белый человек возвращается живым и здоровым, а тогда и подавно. Сразу предупредили: «На такие-то улицы не выходите даже днем - ограбят».
![]() |
| С народным артистом СССР знаменитым чеченским танцовщиком и хореографом Махмудом Эсамбаевым, конец 90-х |
В номере стоял огромный черный, весь в паутине вентилятор и еле-еле разгонял знойный воздух. Сложили вещи, я принял душ и вышел прогуляться по ближайшим кварталам. Заглянул в магазин, увидел, наверное, 100 сортов пива, купил запотевшую банку «Будвайзера», орешки и двинул по стриту вниз. Прошел метров 500, смотрю - в витрине музыкальные инструменты. Зашел, конечно, взял аккордеон в руки, поиграл...
На улицах виртуозно лабали одетые едва ли не в лохмотья чернокожие музыканты - я удивился, а потом мне объяснили, что вечерами они же играют в джаз-клубах в шикарных нарядах.
![]() |
| С Николаем Караченцовым, конец 80-х |
Так в суете миновала первая неделя, а 25 июля ближе к вечеру раздался звонок: «Дядя Миша, это Марина Львовская - приезжайте сегодня на Брайтон в ресторан «Садко».
Марину я еще по Харькову знал... За мной приехало такси, и я впервые отправился из Манхэттена в Бруклин. На Брайтон-Бич тогда было всего три русских ресторана: «Садко», «Баба-яга» и какой-то еще, в «Садко» выступали Люба Успенская и Марина Львовская, Алик Мирлас играл на фортепиано и тоже пел, харьковчанин Вадик Косинов сидел за ударными, а киевлянин Леня Полищуков играл на гитаре (кстати, вместе с Сашей Фельдманом он аккомпанировал Грише Бальберу и Аркадию Северному во время записи их концерта в Киеве в 1977 году).
Гульба в кабаке шла просто невероятная: все балдеют, дым коромыслом, гудеж... В тот год была особенно популярна песня Пугачевой «Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом...» - ее пела Люба, а еще вместе с Мариной они здорово исполняли репертуар «итальянцев». Тем вечером я узнал, что не стало Владимира Семеновича Высоцкого, и испытал настоящий шок».
![]() |
| На праздновании 40-летия художника Михаила Шемякина, Нью-Йорк, 4 мая 1983 года |
- Что представляли собой тогда нью-йоркские русские рестораны? - «Садко», «Одесса»...
- Первым был Fiddler on the Roof («Скрипач на крыше»), где хозяин был русский, но работали на него эмигранты, и вскоре у него исчезла икра, пропали все продукты, и он ресторан закрыл. Ну, наши ребята подсуетились... Потом был «Гамбринус», прославившийся тем, что там все время стреляли (не друг в друга - в потолок, куда угодно: он из камней был сделан). Я сидел в углу и был так одет, что думали, я в бронежилете, но обычную жилетку носил, а на голове - что-то типа каски. Это как бы для прикола было, но и чтобы рикошетом не задело...
- Мне Шуфутинский рассказывал, что хозяевами «Гамбринуса» были грузины - выиграли этот подвал в карты и сидели там, пили, стреляли: «За мой папа я поднимаю этот бокал!» - и бах в потолок! Ковбойский фильм, одним словом...
- Я то твое интервью в Нью-Йорке тогда прочитал и сказал Мише: «Напрасно ты имя человека назвал, поскольку он в порядке, живет в Москве. Не надо было его упоминать, да и национальность его тоже» - я даже о мертвых не говорю, потому что нельзя.
![]() |
| Первый альбом МихаилаШуфутинского и Михаила Гулько, выпущенный в Америке под названием «Синее небо России». «Пели мы все, что было запрещено в Союзе» |
- Но когда в потолок стреляли, страшновато было?
- Ну, он один такой был, тот кавказец, который приходил и спрашивал: «Гулко, кто здэс бил?». Я отвечал: «Не знаю, не видел». - «Нэ, ти гавары, кто?» - и бах в потолок! Я ему: «Что ты делаешь? Наверху бабушка живет!». - «Он уже уехал!». (Смеется). Съехала то есть, не выдержала, а так в ресторан не только грузины заходили - русские, армяне, азербайджанцы, евреи...
«ПУСТЬ ЛУЧШЕ 12 СУДЯТ, ЧЕМ ДВОЕ НЕСУТ»
- Вы сами ходили по Нью-Йорку вооруженным...
- То было время, когда можно было ворованные пистолеты приобретать - новенькие, которые еще на баллистическом учете не были (из них, может, еще не успели кого-то убить, потому что они были в масле).
- Настоящие?
![]() |
| С Анжеликой Варум и Леонидом Агутиным. «У нас в ресторане «Арбат» 100 фотографий висело, где я с Гафтом, Пугачевой, Распутиной, Люсей Гурченко... Всех не перечислю, и все они пели» |
- Конечно! - 25-й калибр, армейский, правда, мой бракованным оказался: постоянно гильза застревала.
- Ага, то есть вы и стрелять пробовали?
- Обязательно! Выходишь на океан - и пали: кто же тебе мешает?
- Оружие применять не приходилось?
- Нет, но я всегда был готов. В каком плане? Ночью, когда домой возвращаешься и «плетка» у тебя на кармане, чувствуешь себя как-то увереннее, как мужик (улыбается), и никто уже у тебя не спросит: «Который час?» или «Закурить есть?», потому что смело идешь и к тебе подойти боятся. Ну, и был один случай, когда шли мы с ребятами из ресторана, я аккордеон нес (на работе чего-то его не оставлял), и полицейская машина подъехала - как потом выяснилось, что-то спросить. Был между тем снег, и с перепугу я вынул этот пистолет, бросил, и он...
- ...утонул в сугробе?
![]() |
| С прославленным российским хоккеистом по прозвищу Русская Ракета Павлом Буре, начало 2000-х |
- Да! - наши парни даже восхищались потом: «Как ловко ты, Миша, «плетку» скинул!», а полицейские спросили, не видели ли мы, как кто-то проезжал, - и все, своей дорогой поехали.
Это один эпизод, а второй произошел, когда у меня дома аппаратура была, и я ее кому-то то ли дал напрокат, то ли продал, а какой-то испанец зашел в мой дом ночью: думал, есть у меня чем разжиться...
Ой, нет, по-другому было! С ворованными пистолетами вопрос был закрыт - больше я их не покупал, потому что, может, не дай Бог, кого-то из них убили, хотя и понимал: «Пусть лучше 12 судят, чем двое несут...».
За оружием в специализированный магазин поехал, где надо было стрелять, показывать, что умеешь им пользоваться, и там купил за 600 долларов Government Colt - серьезный пистолет 38-го калибра, оформленный по всем правилам, с документами. Он все время дома лежал, что, конечно, очень опасно, неправильно (хотя малых детей у меня нет), и я главного правила не соблюдал: все должно находиться отдельно, патроны - в обойме, и так далее. У меня заряженный ствол просто под подушкой лежал...
![]() |
| С выдающимся актером и режиссером Роланом Быковым и крупнейшим криминальным авторитетом Япончиком (Вячеславом Иваньковым). «Все в Нью-Йорк по своим делам приезжали, в том числе очень серьезные люди — многих узнавал, со многими фотографировался...» |
- ...ну, вы же из России приехали...
- ...да, и потрогать его было приятно: холодный металл, красивая форма, и вот однажды ночью услышал шум. Глазок в двери, который бандиты обычно жвачкой заклеивают, отверточкой или чем-то еще повредили, а двери у нас в Нью-Йорке деревянные были, обитые с обеих сторон металлом (дом 40-х годов, там все такие). Потом взяли чуть-чуть на отрыв, на консоль, дырочку побольше проделали, в нее пролезла ручонка, которая все замки открыла...
- ...потрясающе!..
- ...и я уже слышу, что дверь отворилась и в мою квартиру человек входит...
- Черный?
- Нет, белый - испанец. Видимо, из Пуэрто-Рико - это так называемый 51-й американский штат, наши люди (улыбается).Я вылетел с «плеткой», конечно, хотя еще никого не убивал, - увидел его, извини за выражение, на полшишки, потому что парень сразу бежать бросился. Закрыл, в общем, эту несчастную дверь, там такая дыра громадная, но назавтра пришли мастера и залатали ее металлом.
![]() |
| Легенды шансона: Михаил Гулько и Иван Кучин |
Кстати, когда я в полиции пистолет регистрировал, меня отозвали в сторонку и проинструктировали: «За порогом убивать не имеешь права - втяни в дом! Хочешь - ножом себя режь, нападение сымитируй, и тогда все законно, а иначе головная боль у тебя начнется, лечить которую будешь всю жизнь. И еще убедительная просьба: всю обойму в башку! - не оставляй нам раненых, а себе проблем», и после такого пожелания руку пожали...
Кстати, у всех бабушек есть в Америке пневматические шотганы, и стоят они дешево - всего 60 долларов. Миша Шуфутинский купил себе такой обрез в том же магазине (там и «калаш» можно было приобрести, и даже «шапошник» - что хочешь, но я сейчас не о том). Короче, у каждой бабушки это кино есть: двор, калитка и забор, на котором написано или «злая собака», или «злая хозяйка» и, естественно: «Не пересекать, не входить»...
- ...частная собственность...
- ...заборонено, да! «Пенсионеркам, - говорил полицейский, - мы такую даем инструкцию: «Когда ты, бабушка, видишь, что кто-то черту пересек, первый выстрел делаешь вверх, потому что таков закон, а второй - в человека. Не думай о том, что он языка не понимает или что-то еще: вали его - он идет тебя убивать». Так вот, открыл он мне секрет, всегда раздается два выстрела, только в обратном порядке: первый - в человека, а второй - в воздух(смеется).
![]() |
| C друзьями. Слева — Ефим, справа — известный боксер, четырехкратный чемпион СССР Олег Коротаев, Мюнхен, 1989 год. 12 января 1994 года Коротаев был убит выстрелом в затылок на авеню Брайтон-Бич в Нью-Йорке, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве |
- Интересная история!
- Ну, ты же умеешь, Дима, спросить, ты же профессионал! Не случайно я все твои книги прочел и «Бульвар Гордона в Америке» покупаю.
«В КАБАКАХ, ГДЕ ВРЕМЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЛОСЬ, ПЕЛ ПОЧТИ ДО УТРА. ПОЧЕМУ? НЬЮ-ЙОРК 24 ЧАСА РАБОТАЕТ...»
- Дядя Миша, а в русских ресторанах в Нью-Йорке что чаще всего заказывали?
- Пели мы все, что было запрещено в Советском Союзе.
- Дорвались!
- Да, и в первую очередь, одесский репертуар. Юз Алешковский дал мне «Окурочек», потом все белогвардейские исполнял вещи, эмигрантщину, «Есть только миг», «Если я заболею», «Почему ты замужем»... Это мой первый заокеанский репертуар, и востребованным он был очень долго: и отцы эти песни слушали, и дети, которые подавали им на 12, на 14 и на 16 ключи, тоже - вместе они о далекой грустили Родине. В одной из песен, которые я исполняю, есть такие слова: «Вся Россия истоптана, слезы льются рекой. Это Родина детства, мне не нужно другой!». Патриотизм ценился, белое движение воспевалось...
- Были ведь еще белые эмигранты живы...
![]() |
| С Аллой Пугачевой. «Мы давно хотели познакомиться, я ей свои диски дарил, и вот тем, кто ее привозил, она сказала: «Вечером гастроли заканчиваю — можно ли Мишу на ужин пригласить?» |
- Да, и они тоже думали: «А может, вернемся?». Многие просто в ситуацию попали, которая называется «в чужом пиру похмелье» - кто-то фотографию прислал и поманил. Как Косинов Вадик сказал: «На фото посмотрели - и подумали, что здесь рай».
- А на снимке - чужие машины...
- Овощные магазины в основном, где помидоры, и тачки - какой-нибудь «кадиллак» старый с подписью: «Ну, вот я себе взял, честно...
- ...здесь такие у всех!»...
- Много я беды за столами, конечно, узнал: столько откровений, слез... - трудно людям в первые годы пришлось.
Помнишь, был в «Литературной газете» обозреватель Илья Суслов, который юмористическую рубрику с нашим харьковским парнем, Виктором Веселовским, вел? - так вот, он мне сказал: «Миша, вы последний романтик гражданской войны». Я ведь гусарские песни нашел, белогвардейские, ну, плюс если бывшие одесситы гуляли, исполнял «Ах, Одесса!» и так далее. Кстати, одесских песен я знаю больше, чем все уроженцы этого города, вместе взятые, и это совершенно точно, потому что работа у меня такая.
Что интересно, в одном зале ресторана могли быть поминки, рядом - день рождения, а я один...
![]() |
| С Филиппом Киркоровым и Владиславом Медяником, Нью-Йорк, начало 90-х. «Со Славой мы познакомились в то время и тепло общаемся до сих пор — теперь у него ресторан в Москве» |
- ...человек-оркестр...
- А как же! Рояль «Ямаха» у меня, слева - пиво, справа - бокал с деньгами (туда кидали все, что попало). Где-то 100 граммов выпью, где-то чаю хлебну - и песни-песни-песни: это заводило меня, сами посетители вдохновляли.
- Как же долго петь приходилось? Каков ваш личный рекорд?
- Выступать я должен был с восьми вечера до полуночи, но это очень условное такое понятие, а когда на Манхэттене в одном ресторане работал, над которым сверху жили люди, всегда большой был скандал. По нормам надо было якобы до 10-ти шуметь, что-то после 11-ти разрешалось, а в это время только начиналась гульба, люди с Брайтона, которые торговали чем попало, подтягивались. Они в Америке быстренько поднялись: умели что-то достать, купить, запаковать, продать - опыт большой, тем более что в Союзе это под запретом, а здесь есть где развернуться. Вот они по вечерам и отдыхали на всю катушку, но у хозяина ресторана большие проблемы начались, и заведение в итоге закрыли, потому что, как только начиналась гулянка, соседи вызывали полицию и приезжало все, вплоть до «скорой».
- Часов пять-шесть подряд вы, тем не менее, пели?
- Поболе!
![]() |
| С мэром Москвы Юрием Лужковым и его супругой Еленой Батуриной, Москва, 1993 год |
- Неужели?
- Ну да, в кабаках, где время не ограничивалось, пел почти до утра. Почему? Нью-Йорк 24 часа работает...
- ...одни уходили, другие являлись...
- Так точно. Завтракать в сеть «Эль Греко» мы шли под утро, часа в четыре: с трех до четырех там водка не продавалась. Отпускать ее начинали в четыре, выносили на большой деревянной доске мясо краба, залитое яйцами, с укропом и чесноком - там мы отвязывались до рассвета: уже ведь светало.
«ЧЕРНЫХ ВЫГОНЯЛИ С БРАЙТОНА С ОРУЖИЕМ, С ЦЕПЯМИ, С НОЖАМИ - СТОЛЬКО У РЕБЯТ БЫЛО ДУХУ! БИЛИ ДО СМЕРТИ, ПРОСТО КРОМСАЛИ - ТАКОГО НИКТО НЕ ВИДЕЛ!»
- Чаевые давали большие?
- Знаешь, у меня были хозяева (моих кабаков), и, помню, когда Лужков в Москву меня пригласил, он к одному из них подошел: «Вы не возражаете? Миша сказал, что вы хозяин...», а тот ответил: «Это он мой хозяин - если уедет, я ресторан закрою, потому что ходят на него!». Он же видел, что нам носят деньги, мы сдачи кому-то даем - специальный человек у меня на лавэ сидел...
![]() |
| С Вилли Токаревым. «Отношения у нас нормальные, и даже не творческие, а просто человеческие, поскольку делить нам нечего» |
- А хозяин - американец?
- Русский! Везде же на Брайтоне были надписи: «Пирожки», «Пельмени», «Мы говорим по-русску» - шо хочешь было!
- Даже черных прогнали с Брайтона, да?
- Прогнали, потому что они очень плохо себя вели: у старушек сумки с карточками и чеками вырывали, а если бабка не отпускала, ее волокли по асфальту - поэтому выгоняли их с оружием, с цепями, с ножами. Все пришли: и молдаване, и киевляне, столько у ребят было духу! Черных они за своих родителей били - те ведь их сюда привезли, благодаря им пацаны выучили английский, пошли работать, кто на баян сел, а кто на траву... Как сказал один одессит: «Если ты приехал в Нью-Йорк, первое, что надо сделать, - это устроить жену. Я свою посадил на ногти» - то есть она маникюр стала делать.
Короче говоря, смелые наши ребята - били до смерти. Просто кромсали, головы разбивали цепями - такого никто не видел! Все вооружены были, и если кто-то подходил и спрашивал что-то не так, могли стрелять. Эта война в 80-е годы началась - против испанцев и черных: те сразу соскочили, и стало тихо, а до этого беспредел был жуткий, наркотой шла торговля - вовсю и любой: от медицинских таблеток до всего, от чего торчат. Такая вот обстановка была, понимаешь?
- И снова о чаевых: сколько больше всего платили?
![]() |
| С поэтом Михаилом Таничем. «Таничу вон три мелодии написал — как говорится, музыка народная, стихи НКВД... На стихи Михал Исаича писать очень легко» |
- Когда хозяин у меня спрашивал: «Миша, сколько сегодня заработали?», я говорил: «Нормально». - «Ну, сколько?». - «Хватает». - «А примерно?». - «Достаточно» - много синонимов к слову «достаточно» знаю. Ну, что сказать... По сотке всегда было - с учетом того, что со мной два-три человечка работало, а когда я был один - больше.
- 200 за вечер собрать удавалось?
- Да, а зарплата была 100.
- Ну и тогда доллар был долларом...
- ...и с зарплатой да чаевыми прожить удавалось.
Из книги Михаила Гулько «Судьба эмигранта».
«Параллельно с записью новых песен я продолжал выступать на ресторанной сцене: «Кавказ» к тому моменту сменился на «Приморский», а позже - на «Одессу» и «Арбат».
Что заставляло места работы менять? Все очень просто: садишься в кабак, и через считанные недели на тебя, именно на тебя, а не на нового повара или интерьеры, начинает идти публика. Хозяин - в шоколаде, но зарплату прибавлять не спешит, и тогда я в очередной раз произносил фразу, известную сегодня всем обитателям Брайтона. «Дорогой мой, - обращался к работодателю, - мне уже все подняли: и домовладелец, и телефонная компания, и «Дженерал электрик» - только ты поднимать не спешишь...». - «Миша, войди в мое положение, неважно идут дела, я дом только что купил - никак не могу прибавить!». - «Ноу проблем, - отвечал я, - тогда воспользуюсь своим правом уйти».
Менялся ресторан, а через месяц за мной уходила вся клиентура».
«И РАЗБОРКИ БЫЛИ, И КОЕ-КОГО ПРЯМО ВОЗЛЕ КАБАКА УБИВАЛИ - Я ЛИЧНО ВИДЕЛ. КТО-ТО К КОМУ-ТО ИЗ СОЮЗА ПРИЕЗЖАЛ, ПОТОМУ ЧТО ТОТ НЕПРАВИЛЬНО СЕБЯ ПОВЕЛ - КОНТОРА ВЕДЬ ПРЕДУПРЕЖДАЛА: «У НАС РУКИ ДЛИННЫЕ»
- Публика в ресторанах наверняка была разная: и простые люди, и торгаши, и бандиты... Все приезжали?
- Всех видел, абсолютно - и разборки были, и кое-кого прямо возле кабака поубивали. Кто-то к кому-то из Союза приезжал, потому что тот неправильно себя повел...
![]() |
| Дмитрий Гордон знакомит Михаила Гулько с бывшим генерал-майором КГБ, экс-начальником внешней контрразведки ПГУ КГБ СССР, получившим статус политического беженца и гражданство в США, Олегом Калугиным. Нью-Йорк, 2012 год Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Из Союза даже?!
- Конечно! Контора ведь предупреждала: «У нас руки длинные».
- То есть доставали и оттуда?
- Если косяк запорол, конечно.
- И вы эти разборки видели?
- Видел лично, как убивали.
- Из огнестрельного оружия или ножом?
- В затылок из огнестрела.
- У вас на глазах?
- Ну, не совсем на глазах... Человек выходил из ресторана, не возвращался, и в зале просили никого не разбираться. Все обычно с телочек начиналось: они в туалет бегали - то ли писать, то ли номер телефона кому-то дать, и если бегали слишком часто, очень волновался мужичок, который с ними пришел. Я смотрю: он уже вот сюда, в рукав, вилочку положил или ножик, и говорю хозяину: «Аккуратнее. Там четверочка сидит, а там двоечка, и девочка часто бегает: или у нее цистит, или успевает давать телефоны». - «А как быть?». - «Очень просто. Походит официант к столу и на весь зал говорит: «Извините, пожалуйста, мне кассу сдавать - можно рассчитаться?».
- Смотрите!
- Ну если я 30 календарных лет, если не 40, отпел в кабаках, школа жизни, наверное, есть... Были ведь инженеры, кандидаты наук, купившие ресторан, чтобы что-нибудь зарабатывать...
- ...а вы были уже доктором...
- ...и рассказывал, какая программа должна быть, картину писал маслом. В основном, если начинался хипеш, просили: «Ребята, выйдите, пожалуйста, на воздух». Если что-то произойдет внутри, хозяина ресторана liquor лишат - права продавать спиртное, то есть он может смело закрываться. Алкоголь, правда, посетители заносят, но это уже как-то непонятно: то ли хозяин втихаря продал, то ли принесли пузырь... Это первое. Второе - если что-то посерьезнее случилось, например, кого-то пером пощупали, кабак вообще закрывается. Я говорил: «Ребята, тогда мы без работы останемся, а вы - без места, где проводите время, и если себя так здесь ведете, значит, хотите лишить куска хлеба моих детей: выйдите - и там, пожалуйста, разбирайтесь. Рядом, в двух шагах буквально, Атлантический океан - выходи строиться, мама не горюй!».
«Я ТАК ПОНИМАЮ: ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОР В ЗАКОНЕ, НО ТЕМУ РАЗРУЛИВАЕШЬ - ЗНАЧИТ, АВТОРИТЕТ. ЕСЛИ, КОНЕЧНО, ТЕБЯ ЕЩЕ НЕ УБИЛИ»
- Больших бандитов вы в ресторанах видели?
- Конечно!
- Легендарных?
- О которых книги пишут. Все в Нью-Йорк по своим делам приезжали, в том числе очень серьезные люди - многих узнавал, со многими фотографировался...
- Фамилий, как я понимаю, назвать мы не можем?
- Не имеем права! - о них, как о мертвых, говорить ничего нельзя: на чем и стоим!
- Знаю, к вам легенды советской эстрады, театра, кино приходили...
- Эти - все до одного! У нас в ресторане «Арбат» 100 фотографий висело, где я с Гафтом, Пугачевой, Распутиной, Люсей Гурченко... На снимках там Мулерман, Хиль, Кобзон - всех даже не перечислю, и все они пели. Розенбаум, помню, с Иосифом Давыдовичем приехал - сели за стол, рядом Ресин...
- ...первый зам Лужкова...
- ...да, Владимир Иосифович, с женой, Юрий Михайлович с супругой: для них я пел и объявлял, потом с Розенбаумом вместе пели, затем Кобзон с этой же эстрады песни для мэрии исполнял, а в зале очень серьезные люди сидели. Говорят, авторитеты - мне нравится это слово, хоть не совсем значение его улавливаю. Я так понимаю: если ты не вор в законе, но тему разруливаешь - значит, авторитет. Если, конечно, тебя еще не убили... (Смеется).
Из книги Михаила Гулько «Судьба эмигранта».
«На Брайтон в то время было настоящее паломничество из России, и вспоминаю, как в ресторан пришел сам Муслим Магомаев - один. Как всегда, с иголочки одетый, в дорогих часах, в широком золотом браслете, обхватывающем запястье, он скромно сел за столик, заказал легкую закуску, графинчик коньяка и просто слушал.
Когда артист такого уровня слушает тебя и говорит комплименты, ты понимаешь: значит, делал все правильно - верно нашел интонацию и подобрал репертуар: признание такого человека дорогого стоит.
Он был в хорошем расположении духа, смеялся, шутил... «Миша, а нельзя, чтобы там, - указал на сцену, - ты пел, а здесь со мной выпивал?». - «Сейчас сделаем, Муслим Магометович», - не растерялся я. Поднялся на сцену, включил в синтезаторе функцию автоматической игры, выбрал музыкальный рисунок ударных «афро-куба» и подсел к Магомаеву, а когда отзвучала мелодия, я вернулся.
Казалось, Муслим не устает. Я пел уже много часов, а он по-прежнему сидел за столиком и всем видом показывал, что готов слушать дальше. «Миша, - спросил, - почему, когда вы поете «Поручика», мне хочется плакать?». - «Наверное, потому, что ее поет эмигрант, - здесь она звучит по-другому».
Внезапно ко мне подошел официант: «Миша, вас к телефону!». Звонила взволнованная жена Магомаева - Тамара Синявская: «Миша, Муслим у тебя? Я волнуюсь, уже поздно, вы проводите его, а то он, как всегда, франт - весь в золоте...». - «Конечно, Тамара, не волнуйся - в лучшем виде доставим!».
Близкими друзьями мы не были, но простой человеческий контакт установился мгновенно, и когда я оказывался в Москве, всегда звонил ему, поздравлял с праздниками. По знаку зодиака он был Львом, как и я...
Однажды он пригласил меня на день рождения - я с удовольствием приглашение принял. Гостей было немного, очень тепло посидели, попели под рояль...
Мне не верится, что Муслима больше нет...».
«ПУГАЧЕВА ВСЕ ВРЕМЯ МЕНЯ К ЛЮСЕ, СВОЕЙ ДОМРАБОТНИЦЕ, СВАТАЛА: «СМОТРИ, ОНА НЕЗАМУЖНЯЯ, ТЫ ХОЛОСТОЙ...»
- С Примадонной у вас тоже общение получилось...
- Алла очень поздно закончила концерт и банкет решила устроить в ресторане «Северный», а мы давно хотели познакомиться, я ей свои диски дарил, и вот тем, кто ее привозил, она сказала: «Вечером гастроли заканчиваю, утром улетаю - можно ли Мишу на ужин пригласить?». Я ответил: «Нет проблем» - взял гармошку и пошел. Все же на одной улице - Брайтон-Бич. Из «Арбата» я пришел туда в 12 часов ночи, сразу к столу, выпили по рюмашке, я еще суп съел как надо, потом Алла попросила спеть «Темную ночь», надела на меня аккордеон, микрофон держала...
- Даже микрофон держала?
- Да, ей очень нравилась эта песня, и она все время к Люсе, своей домработнице, меня сватала, говорила: «Смотри, она незамужняя, ты холостой...». Знаешь Люсю? Ну, которая ей много лет помогала - сейчас она у Фили работает, а потом мы с Аллой и пели уже вместе, и танцевали - есть фотографии. Пугачева даже стихотворение мне сочинила, подписала: «Мишеньке. На удачу».
Называется оно «Подаренное танго «Фантик» - лежало у меня года три, а потом я начал записывать для одного авторитета пластинку, и меня попросили: «Миша, можно вставить в этот диск вещь, которая ни разу еще не исполнялась?». Я сел, музыку сочинил - разве трудно, когда стихи хорошие? Таничу вон три мелодии написал - как говорится, музыка народная, слова НКВД (улыбается). На стихи Михал Исаича писать очень легко, тем более что ручонками я владею - положил их на аккордеончик, и все. Важно, чтобы ты сначала поверил в текст, а потом другие поверят тебе.
Из книги Михаила Гулько «Судьба эмигранта».
«Перестройка в Советском Союзе послужила своеобразным стимулом для расцвета Брайтон-Бич - из-за некогда железного занавеса к нам стало приезжать огромное количество гостей, а раз есть спрос - будет и предложение: обитатели «маленькой Одессы» давно усвоили законы капитализма. С начала 90-х по всему Бруклину (не только в «русском районе») стали открываться шикарные рестораны, ведь поток клиентов возрос и на всех уже не хватало. Появились заведения с громкими и не очень названиями: «Распутин», «Версаль», «Романофф», «Татьяна», «У Казимира», «Париж», «Санкт-Петербург» (чьим совладельцем был одно время Александр Розенбаум) и «Северный», открытый молодым музыкантом Славой Медяником.
Со Славой мы познакомились в то время и тепло общаемся до сих пор - теперь у него ресторан в Москве, и, когда я бываю в столице, всегда с удовольствием выступаю там. Тогда же Медяник выкупил убыточный ресторан «Голубая лагуна», перестроил его и назвал «Северный» в честь своего кумира и учителя - «короля блатной песни» Аркадия Северного. Заведение быстро стало популярным из-за отличной кухни и самого хозяина, который здорово пел любой репертуар.
Однажды, в тот памятный 1993 год, я заканчивал работу в «Арбате», когда в дверях появился гонец от Славы: «Миша, в «Северном» ужинает Алла Борисовна Пугачева и приглашает тебя присоединиться к своей компании».
Не успел отзвучать последний аккорд, а я уже направлялся к дорогой гостье.
Зал был забит под самую завязку: привлеченные громким именем, в «Северный» сбежались, наверное, все жители Брайтона. Алла Борисовна заканчивала гастроли по Штатам и пожелала отметить отъезд прощальным банкетом. Вместе с ней были продюсер Юрий Айзеншпис, певец Александр Кальянов и ее верная многолетняя помощница Люся. Было видно, что Примадонна устала и излишнего внимания не хочет, - звездную компанию усадили в уголке, подальше от пристальных, любопытных глаз.
После трапезы Алла Борисовна слегка оттаяла и повеселела - в этот момент и появился я. Лично знакомы мы не были, но ранее через общих друзей я передавал для нее в подарок свои кассеты. Подошел, поздоровался и решил для Аллы спеть - взял аккордеон и по просьбе Примадонны запел «Темную ночь». Стоило отзвучать мелодии, Алла поднялась и сказала: «Я хочу выпить за Мишу Гулько! Его песни помогали мне в самый лихой момент - когда было тяжело, они лечили мою душу. Здесь он у вас «на каждый день», вы к нему попривыкли, а я хочу выпить за него стоя!».
Такие слова из уст великой певицы были для меня неожиданны и очень приятны - вместе мы поднялись на сцену, я заиграл, а Алла запела попурри из своих шлягеров «Лето», «Айсберг», «Все могут короли»...
Потом снова пел я, а Пугачева сама держала передо мной микрофон: в общем, погуляли мы от души.
Весь вечер я краем глаза замечал, что Алла что-то на салфетке пишет, а когда пришла пора расходиться, она протянула мне листок со стихами. Это были строчки песни, которую я назвал «Подаренное танго» - впоследствии она вошла в мой альбом «New York - Москва». В углу Алла Борисовна надписала: «Мишеньке. На удачу».
Я далеко не фантик,
Я без конфеток рос.
Что ж я тащусь на бантик
В джунглях твоих волос?
Рогом уперся в землю,
Сосуды свои расширяя,
По рюмке вливаю зелье,
По капле любовь теряю.
Губы пощады просят.
Черные ночи и дни.
Где ж тебя черти носят?
Если, конечно, они.
Лодку мою без весел
Гонит вниз по теченью.
Скоро пригонит в осень -
Стало быть, в ожесточенье...
Из лоскутков злой доли
Знамя себе скрою,
Выйду с ним в чисто поле,
Сгину в родном краю!
Утром Примадонна улетала домой - я взял инструмент и вместе с Кальяновым, который оставался по своим делам в Штатах, поехал в аэропорт имени Кеннеди ее провожать. До самой таможни, где проход разрешен уже только пассажирам, я шел за Аллой и от всей души играл на аккордеоне «Миллион, миллион, миллион алых роз...».
Неделей или двумя позже я вновь оказался в «Северном» как гость - за столом мы сидели втроем: я, Слава Медяник и Александр Кальянов, и всю дорогу к Саше очень назойливо лез знакомиться какой-то посетитель. Было видно, что он неадекватен и находится под воздействием наркотиков, а охраны почему-то не было.
Медяник попытался уладить ситуацию мирно, но «клиент» ничего не соображал - мозг, видно, был полностью одурманен, а когда вышел с этим отморозком в холл, оттуда вдруг зазвучали выстрелы.
Видя, как развиваются события и что с минуты на минуту прибудет полиция, я вывел Кальянова через кухню на улицу, а позже узнал, что «нарком» в тот момент, когда Слава повернулся к нему спиной, вынул пистолет и стал целиться ему в спину. К счастью, это заметил швейцар и успел сбить руку, но пять пуль попали Медянику в ногу.
Потом мы навещали его в госпитале... Неприятная, конечно, вышла история, но 90-е были не только в России - отголоски лихих нравов докатывались и до берегов Атлантики».
«ДА, Я МОГ БЫ ИМЕТЬ В МОСКВЕ И КВАРТИРУ, И ВСЕ, ЧТО УГОДНО, НО УЕЗЖАЮ ТОЛЬКО ДВА РАЗА - ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ: И ОТ ЖЕН, И С РАБОТЫ, И ИЗ СТРАНЫ...»
- В жанре городского романса вы стали одним из лучших, вас называют патриархом русского шансона...
- ...крестным отцом даже обозвали, причем со сцены - ужас!
- Первый ваш диск назывался «Синее небо России», и он уже классика...
- На «Горбушке», знаешь, сколько стоит? 500.
- Долларов?
- Конечно! У меня ящик был - 25 этих дисков, и кто-то их по 100 за штуку забрал, а потом я узнал, что их больше нет.
- Начиная с 89-го года в Советский Союз один за другим потянулись ваши коллеги, которые здесь, в Нью-Йорке, в русских ресторанах тоже пользовались популярностью. Первой ласточкой был Вилли Токарев, за ним Михаил Шуфутинский приехал, потом Люба Успенская, а какие с ними у вас отношения?
- Вот как с тобой - нормальные, и даже не творческие, а просто человеческие, поскольку делить нам нечего, я радуюсь их успехам и знаю, как им в этой дорогущей Москве нелегко.
- Встречаетесь с ними всегда с радостью?
- Как правило, происходит все очень быстро - пересекаемся в основном на одной площадке. Вот, например, работал я корпоратив в центре Москвы, мне уже выходить, смотрю - Люба! Подходит, обнимает: «Мишанечка, можно я перед тобой спою? - у меня еще два заказа...». Вот тебе и встреча. Только Люба выступила, Бабкина подходит: «Миша, мне тоже ехать...». - «Да пойте, ради Бога! Я могу открывать концерт, закрывать, могу и на разогреве петь - мне все равно».
С Мишей Шуфутинским в больших залах видимся - в Кремле, в «Олимпийском», а недавно в шикарном концерте, посвященном 50-летию Круга, выступали - в новом зале «Россия» в «Лужниках». Миша к себе приглашал, но не хватает меня: не могу я и отдыхать, и гулять, и общаться, и петь - невозможно это, не успеваю, поэтому встречи наши очень-очень короткие.
- С 93-го вы тоже в Россию, другие страны СНГ ездите...
- О, это очень серьезный был для меня год - меня в качестве почетного гостя Москвы пригласили, на уровне мэрии. Тогда только-только Юрий Михалыч Лужков к власти пришел, и я пел везде - как будто вернулся домой человек, который 13 лет был в командировке.
- На территории бывшего Советского Союза у вас немало друзей - и простых, и высокопоставленных...
- ...и на YouTube, говорят, множество комментариев от поклонников. Сам-то я в интернет не заглядываю...
- Несмотря на то что у вас столько доброжелателей, в Россию вы не возвращаетесь - почему?
- Здесь, Дима, мой дом, Америка дала мне гражданство - российского у меня нет. Да, я мог бы иметь в Москве и квартиру, и все, что угодно, но уезжаю только два раза - первый и последний: и от жен, и с работы, и из страны, а бывать в России могу и так - в качестве гастролирующего артиста.
Киев - Нью-Йорк - Киев

















Михаил ЗАДОРНОВ: «Мы с Дмитрием Гордоном — живые раки, способные и мертвых расшевелить, поэтому слышим друг друга и общаемся на одной частоте»
Патриарх русского шансона Михаил ГУЛЬКО: «Когда я в полиции пистолет регистрировал, меня проинструктировали: «За порогом убивать не имеешь права — втяни в дом! Хочешь — ножом себя режь, нападение сымитируй, и тогда все законно, а иначе головная боль у тебя начнется, лечить которую будешь всю жизнь. И еще: всю обойму в башку! — не оставляй нам раненых, а себе проблем»
Леонид ЧЕРНОВЕЦКИЙ: «Мама у меня русская, отец — еврей, а я — украинец»
У Киану Ривза роман с российской актрисой
Николаю Валуеву грозит до двух лет тюрьмы за браконьерство
Тренера «Ювентуса» приговорили к двум с половиной годам за непредумышленное убийство двух человек
Главный приз Каннского кинофестиваля получила французская драма о лесбиянках
Александр Серов запел по-украински
Дина РУБИНА: «Бывает, выхватываешь несколько лиц — и им читаешь, но удача — это когда читаешь всем, абсолютно! Так было во Львове, которого я сперва побаивалась...»
Алла Кудлай сняла новый клип и нашла своего генерала
Харакири делать так и не научились...
Звезда советской эстрады Анне ВЕСКИ: «Мифы об эстонцах, якобы скучных, медлительных и тугодумах, я опровергаю, и потом, где вы видели чистокровных эстонцев? По нашей территории шли немцы, шведы, датчане — только татары, наверное, не добежали...»
Александр КОРОТКО: «И прорастут слова в сознании моем молчанием твоим...»
«Не концерт, а 22 оргазма!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги