За лавровые венки нужно платить
Помню, как давным-давно, в середине прошлого века, я, студент медицинского института, проходил практику в Киевском спортивном диспансере. Как многие киевляне моего возраста, я в ту пору болел за футбольное "Динамо" и знал наперечет всех его мастеров. Одним из всеобщих любимцев был нападающий Михаил Коман, не обладавший вроде бы какими-то особыми качествами, кроме удивительного чувства позиции, молниеносного рывка, благодаря которому он возникал у чужих ворот неведомо откуда, забивая красиво и много.
Ясно, что, когда во время практики в спортивном диспансере у меня появилась такая возможность, я поинтересовался медицинской картой Комана и пролистал его электрокардиограммы. Они были ужасны. Более или менее нормально сердце у футболиста работало только при высоких нагрузках, а в покое, что называется, барахлило, вызывая самые серьезные опасения. Спортсмен становился больным человеком вне поля, вне своих знаменитых рывков, столь обожаемых нами, болельщиками. "За все надо платить, - сказал мне кто-то из преподавателей. - Среди профессиональных спортсменов почти нет здоровых людей. Есть такая фраза: "Спортсмены живут в кредит, взятый у собственного здоровья".
Все на свете обладает запасом прочности. Качество денежных купюр, например, тестируется по тому, сколько сгибаний-разгибаний они могут выдержать. Так же, на сгибания-разгибания, запрограммированы наши суставы. Можете себе представить, как быстро по сравнению с нашими вырабатывает свой ресурс коленный или голеностопный сустав хоккеиста-профессионала, бегуна или мастера футбола. Надо бы сочувствовать этим людям, а мы по незнанию удивляемся, когда то один, то другой наш любимец на полгода отправляется в специальную клинику, оперируется, ждет, и неведомо, вернется он оттуда на поле или проковыляет всю оставшуюся жизнь на костылях.
За XX век на профессиональном ринге погибло около двух тысяч боксеров. Братья Кличко показывали мне свои чемпионские кисти, где, по выражению Виталия, "суставчики гуляют". Это одна из причин, по которым перед каждым боем и тренировкой руки боксеров туго бинтуют, а суставы пальцев фиксируют специальной лентой. Кулаки тоже быстро срабатываются при регулярном употреблении. Попробуйте с силой супертяжеловеса колотить по груше, мешку с опилками или по другому человеку - изо дня в день, из месяца в месяц...
Недавно я прочел, что у нас далеко не все победители великих соревнований, чемпионы Олимпиад, мира доживают и до 50 лет, а трое из четырех спортсменов-сборников страдают хроническими болезнями. К сокращению жизненных сроков ведут не только изнуряющие тренировки, но и вросшая в спорт система допингов, запрещенных стимуляторов. Чемпионы платят все более высокую цену за свои ступеньки на пьедестале и лавровые венки.
Судя по всему, политики, за немногими исключениями, тоже не живут долго и счастливо. Вспоминаете Ленина и Рузвельта на креслах-каталках, невротиков Гитлера и Сталина, Черчилля со стаканом, Хрущева с туфлей в руке, Брежнева, лопочущего чушь, недавних президентов, запивавших и заговаривавшихся в служебное время? Ельцин стал смахивать на адекватного человека без алкашеских замашек, только когда ушел с должности. Но кому он теперь нужен?
В общем, за все надо платить. Считается, что выжигающие себя изнутри актеры и поэты, перенапрягающие мозг политики, разрушающие свои тела спортивные рекордсмены живут для нас. Не надо им завидовать и не надо их жалеть. Каждый сам избирает свою судьбу. Надо уважать друг друга и понимать других людей, даже не таких, как мы с вами. Мир разнообразен. В нем тем интереснее жить, чем лучше мы понимаем законы этого разнообразия.