В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Крупный план

Актер Борис ГАЛКИН: "Высоцкого часто заносило, но Любимов его усмирял"

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 1 Ноября, 2005 00:00
Всеволод ЦЫМБАЛ. «Бульвар Гордона» 1 Ноября, 2005 00:00
C актером Борисом Галкиным мы встретились во время озвучания нового телесериала "Охота за тенью", который скоро появится на канале "Интер".
C актером Борисом Галкиным мы встретились во время озвучания нового телесериала "Охота за тенью", который скоро появится на канале "Интер". Как обычно, его герой - сугубо положительный. Галкина, в принципе, невозможно представить в роли гада, слизняка или мерзавца. Открытое, улыбчивое лицо, обаятельная улыбка. Борис Сергеевич не скрывает, что не воспринимает кинематограф в том виде, в котором его сегодня навязывают зрителям. И хотя артист получает сегодня не много приглашений на съемки, от сценариев, где только убийства, насилие, кровь, отказывается. На то есть объективные причины. Поэтому разговор начался с пресловутой "Бригады".

"ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬСЯ ПОСЛЕ "БРИГАДЫ", СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ СЫГРАЛ ПРАВИЛЬНОГО УЧАСТКОВОГО В СЕРИАЛЕ "УЧАСТОК"

- Недавно вы категорично заявили, что ни за какие гонорары не согласились бы сняться в "Бригаде". Боитесь подмочить имидж мужественного, бескомпромиссного защитника отечества, офицера, закрепленный за вами? Вы ведь, кажется, никогда не играли отъявленных негодяев, отпетых мошенников, бандитов и убийц.

- Ну почему? В фильме "Обвиняется свадьба" режиссера Александра Итыгилова - земля ему пухом! - я сыграл того самого отпетого рецидивиста, мерзкого типа. Причем выбрал эту роль для себя сам. Сценарий был основан на документальных материалах. Читая их, я погружался в незнакомый ранее мир криминала, но правда есть правда. Она помогает точнее понять персонажа. Я целенаправленно играл законченного бандита. Утопить или повесить такого, прости Господи, - дело святое, рука не дрогнет.

А в "Бригаде" сплошь вранье. Это сказка о людях, которых не бывает в природе. Никогда не поверю, что пограничник может превратиться в бандита. Таковыми становятся 13-14-летние пацаны, которых сажают на иглу, опускают либо повязывают кровью. После этого они становятся управляемыми, то есть незаменимыми для выполнения бандитских поручений.

Создатели "Бригады" попытались приукрасить, романтизировать циничный, отвратительный мир, где близко не пахнет мужским благородством. Смотрел, и воротило. Актеры превозносят своих бандитов до небес, любуются ими. Они неплохо справились с работой, но потом долго не могли избавиться от своих персонажей. Безруков даже попытался оправдаться, сыграв правильного участкового, эдакого Анискина в телесериале "Участок".

Я за роли бандитов не берусь принципиально. Играя преступника в фильме Итыгилова, ненавидел его. Своей жизнью он измучил многих нормальных людей. Зрители плевались: "Какая мерзость!". А вот "бригадиры" персонажей оправдывают. Подростки им подражают, школьники вовсю играют в Пчелу да Космоса.

Вот задайте мне вопрос: почему я раз и навсегда, еще в молодости, избавился от актерской спеси?

- Почему, Борис Сергеевич?

- В 1981 году снялся в фильме "Ответный ход", посвященном войне в Афганистане. Картина имела большой резонанс. И как-то ребята-афганцы пригласили меня выступить в Днепропетровском доме офицеров. Специально к этой встрече я написал песню, посвященную войне. Помню, стою за кулисами, в зале темно, но я кожей чувствую, что он переполнен. Выхожу на сцену, свет резко зажигается, а я забываю заготовленные фразы. Слезы застилают глаза, ком в горле, потому что увидел, как поднимается полуторатысячный зал молодых ребят, офицеров, прошедших афганский ад. Все после тяжелейших ранений. Кто без рук, кто с разбитой головой, кто на инвалидной коляске. Аплодисментов нет - они стоя и молча меня приветствуют.

Придя в себя, только и смог выдавить: "Братцы, я все понял. Простите. Позвольте спеть песню, вам посвященную". Воспринял эту встречу как прямой укор себе. Ведь, глядя на моего героя из "Ответного хода", многие из этих ребят добровольно отправились служить в Афганистан. Такова была сила картины. С тех пор слова "успех" для меня не существует. Зато есть другие: "работа" и "ответственность".

- Вы упомянули про песню... Не все читатели знают, что Борис Галкин не только актер и режиссер, но еще певец и композитор.

- Да, у меня вышли уже два музыкальных диска. Первый называется "За честь и славу Отчизны" (как и концерт в Кремлевском дворце, приуроченный к моему 55-летию). А второй - "Вне расписания рейс" - вобрал в себя лирические песни, романсы. Хочу похвастаться: у меня есть очень редкая гитара. Прежде она принадлежала талантливейшему композитору, музыканту и аранжировщику Сергею Орехову, а после его смерти вдова подарила инструмент мне.

- Что нужно, чтобы сложилась песня: особое настроение, стресс, депрессия или, наоборот, расслабленность, умиротворенность?

- Этот процесс непредсказуем. Стихи рождаются в минуты и печали, и радости. Бывает, встаешь утром, пьешь кофе - вдруг рождается строчка. Откуда она пришла, почему возникли именно эти слова? Сажусь за стол и пишу.

- Сейчас не поет, вернее, не шепчет под музыку разве что ленивый. Драматические актеры наперегонки записывают диски, снимают клипы. Только не примите это за выпад в свой адрес.

- Актеры поют - и слава Богу. Чем больше, тем лучше. Недавно в Московском доме кино прошел концерт "Поют артисты кино". В зале яблоку негде было упасть. На сцене - Владимир Бочаров, Светлана Тома, Наталья Варлей... Публика принимала их блестяще. Поймите, актера отличает особое отношение к слову. Пусть у него нет бельканто, сопрано - голоса в высоком его понимании, зато он дорожит мыслью, драматургией происходящего. Если бы знали, как потом народ благодарил моих коллег: "Слава Богу, что вы поете, как встарь! Мы думали, что уже никогда больше не услышим родные, любимые песни".

Другое дело, все нужно делать профессионально, артистично. К примеру, Борис Хмельницкий выделялся среди остальной братии своей разговорно-песенной, напоминающей речитатив манерой. Высоких нот ему не взять. Но эта хрипотца в голосе придавала его пению завораживающий шарм. Как говорится, "привет c Таганки". В общем, поют, и слава Богу. Главное - не бездельничают, работают.
"КОГДА В САХАРЕ Я ПОЛУЧИЛ СОЛНЕЧНЫЙ УДАР, ГАДАЛКА СКАЗАЛА ЖЕНЕ: "ВАШ МУЖ ТЕРЯЕТ СИЛЫ"

- Кстати, о Таганке. Помнится, в спектакле "Пугачев" вы играли Хлопушу в паре с Владимиром Высоцким.

- Да, он меня на это дело благословил.

- Говорят, в свое время Владимир Семенович сорвал спектакль "Гамлет" - улетел в какой-то город с летчиками, которым пел в самолете. Любимов рвал и метал, все были на взводе, тем не менее никто не захотел заменять Высоцкого. Согласился один лишь Золотухин.

- Понимаете, театр - это команда и порядок. Ни в какие ворота не лезет, если один человек, противопоставляя себя коллективу, заявляет: "Ребята, я укачу в другой город, поиграю там, попою. А вы без меня начинайте". Володя прекрасно знал, что его будут ждать. Непонятно только, почему из-за взбалмошности одного человека пострадали актеры и зрители. Замена у Высоцкого на том спектакле была одна - Филатов. Но Леня отказался выйти на сцену вместо друга. Далее разведка донесла, что будут разговаривать и со мной. Я объяснил, что это бесполезно...

- Почему?

- Просто не был готов к такой работе. Кажется, тогда Золотухин и дал добро. Хотя ему это было крайне нелегко: они с Высоцким дружили, а Валера оказался между двух огней. (Вздыхает). Как бы там ни было, "Гамлет" в тот день все равно не состоялся.

К слову, этот спектакль, на мой взгляд, весьма однозначен. А колоссальный успех он имел благодаря гениальному оформлению сцены (Давид Боровский сделал движущийся занавес, который символизировал главного героя - рок, стихию, судьбу), ну и, конечно же, участию Высоцкого.

Я прекрасно помню, как во время репетиции Юрий Петрович Любимов ставил его на место. Выходит Семеныч с гитарой на сцену: "Гул затих. Я (!!!) вышел на подмостки!". Любимов из зала: "Кто-кто вышел?! Это не ты, это он вышел на подмостки. Надо же, какого наш Володя о себе мнения. Гамлет - человек робкий, он еще не знает, как правильно себя поставить, как вести. А ты "якаешь".

Чего греха таить, часто Владимира Семеновича заносило с гордыней. Но Юрий Петрович прекрасно с этим справлялся, усмирял.

- В 90-х годах вы организовали студию "БЕГ". Чем она занималась?

- Аббревиатура БЕГ - это Борис и Елена Галкины. Конечно, хотелось, чтобы наш бег был красивым, гибким, быстрым, словно на античных амфорах. Увы, сегодня так не разгонишься: работать надо, пахать. В свое время моя Лена трудилась художником-декоратором в мастерских Большого театра, художником по костюмам на "Мосфильме", художником-постановщиком на "Ленфильме". Параллельно все это время под псевдонимом Демидова писала рассказы и повести. По ее сценариям я начал снимать фильмы: "Помнишь запах сирени?", "Игра", "Черный клоун", "Мужской талисман". В 1997 году я взялся за сложный и безжалостный материал, снял документальный фильм "Смерти нет", посвященный терроризму. Следующая работа - "Лидер" рассказывает о подразделении "Лидер" МЧС. Съемки проходили в Чечне.

- Вы - известный приверженец работы в экстремальных условиях. Еще со съемок в картине "В зоне особого внимания". А недавно вместе с сыном отправились в сложнейший поход аж в пустыню Сахара. Это тоже был курс на выживание?

- Отснятый там материал вошел в фильм "Смерти нет". Мы с Владом попали в смешанную группу, в которую входили представители спецвойск МВД и подразделение из Польши "Гром". Все вместе отправились в 12-дневный поход в пустыню на юге Туниса. Влад все это снимал, иногда его подменял я. Впечатлений много, хотя на пленке материал оказался довольно однообразным. Только кадры с пыльной бурей, в которую мы попали, производят впечатление. Хотя поход был очень трудным, порой невыносимым. Лично я потерял более 20 килограммов.

Кстати, каким-то мистическим образом, находясь на огромном расстоянии, моя жена (в те дни она была в Иерусалиме) почувствовала наши сложности. На четвертый день, когда я получил тепловой удар и свалился без чувств, жена сидела у гадалки, и та ей сообщила: "В эти минуты твой муж теряет силы. Связь с ним будет прервана, но со временем возобновится". Лена в панике давай дозваниваться - без толку. Мы же с грехом пополам возвратились в пансионат, и я быстро нырнул в бассейн. Чувствую, - о ужас! - с пальца слетает обручальное кольцо. Вот она, колдовски прерванная связь. Ситуацию спас Влад. Обшарив все дно, нашел семейный талисман...
"БРАК С ПЕЧЕРНИКОВОЙ? НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ"

- Подозреваем, что работа над сериалом "Тайга. Курс на выживание" тоже была непростой.

- Да, мы снимали на Северном Кавказе, в Адыгее. Режиссер, продюсер, оператор долго выбирали натуру: летали в Красноярский край, в Карелию. Ситуация обострялась тем, что съемки нужно было проводить исключительно осенью. А в тех краях снег выпадает уже в октябре. Я говорю: "Ребята! Зачем эти сложности? Снимайте в Сочи. Там замечательно отработанная туристическая тропа. Два километра вверх - и вот она, отличная тайга. Главное - постоянное солнце. Даже если снег выпадает, он быстро тает". Со мной согласились, но... выбрали гиблое место. Это северная сторона огромной горы, на которой находится Сочи. В результате съемки на несколько месяцев застопорились. Работать мешали постоянные снега, затяжные дожди, оползни, камнепады. Мы все жутко переболели.

- Думаем, зрителям запомнилась ваша встреча в тайге один на один с медведем. Известно, что медведи - непредсказуемые и злобные животные. Почему работали без дублера?

- Хотел себя проверить. Тем более что наша Машка дрессированная, работает в цирке. Чужих к себе не подпускает, но меня почему-то признала. По сюжету косолапая должна идти прямо на меня. А она отвернулась, вздохнула и потопала в другую сторону. Я ее уговариваю: "Машенька, ну давай, милая, иди на меня, иди". Ни в какую. А в сценарии написано: мы пристально смотрим друг другу в глаза. Эдакая гипнотически-демоническая сцена.

...К слову, оператор наш единственный дубль снимал из клетки, боялся, чтобы Машка чего-нибудь не отчебучила.

- А зачем, спрашивается, вы отказались от каскадера в сцене, когда на вашего героя падает ель?

- Каскадер действительно должен был заменить меня в последнюю секунду, но я упросил режиссера... Хотел себя на прочность испытать. Было несколько попыток. Иногда я раньше времени "погибал", а то вдруг ель падала в противоположную сторону, затем что-то не нравилось режиссеру, оператору. В конце концов пришлось подпилить ствол, и дерево рухнуло в двух сантиметрах от меня.

- В вашем послужном списке особняком стоит глубокая, философская картина о сложных взаимоотношениях отцов и детей - "Зеркало для героя". К сожалению, на телеэкране она редкий гость.

- Картина не просто потрясающая - гениальная. На мой взгляд, лучшая работа Володи Хотиненко. В ней я играл своего отца, можно сказать, один в один. Мой герой - такой же подвижный, энергичный, неунывающий, всегда готов работать в три смены и за троих, без лишних вопросов прийти на помощь. С пяти лет помню, как на 9 Мая в нашем питерском доме собирались его однополчане. Очень яркие мужики были, с мощнейшей внутренней энергетической волной. Профессии у всех разные, но как близки они по духу!

- Кем был ваш папа?

- Обычным сапожником. Но каким! У меня до сих пор хранятся лакированные туфли, которые он пошил мне ко дню рождения. Отец прекрасно пел, двигался. Мама тоже отлично поет, владеет семиструнной гитарой. Ее отец, мой дед, по слуху подбирал на гитаре любую мелодию.

- А что скажете о Галкине-младшем?

- Слава Богу, от успехов у него голова не кружится. Я всегда старался, чтобы он видел отца только в приглядных ситуациях, чтобы понимал: нельзя выпячиваться, "якать", тянуть одеяло на себя. Надеюсь, мое поведение отразилось на его общении с публикой, со зрителями.

А сниматься он начал совсем рано. Наша бабушка, страстная поклонница кино, втайне от родителей привела мальца на кинопробы к Станиславу Говорухину. И кто бы мог подумать - Влад стал Гекльберри Финном. После этого снимался чуть ли не каждый год, в школе практически не учился. Уроки с грехом пополам делал прямо на съемочной площадке. Слава Богу, благодаря цепкой памяти школу окончил нормально...

Когда Влад пробовался на роль Таманцева в фильме "В августе 44-го" (за которую в дальнейшем получил "Нику"), мы с ним эту книгу обсуждали раз 10. Сын был стопроцентно в материале, поэтому работа получилась.

- Вы с женой его в строгости воспитывали?

- На этот вопрос хорошо наша дочка отвечает: "Как меня воспитывали? Жила, как трава. Только иногда за мной ухаживали". Нет, ни строгости, ни ремней в нашей семье не практиковалось. С трех лет любимой фразой Влада стала: "Я сам!".

- Ваш сын не скрывает, что женат уже в четвертый раз. (Нынешняя жена Галкина-младшего - актриса Дарья Михайлова. Вместе они воспитывают ее дочь от первого брака Василису. - Авт.). А вот вы почему-то упорно не рассказываете об одной из своих жен - актрисе Ирине Печерниковой.

- Ну, это дело давнее. Не знаю, стоит ли об этом говорить. С Ирой мы познакомились во время работы в Театре Маяковского, влюбились друг в друга, поженились. Но брак оказался кратковременным. Она очень самостоятельная женщина, направляющий или ведущий ей ни к чему. Я быстро это понял, и мы расстались.

А вот с женой Леной более 30 лет вместе и до сих пор живем душа в душу.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось