Умер Владимир Оглоблин
25 октября на 91-м году жизни скончался известный театральный режиссер Владимир Николаевич Оглоблин.
Он был режиссером от Бога. Все его спектакли становились хитами - достать на них билеты было невероятно сложно. Если Оглоблин ставил комедию, зрители буквально умирали со смеху, как это было со спектаклями "Моя професiя - синьйор з вищого свiту" и "Благочестивая Марта". Если "Короля Лира" - никто не мог удержаться от слез. И пожалуй, не существовало ничего, что бы он не мог поставить.
Однажды Владимир Николаевич взял достаточно среднюю пьесу Алексея Коломийца "Санитарный день" и сделал из нее шедевр. Практически все оглоблинские спектакли - а всего их было 150 (!) - проходили при аншлагах.
Ему так и не простили нежелания вступить в партию. Не то чтобы он был ярым антикоммунистом, просто не хотел и не мог быть рабом. Результат - 26 снятых спектаклей. Официальные причины самые разные - от национализма до... пацифизма.
У Владимира Николаевича был прекрасный учитель - легендарный Лесь Курбас. Самого же Оглоблина называет учителем целое поколение "франковских" актеров - Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, Полина Лазова, Лариса Руснак, Ирина Дорошенко.
Спектакль о любви он умудрялся поставить без единого поцелуя, как это случилось когда-то с шиллеровским "Коварством и любовью". Говорят, в свое время Владимир Николаевич был влюблен в жену Курбаса Валентину Чистякову. Но встреча с актрисой Еленой Лицканович буквально перевернула всю его жизнь. Это был один из самых громких и красивых театральных романов прошлого века.
Они прожили вместе более 50 лет... Оглоблин принял сына Елены Федоровны как родного, а в браке у них родился Тарас. Елена была самым большим другом и единомышленником Владимира Николаевича: без нее даже в последние годы не вышел ни один его спектакль - она всегда сидела в зале.
Как любой талантливый человек, Оглоблин был талантлив во всем. Кто хоть раз побывал в его небольшой квартире на Оболони, знает, какие кактусы и чернобривцы выращивал он на балконе. Уже не слушались руки, но ум оставался светлым и ясным. До последнего дня.
Несколько лет назад, на похоронах блистательного театрального художника Даниила Лидера, Владимир Николаевич печально и задумчиво стоял в стороне и, провожая траурную процессию, снял шляпу. Видимо, чувствовал, что наступает его черед. Истинный рыцарь и последний из могикан, Владимир Николаевич Оглоблин ушел, забрав с собой целую театральную эпоху - эпоху украинского театра ХХ века.