В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

По ком звонит колокол?

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 31 Июля, 2008 21:00
В Севастополе закончился IV Международный кинофестиваль
Татьяна ЧЕБРОВА

«Вы летчик?». — «Иногда. Вообще-то я эндокринолог» — этот диалог из фильма «Мимино» вполне мог быть подслушан на заседаниях народного жюри IV Севастопольского международного кинофестиваля. Судьбу призеров определил ареопаг в составе двух врачей, капитана первого ранга, адвоката, студентки и еще 10 истинных ценителей «важнейшего из искусств». В прошлом году народное жюри тоже было, но его работу подкреплял суд профессионалов под предводительством Александра Миндадзе, сценариста фильмов «Плюмбум, или Опасная игра», «Космос как предчувствие», «Время танцора».


СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ «СЛИВАЛСЯ С МУЖИКАМИ»

На этот раз решили ограничиться только гласом народа. Севастопольцы обошлись без вердиктов узких специалистов — кино ведь состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить, если верить королю ужасов Альфреду Хичкоку...

Традиционной для кинофорумов демонстрации дизайнерских нарядов и драгоценностей не получилось. Вместо звездного дефиле по красной ковровой дорожке фестивальный люд перемещался вдоль тропинок античного заповедника «Херсонес Таврический». Для наглядности магистральные пути обозначили тремя тысячами горящих свечек-таблеток, а действо сделали многосерийным, приправленным фрагментами из киношедевров всех времен и народов. После торжественных речей украинской и российской сторон народная артистка СССР, Герой Украины Ада Роговцева ударила в огромный колокол, успевший в конце XIX века повисеть в знаменитом соборе Парижской Богоматери.

Кстати, Роговцева приехала на ретроспективу фильмов со своим участием («Укрощение огня», «Салют, Мария!», «Девочка, хочешь сниматься в кино?») сразу после своего дня рождения. Около часа Ада Николаевна со сцены возрожденного на Приморском бульваре летнего кинотеатра «Ракушка» говорила о любви: к творчеству, к близким, к жизни, — читала свои стихи на русском и украинском, раздавала бессчетные автографы... В общем, отдувалась за всех коллег, но получить приз в номинации «Гори, гори, моя звезда» не смогла: за день до закрытия фестиваля улетела в Москву, где ее ждали пять проектов, а оттуда — в Ярославль...

Кроме Ады Роговцевой, всласть пофестивалили актеры Юрий Нифонтов («Оля + Коля»), Виктор Сарайкин («Ликвидация», «Колдовская любовь»), Юлия Пересильд («Паутина», «Невеста»), а также кинорежиссеры — мэтр Александр Прошкин («Холодное лето 53-го», «Доктор Живаго») и 25-летняя дочь Александра Миндадзе Катя Шагалова (картина «Однажды в провинции», получившая приз ФИПРЕССИ ХХХ Московского международного кинофестиваля).

Чтобы компенсировать дефицит медийных лиц, севастопольцы постарались максимально разнообразить программу. Зрители (причем «совершенно без-возд-мезд-но») увидели 80 фильмов из 14 стран. Было много некоммерческих лент: российско-британский «Сезон туманов» Анны Чернаковой, новая работа Петра Тодоровского «Риорита», «Сад» Сергея Овчарова (режиссер «Сказа про Федота-стрельца» экранизировал чеховский «Вишневый сад», с которым тоже участвовал в конкурсной программе ХХХ Московского кинофеста).

В изобилии имелись документальные картины, а также короткометражные и артхаусные — вроде ленты «Вам звонит Градива» (главную роль в этой работе недавно ушедшего из жизни Алена Роб-Грийе исполнила французская порнозвезда Дэни Вериссимо).

Фильм Александра Прошкина «Живи и помни», снятый по одноименной повести Валентина Распутина и получивший приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре-2008», отличается от популярного формата «бей-беги», хотя на экране и бьют, и бегают — с фронта, от судьбы...

Картина о «трагедии умирания деревни» держится на потрясающей игре Дарьи Мороз («Дикарка», «Гибель империи») и Сергея Маковецкого, которого почти невозможно узнать в седом старике-крестьянине с неразборчивым говорком. Маковецкий признавался, что часто «сливался с мужиками» — даже режиссер не мог найти его на съемочной площадке.

25-летняя дочь известного режиссера Юрия Мороза и трагически погибшей актрисы Марины Левтовой в жену главного героя «Живи и помни» Настену перевоплощалась дважды — за два года до фильма сыграла спектакль с таким же названием на мхатовской сцене...

Забегая вперед, скажу, что Дарье Мороз совершенно справедливо достался приз за лучшую женскую роль. За лучшую мужскую наградили актера Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу Дмитрия Суржикова, сыгравшего в картине «Право на Надежду».

ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА СЫГРАЛА ПАЦИЕНТКУ В ФИЛЬМЕ О НАРКОТИКАХ

Помните, в «Обыкновенном чуде» с экрана звучало: «Остались чувства тонкие, едва определимые: то ли музыки-цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь»... Это о «Шультесе» Бакура Бакурадзе (главный приз «Кинотавра-2008»). Фильм, как положено в кинематографическом мейнстриме, депрессивный, но еще и чрезвычайно скупой на выразительные средства, монотонный и монохромный — история Леши Шультеса, после автокатастрофы утратившего память. Бывший спортсмен соприкасается с реальностью, только обчищая карманы случайных попутчиков в метро...

Украинская кинолента «Иллюзия страха» — психологический триллер о предпринимателе, ставшем жертвой бандитского наезда, по книге известного отечественного политика Александра Турчинова воплотил на экране киевский режиссер Александр Кириенко («Инди»). Состав фильма подобрался достойный: Андрей Панин, Алена Бабенко, Сергей Гармаш. Между прочим, вместо Панина собирались задействовать голливудского супермена Стивена Сигала, но помешали юридические сложности...

Есть надежда, что прибыльной станет и «Прикольная сказка» — новая работа известного украинского кинодокументалиста Романа Ширмана («Опасно свободный человек»).

Главный приз IV Севастопольского международного кинофестиваля — «Народное признание» достался «Нирване» Игоря Волошина (фильм участвовал также в «Берлинале-2008» и получил награду «Кинотавра-2008» за лучший дебют).

«Нирвана» стала самой стильной лентой нынешнего лета — практически во всех российских глянцевых изданиях появились фотосессии и беседы с режиссером и актерами — Артуром Смольяниновым, Ольгой Сутуловой, Марией Шалаевой. Волошину удалось уговорить на съемки даже Татьяну Самойлову — звезда картины «Летят журавли» сыграла эпизодическую роль старухи-пациентки с наклеенными десятисантиметровыми ресницами.

Как только не называли эту ленту кинокритики: киберпанком, фрик-драмой, «вялым сюжетом о любви, предательстве и наркотиках, насаженным на иглу кислотных костюмов и резвого монтажа»...

Лично для меня «Нирвана» оказалась одним из самых сильных эстетических впечатлений — нужно видеть эту фантасмагорическую цветопись, этот проезд вокруг питерского кафедрального собора двух мотоциклисток в рогатых шлемах а-ля венецианские маски (потрясающие костюмы изготовила легенда «Ленфильма» Надежда Васильева)...

Игорь Волошин признался «Бульвару Гордона», что «живет в состоянии апокалипсиса ежедневно и транслирует его любыми доступными способами», а «Нирвана» просто абсолютно реальная история о людях, которые, не умея любить, калечат друг друга...

УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ ДВАЖДЫ ОТПРАВЛЯЛИ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ


В перерывах между просмотрами и пресс-конференциями организаторы IV Севастопольского международного кинофестиваля не стали занимать участников уборкой мусора на пляжах Херсонеса или раскраской троллейбусов, как в прошлые годы. Киношников и журналистов просто отправили под землю. Причем дважды. Сначала это был «Объект 825 ГТС» — самый крупный из рассекреченных на планете. Ныне экс-завод по ремонту подводных лодок, который аборигены называют «трубой» или «черной дырой», стал военным музеем в рукотворных пещерах Балаклавы.

Экскурсия в другое подземелье времен «холодной войны» была куда веселее — бывшая военная пекарня, упрятанная в штольни возле самого городского железнодорожного вокзала, превращена в винзавод. Могучие бетонные стены, подстрахованные 67-метровой толщей скалы, смогли бы выдержать прямое попадание ядерной бомбы, вроде уничтожившей Хиросиму, но теперь здесь в огромных чанах вызревает местное шампанское...

P. S. «Бульвар Гордона» выражает благодарность оргкомитету фестиваля и лично его руководителю — первому заместителю главы Севастопольской горадминистрации Владимиру Казарину, программному директору Елизавете Антоновой, директору Ирине Константиновой и художественному руководителю Роману Мархолиа.

Киев — Севастополь — Киев


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось