Эпоха
Писатель Александр КАНЕВСКИЙ: "Юра, - сказал Тимошенко Любимову, - если я упущу внимание зрителя хотя бы на полминуты, я потеряю его навсегда. А ты предлагаешь полчаса стоять к нему задницей на четвереньках?!"
8 Ноября, 2005 00:00
В этом году легендарным Штепселю и Тарапуньке исполнилось бы по 85 лет
В юбилейный для Тарапуньки и Штепселя год хочется еще раз помянуть их теплым словом и доброй улыбкой. Сегодня Березина и Тимошенко вспоминает их друг писатель Александр Каневский.
В юбилейный для Тарапуньки и Штепселя год хочется еще раз помянуть их теплым словом и доброй улыбкой. Сегодня Березина и Тимошенко вспоминает их друг писатель Александр Каневский.
"ТОТ МАЛОЙ ОДНИМ УДАРОМ УБИВАЕТ БЫКА"
Среди здравниц, которые пооткрывали для себя слуги народа, был очень популярен санаторий "Конча-Заспа". Он находился под Киевом, в зеленой зоне, и напоминал пятизвездочную гостиницу: уютные однокомнатные и двухкомнатные номера со всеми удобствами, просторная столовая с разнообразным меню, не уступающая самому высококлассному ресторану, ванны, массажи, грязи, которые доставляли сюда с приморских курортов, кинозал, зимний бассейн, огромный парк с ухоженными аллеями для прогулок... В этом санатории обслуживающего персонала было раза в три больше, чем отдыхающих. Если приезжал кто-то из министров, его поселяли в специальном отсеке, где находились апартаменты и комната для охранника. В глубине территории, за деревьями, прятался большой особняк - там размещались секретари ЦК, которые не очень стремились сливаться с партийными массами: им и еду, и питье, и даже фильмы доставляли, как говорил мой приятель, прямо в койку.
Летом, в разгар курортного сезона, тут ремонтировала свое здоровье только партийная элита, а зимой - мелкая сошка, на уровне райкомов и райисполкомов, и с барского плеча подкидывали путевки известным артистам, писателям, академикам...
Раз в два года Тимошенко и Березин добывали в этот санаторий четыре путевки, и мы вчетвером работали там над новой программой. Естественно, это происходило зимой, в "доступный период".
Неоднократное пребывание в этом партийном логове дало мне возможность наблюдать за его обитателями в расслабленном состоянии. Впрочем, я не прав: они и там не расслаблялись. Для каждого периферийного "партайгеноссе" пребывание в столичном санатории было шансом познакомиться с влиятельными людьми и выжать из этого знакомства максимальные выгоды для своей карьеры.
Этим мышатам надо было поскорее узнать, кто есть кто, поэтому они обхаживали и задаривали конфетами сестру-хозяйку, которая каждый день принимала новых посетителей, размещала и записывала их данные. Если приезжал "нужник", они начинали подобострастно вылизывать перед ним дорогу. Если вновь прибывший не был влиятельной фигурой, они пренебрежительно его даже не замечали. Но Тимошенко и Березин, хотя и не являлись партийными "нужниками", всегда были в центре внимания: каждый из этих клерков хотел пообщаться со знаменитыми артистами, чтобы потом у себя в Конотопе или в Белой Церкви похвастаться, с какими людьми он знаком.
Особенно активничал маленький юркий человечек, похожий на хорька. У него было сморщенное лицо с редко торчащими волосинками, как будто сшитое из мошонки. Он подстерегал Тимошенко у столовой, у бильярда, у кинозала и все расспрашивал, расспрашивал, расспрашивал... Однажды Трофимыч пришел с опозданием на обед и объяснил, что его снова задержал любопытный хорек.
- Но теперь он уже интересовался вами, - смеясь, сообщил он, имея в виду меня и Роберта Виккерса.
- Тогда, пожалуйста, подробней, - попросил Роберт. И Тимошенко в лицах пересказал такой диалог:
- Юрий Трофимович, - спросил его тот, - вот с вами все время эти двое. Кто это?
- А как вы думаете? - очень серьезно спросил Юра.
![]() "За годы нашего сотрудничества мы написали для Тимошенко и Березина, помимо отдельных интермедий, четыре пьесы. Спектакли, поставленные по этим пьесам, выдерживали в среднем по тысяче аншлагов". Братья Каневские и легендарный дуэт |
- Телохранители? - догадался хорек.
- Конечно.
- А от кого они вас охраняют?
- А вы сами сообразите, - многозначительно произнес Тимошенко, обожающий подобные провокации и розыгрыши. Того вдруг осенило:
- От сионистов?
- Молодец! Правильно! Только об этом ни слова! - Юра приложил палец к губам, как персонаж плаката "Враг подслушивает!".
- Могила! - шепотом пообещал его догадливый собеседник. - А они справятся? Тот высокий, в свитере (это обо мне), еще ничего, а что может такой малой? (Это про Роберта).
Тимошенко приблизился к его уху и выдал ему самый большой секрет:
- Тот малой одним ударом убивает быка.- Мы все взорвались хохотом, но Юра остановил нас. - Это не все. Он поверил и в подтверждение рассказал: "Когда я у нас в Кривом Роге служил в органах, у меня был заместитель, еще меньше вашего малого. Так он, если давал подследственному под дых, того потом полдня водой отливали!".
- Теперь понятно, что это за фрукт, - сказал я. - Надо его проучить.
- Саша, пожалуйста, без скандала, - предостерег осторожный Березин.
- Скандала не будет, но я его пугану.
Хорек сидел от нас через два столика и, как всегда, наблюдал за нами. Демонстративно указывая на него, я громко спросил у Юры:
- Это он?
- Он, он! - подтвердил Тимошенко, с интересом ожидая развития событий. Я встал, подошел к столику, где тот сидел, нагнулся и со скрытой угрозой в голосе произнес:
- Интересуемся?... Ну, ну!...
И вернулся на место. Хорек перепугался насмерть, втянул голову в плечи, его лицо стало белым, как парламентский флаг. Через пару минут, не завершив обед, он поспешно вышел из столовой, и больше мы его не видели: сестра-хозяйка потом сообщила нам, что он срочно покинул санаторий, на три дня раньше срока.
"ДАЖЕ КРУПНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР В ЭСТРАДЕ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ"
До встречи с нами Тимошенко и Березин выступали как два ведущих, вели парный конферанс. Написав для них несколько интермедий, которые имели успех у зрителей, мы почувствовали свою силу и стали настаивать на театрализованном спектакле с разными образами.
- Но мы не можем никого играть, - сопротивлялись они, - у нас уже есть образы: Тарапунька и Штепсель.
- Ну так что! - доказывали мы. - Вы и останетесь ими, но появятся Тарапунька-хулиган, Штепсель-демагог, Тарапунька-анонимщик... Это даст новые краски и углубит образы.
Наконец, нам удалось их убедить. Но, завершив работу над пьесой, мы стали уговаривать их еще и пригласить режиссера на постановку спектакля (до этого они сами ставили свои программы). И Тимошенко, и Березин опять отказывались, убеждая, что хороших эстрадных режиссеров нет, а театральный режиссер, любой, даже самый крупный, в эстраде ничего не понимает. Но мы стояли насмерть и, наконец, добились своего.
- Ладно! - в сердцах произнес Юра. - Мы вам докажем, что вы не правы!.. Хотите самого лучшего режиссера?.. Любимова?
- Да-а-а! - хором пропели мы.
- Я ему сейчас же звоню.
Тимошенко и Любимов были близкими друзьями, и они быстро договорились. Любимову послали пьесу, и через две недели он приехал в Киев вместе со своим художником Давидом Боровским, бывшим киевлянином, которого мы очень хорошо знали.
Пьеса называлась "ОТ И ДО". "Зри в корень!" - говорил Козьма Прутков. Отталкиваясь от этого афоризма, мы в своей пьесе исследовали, откуда пришли сегодняшние пороки. Например, заглянув в средневековье, выяснили, что хамство пошло от первого пса-рыцаря, а пошлость родилась во времена зарождения синематографа, когда создатели фильмов шли на поводу у богатых купцов... И так далее, и так далее.
Поскольку наши гости приехали только на один день, мы сразу приступили к делу. Давид вынул эскиз оформления будущего спектакля, и Любимов стал пояснять:
- Это светофоры. Вся сцена в светофорах. Сначала горят красные, потом желтые, потом зеленые... А в конце они мелькают всеми цветами одновременно!.. Ну, как? - гордо спросил Юрий Петрович, ожидая наших восторгов. Но их не последовало - мы все напряженно молчали. Первым заговорил Тимошенко:
- Юра, ты читал пьесу?
- Конечно.
- При чем тут светофоры?
- Как при чем?.. Это же очень эффектно!
- А где логика? Зачем они в нашем спектакле?
- Они... Они дают вам дорогу, загораются, гаснут, опять загораются...
- Все два часа?
- В общем, да.
- Через 10 минут зрителям это надоест.
Любимов обиделся.
- Давид, я же тебя предупреждал, что они не поймут. Давай запасной вариант. - Давид развернул новый эскиз. - Это принцип домино, - произнес Любимов, - черно-белый занавес, черно-белый задник, черно-белый рояль...
- Юра, ты читал пьесу? - тоскливо повторил свой вопрос Тимошенко. - При чем здесь домино? Зачем? Почему?...
- Оправдаем! Посадим перед сценой двух пенсионеров - они будут весь спектакль забивать "козла". А черно-белый рояль - это пещера. Ты влезешь под него и будешь целых полчаса сидеть там, задом к зрителям... Представляешь, как ты их эпатируешь!
- Юра! - простонал Тимошенко. - Если я, находясь на эстраде, хотя бы на полминуты упущу внимание зрителей, я потеряю их навсегда. А ты предлагаешь мне полчаса стоять на четвереньках к ним задницей?!
Словом, альянс не состоялся. Мы завершили нашу встречу обедом в национальном ресторане "Млын", накормили наших гостей борщом с пампушками и варениками с вишней, напоили "Горилкой с перцем" и проводили на вокзал. Мы с Робертом признали свое поражение, и этот спектакль опять ставили сами Тимошенко и Березин. В дальнейшем я неоднократно убеждался, что большинство театральных режиссеров не знают специфики эстрады, теряются и терпят неудачу, даже самые прославленные...
"ЭТА ЖЕНЩИНА - ПОДАРОК: "Я ПРИНОШУ ЕЙ ТРЯПОЧКУ, А ОНА ИЗ НЕЕ ДЕЛАЕТ ЧЛЕН"
За годы нашего сотрудничества мы написали для Тимошенко и Березина, помимо отдельных интермедий, четыре пьесы. Спектакли, поставленные по этим пьесам, выдерживали в среднем по тысяче аншлагов, а потом были экранизированы и прожили вторую жизнь на телеэкранах. Когда Тимошенко и Березин гастролировали по Союзу, их выступления шли в переполненных залах, и директора филармоний всегда просили дать дополнительные концерты, которые помогали филармонии выполнить финансовый план. Артисты устраивали по два выступления в день, а в субботу и воскресенье - по три. И я, и Роберт всегда удивлялись, как у них на это хватает сил.
Каждый сотый спектакль мы отмечали банкетом, на который приглашали всю бригаду: администратора, осветителя, киномеханика, костюмершу, рабочих сцены и всех музыкантов. Юра и Фима лично подходили к каждому и напоминали, что те могут прийти с женами и мужьями. Они очень заботились о своих соратниках, всячески помогали им: кому-то пробивали квартиру, кому-то добивались большей зарплаты, кого-то спасали от неприятностей. Им обоим как народным артистам полагались люксы. Тимошенко всегда на гастроли ездил с женой-певицей, а Березин, бывало, выезжал один - тогда он поселялся в одноместном номере, чтобы разницу между стоимостью люкса и его номера доплачивали музыкантам и рабочим, улучшая условия их проживания. И Тимошенко, и Березин были теми немногими, кто достойно прошли испытание медными трубами и остались добрыми, порядочными, отзывчивыми людьми, избежав чванства и высокомерия.
А теперь я расскажу о некоторых членах их бригады.
Саша Эткин, представитель старой школы администраторов, был их бессменным импресарио, фанатично преданным и заботливым. Любые гастроли были прекрасно организованы, залы отобраны, номера в гостиницах проверены, оговаривалось, какая именно машина будет возить гастролеров, - все, вплоть до обязательного посещения закрытого обкомовского распределителя, где можно было купить любые дефицитные товары: джинсы, шубы, магнитофоны.
Но, привезя в город таких "выгодных" гастролеров, Саша требовал от дирекции филармонии и для себя льготы, а именно: они должны были организовать ему лично с десяток выступлений, которые Саша называл "вертушками". Сейчас объясню, что это значило. В одном из своих телефильмов Тимошенко и Березин отсняли Сашу сидящим в холодильнике. Когда холодильник открыли, Саша, покрытый инеем, произнес:
- Закройте, дует!
Это была вся его роль, но она дала ему право подготовить соответствующие выступления. Он поехал в Госфильмофонд в Белые Столбы, сделал копии из всех фильмов, где участвовали Райкин, Миронова и Менакер, Тарапунька и Штепсель, Миров и Новицкий, и смонтировал все их эпизоды в одном ролике, минут на 40. В начале каждого выступления он показывал себя в холодильнике, чтобы зрители убедились, что он тоже киноартист. Потом произносил вступительный монолог, где уже на законных основаниях звучало: "Мы с Тарапунькой", "Я и Райкин", "Мы с Мироновой", после чего пускал ролик. Зрители были довольны, их радовали встречи с любимыми артистами, а Сашу радовали гонорары за эти выступления.
Саша не любил мыться. Когда они были на гастролях, он оправдывался тем, что у него в номере душ не работает.
- Фима, я приму ванну у тебя в люксе, - говорил и, видя испуг Березина, поспешно добавлял: - Конечно, перед самым отъездом.
Пока Березин упаковывал чемоданы, Саша залезал в ванну, полчаса соскребал с себя гастрольную грязь, после чего в номер вызывали водопроводчика прочистить трубу.
Зная, что он и зубной пастой пользуется нерегулярно, его жена перед каждой поездкой вручала ему тюбик пасты и предупреждала:
- К твоему возвращению он должен быть пуст!
Поэтому каждый раз, подъезжая к киевскому перрону, Саша высовывался в окно и резко выдавливал все содержимое тюбика, чтобы продемонстрировать жене отсутствие пасты.
Саша Эткин любил женщин тяжелых весовых категорий и почему-то очень некрасивых. В бригаде даже родилась такая шутка: "На вопрос, где Эткин, отвечали: "Месит очередного урода". Часто во время гастролей к нему за кулисы врывалась какая-нибудь дама с радостным криком: "Сашенька! Я - Лена, мы с тобой ходили на пляж, потом ужинали у меня... Я - Лена, медсестра, я тебе даже укол делала"...
- К черту подробности! - прерывал ее Саша. - Назовите год и город.
Последний раз я его видел в Сочи, ему было уже за 60. С ним в номере жила маленькая, худенькая полудевочка, полустарушка.
- Ты перешел в другую весовую категорию? - спросил я его.
- Выбирать уже не приходится. А эта женщина - подарок: я приношу ей тряпочку, а она из нее делает член.
К концу жизни он перенес тяжелую операцию, выдал замуж дочь, жил один. Мне процитировали его программную фразу:
- Я купил себе квартиру, купил дочери квартиру, купил новый телевизор... Теперь бы купить себе легкую смерть.
Через несколько дней после этого пожелания он впервые в жизни не явился на встречу. Телефон не отвечал. Встревоженные Тимошенко и Березин поехали к нему, звонили, стучали - никто не отзывался. Тогда Юра перелез через соседний балкон и проник к нему в комнату. Саша лежал на кровати, рядом - вчерашняя газета, в откинутой руке - погасшая сигарета. Очевидно, Бог услышал его просьбу.
"СПЕКУЛЯЦИЯ КОНТРАМАРКАМИ СЧИТАЛАСЬ УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ"
Еще в бригаде Тимошенко и Березина был администратор Основич. Он работал периодически, потому что раз в полгода его выгоняли, потом снова брали, потом опять выгоняли. Это был типичный еврейский неудачник, шлымазл, которого могли терпеть только Юра и Фима, относясь к нему с добрым юмором.
Вот одна из историй, связанных с Основичем.
В Черновцах состоялся концерт Тарапуньки и Штепселя. Это было событие для города, билеты раскупили еще за месяц до концерта. Но поскольку у многих членов бригады здесь были родственники, то всем, в том числе и Основичу, выписали по две контрамарки. В Основиче вдруг взыграл дух предпринимательства, и он эти контрамарки продал по спекулятивной цене какой-то местной театралке. Сначала она была счастлива и благодарна, а потом - очевидно, сравнив цены - подняла скандал, привела милиционера и указала на Основича. Его тут же арестовали: спекуляция билетами, а тем более контрамарками, считалась уголовным преступлением - ему грозили большие неприятности.
Музыканты помчались за Березиным - только он умел гасить любые конфликты. Основича привели в кабинет директора филармонии, где милиционер сел писать протокол. Разобравшись во всем и выслушав милиционера, Фима обратился к Основичу с гневным монологом:
- Так тебе и надо, дураку! Так и надо!.. Я понимаю, что ты хотел заработать на то дорогое французское лекарство для твоей тяжелобольной мамы, но не таким же способом! Попросил - мы бы тебе одолжили денег, и ты бы спас ей жизнь. А теперь пусть тебя посадят и пусть она умрет, потому что некому будет подать ей даже стакан воды!.. Некому, потому что твоя жена сейчас в больнице после тяжелейших родов!..
Милиционер, подавленный услышанным, попытался вмешаться:
- Если вы обратитесь к нам с письмом, начальство может разрешить взять его на поруки...
- Ни за что!.. Нам не нужен работник с судимостью!.. Пусть его посадят! И пусть его трое детей, мал мала меньше, останутся сиротами и пойдут просить милостыню на улицу!.. И пусть его жена останется жить в больнице, потому что некому будет ее забрать с новорожденным!..
Милиционер уже чуть не плакал.
- Товарищ Штепсель! Давайте простим его. Он осознал.
- Вы так думаете? - строго спросил Березин.
- Да, да, конечно!... Ведь, правда, вы осознали? - с надеждой спросил милиционер у Основича. Тот поспешно кивнул.
- Ну ладно, - смилостивился Березин, - отпустим его на этот раз. - На вашу ответственность!
- Спасибо! - сказал милиционер и порвал протокол.
Когда Тимошенко узнал об этом случае, он страшно возмутился и скомандовал:
- Чтоб этот проходимец год не показывался мне на глаза!
Основича в тот же вечер отправили обратно в Киев. Его долго не было видно. Но ровно через 12 месяцев он пришел к Березину с претензией:
- Что этот длинный себе думает?!. Прошел год, а он меня не зовет обратно!..
Его снова взяли на работу и очень скоро снова уволили... Шлымазл!


Трансcексуал Борис ФОМИН: "Мой мужской период был безоговорочно счастливым, чего не могу сказать о своей новой женской жизни"
Писанка стремительно худеет
У Дэвида Бэкхема украли автомобиль стоимостью 180 тысяч долларов
У Джессики Симпсон самая красивая грудь
Наташа Королева отправила сына на перевоспитание
Анджелина Джоли хочет усыновить третьего ребенка
Уиллис запал на Холли Берри
Костюм Леннона продан за 118 тысяч долларов
"Татушка" Юля Волкова выйдет замуж в США?
Жерар Депардье уходит из кино?
Гибсон снимет фильм о кровавых ритуалах майя
Надя Грановская из "ВИА Гры" вставила новые имплантаты
Муж Долиной пострадал от съемок в Африке
Яблоко от яблони падает все дальше
"Тут все тащатся, а я чего-то нет"
Ян Табачник выложил за три альбома Gallinы две тысячи долларов
Звезда "Ночного дозора" и прапорщик Шматко из сериала "Солдаты" Алексей МАКЛАКОВ: "Я так хотел понравиться будущей жене, что не заметил, как украли ее норковую шубу"
Альберт ФИЛОЗОВ: "Ален Делон столь усердно мне аплодировал, что поскользнулся и чуть не упал с трапа"
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: "От женщин я часто страдал. Так мне и надо!"
Писатель Александр КАНЕВСКИЙ: "Юра, - сказал Тимошенко Любимову, - если я упущу внимание зрителя хотя бы на полминуты, я потеряю его навсегда. А ты предлагаешь полчаса стоять к нему задницей на четвереньках?!"
Демонстрант одежды Виктор ШВЕЦ: "Среди девочек-моделей я был, как петух в курятнике, но ни разу этим не воспользовался"
Ей почти 42, а кто даст?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги