В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ближе к телу

Порнография для чайников

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 13 Августа, 2009 21:00
Продолжая сражаться за общественную мораль, украинские власти закрыли в киевской галерее "Мистецький Арсенал" фотовыставку "Вдоль стены"
"Along the Wall" ("Вдоль стены") называется, вернее, уже назывался арт-проект фотохудожников Виталия Васильева и Евгения Матвеева, который просуществовал в "Мистецьком Арсенале" всего несколько дней, после чего был внезапно закрыт по решению властей без каких-либо объяснений и комментариев.

"КОМУ-ТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ"

Экспозиция, состоящая из одного видеоарта и 10 фотографий (полтора на три метра каждая), включает обнаженную натуру, как мужскую, так и женскую, что, видимо, и вдохновило нашу священную инквизицию отнести это "безобразие" если не к разряду порнографии, то к чему-то явно аморальному. Современная мораль в последнее время беспокоит слуг народа приблизительно так же, как персонажа из анекдота беспокоил Гондурас, и можно было бы посоветовать тем, кого он сильно беспокоит, его не чесать, но непонятно, к кому обращаться.

Наверное, самое неприятное во всей этой очередной хамской истории, что даже непосредственные участники акции - Васильев и Матвеев - не знают, кем именно инициирован и осуществлен запрет.

"Выставка закрылась потому, что кто-то из чиновников не смог понять красоту человеческого тела", - подытожил на недавней пресс-конференции заслуженный деятель искусств Украины, доктор философии, кандидат искусствоведения, арт-критик проекта Алексей Роготченко.

На мой взгляд, Васильев и Матвеев меньше всего ставили своей целью показать красоту человеческого тела. Не говоря уже о том, что ничего особо красивого в проекте "Вдоль стены" нет, и, судя по всему, именно эта вызывающая "непривлекательность" напрягла тех, кто отвечает нынче в нашей стране за красоту, нравственность и духовность.

Голые люди, представленные на фотополотнах под названием "Обнажение 1", "Обнажение 2" и так далее, способны спровоцировать самые разнообразные эмоции и ассоциации, пожалуй, кроме сексуальных. Больше всего эти мужчины, женщины и даже дети напоминают манекенов и марионеток в страшненьком Кукольном Театре Времени.

Я не открою ничего нового, если замечу, что при определенной художественной подаче неодетый человек воспринимается не столько обнаженным, сколько голым, а голый в отличие от обнаженного всегда вызывает некоторую неловкость. В отличие от обнаженного голый беззащитен, жалок, нелеп, смешон, а довольно часто просто отвратителен.

По большому счету, проект "Вдоль стены" имеет отношение не столько к низменному человеческому низу, сколько к не менее низменному человеческому верху, да и сами авторы полагают, что, скорее всего, их закрыли из-за "жесточайшего политического и социального подтекста".
"ТАК КАКОСЬ ЛЁГШЕ"

Раздетый человек несет гораздо больше информации, нежели одетый, как о себе, так о мире и времени, в котором существует.

Одежда - не столько способ самовыражения, сколько социальная броня, а в некоторых случаях - личина. И респектабельные отцы отечества, пожизненно упакованные в бренды ведущих фирм - от трусов до часов, в депутатскую неприкосновенность, в авто, смахивающие на катафалки с бронированными стеклами, и особняки с угодьями, обнесенными десятиметровыми заборами, разницу между собой голым и собой одетым понимают гораздо лучше, нежели эту разницу о себе понимает пересiчний український громадянин.

Громадянин-то как раз что в смокинге, что в коктейльном платье, что в бане с березовым веником одинаково прекрасен. Но чиновник - это совсем другое дело. У него одна прическа - произведение искусства. И это не только дань моде, соответствие статусу или общественному положению. Поскольку прическа у крупного госслужащего в большинстве случаев заменяет интеллект, галстук - бессмертную душу, маникюр - совесть, ботинки - чувство долга, а носки - внутреннее благородство, чиновничий имидж - объективная необходимость. Вот поэтому и не любят наши власть предержащие демонстративную обнаженку. Тревожно им от нее как-то на бессмертной душе, и их нынешнее активное стремление всех взуть и приодеть по собственному разумению вполне объяснимо. Как говорила одна украиноговорящая тетенька: "Так какось лёгше".


"Обнажение 6" - одна из 10 фотографий, представленных в запрещенном арт-проекте Васильева и Матвеева "Вдоль стены". Фотохудожники полагают, что инициатива запрета могла исходить из Администрации Президента



Так действительно какось лёгше воспринимать и себя, и окружающих, и какось спокойнее, и какось проще управлять электоратом. Особенно если электорат, пусть и не без труда, усвоит, что отличительная особенность украинского менталитета - это кротость, возвышенность и непорочность, "садок вишневий коло хати, хрущi над вишнями гудуть". Что же касается обнаженной натуры, то, как недавно оповестил всех глава Комитета по защите общественной морали Василий Костицкий, эротизм среди национальных приоритетов занимает отнюдь не первое место, болтаясь где-то в конце списка смертных грехов.

По-моему, сегодня даже в Гондурасе постепенно приходят к выводу, что предметы искусства, изображающие откровенно голых субъектов, помимо взывания к низменным инстинктам, способны преследовать еще какие-то цели, содержать скрытые смыслы, мотивы, сообщения, отражать время и представлять художественную ценность. Но у нас свой особый путь. Поэтому стремление слуг народа изолировать своих подопечных и подопытных от эпатирующих проектов, эстетических провокаций и вызванных ими потрясений вполне закономерно.

К ЭЛЕКТОРАТУ ВЛАСТЬ ОТНОСИТСЯ, КАК К ПОЛЕЗНЫМ В ХОЗЯЙСТВЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРАМ

Чем меньше народ видит и знает, тем меньше он думает и понимает. Чем меньше он понимает, тем удобнее он в эксплуатации. Заставьте свой электрический чайник думать, и вам очень быстро придется купить себе новый. Относитесь к неглубокому внутреннему миру чайника с пониманием и уважением, не напрягайте его излишним напряжением, не жалейте для него воды, не тревожьте и не беспокойте его по пустякам, и он прослужит вам долго.

То, что к своему электорату властная "элита" давно уже относится как к полезным в хозяйстве электроприборам, факт, вполне очевидный. Как и то, что эксплуататоры по-своему о своих чайниках и утюгах заботятся.

Нынешняя ситуация с борьбой в Украине за мораль напоминает мне ситуацию с конфликтом Киркоров-Ароян, случившимся в России незадолго до теракта в Беслане. Филиппу Бедросовичу, никогда не отличавшемуся особой куртуазностью в общении с журналистами, пришлось тогда отдуваться за всю страну, и, надо сказать, в тот непростой исторический момент Король римейков страну очень выручил. С мая по декабрь 2004 года Российская Федерация и примыкающие к ней государства бывшего соцсодружества вначале осуждали, затем судили, потом приговаривали зарвавшегося Зайку, и именно этот процесс более полугода держал общество в напряжении, став главной новостью не только культурной жизни.

Сейчас на фоне глобального экономического и политического кризиса в Украине за всю страну отдуваются художники, литераторы, поставщики сомнительной кинопродукции и владельцы интернет-порталов. И понятно почему. Потому что какось намного лёгше вдалбливать электорату, чем отличается фаллос от пениса и насколько разлагающе воздействует фильм "Бруно", порнографическая книжка Ульяненко и неприличные фотоснимки на неокрепшую психику недоразвитого украинца, нежели объяснить, чем вызвано повышение тарифов на коммунальные услуги.

Электорату необходимо всегда предельно четко разъяснять, что для него на данном этапе является главным, что второстепенным, что малозначительным, а что вообще его не касается. Электорат -как чайник. До сих пор не научился обслуживать себя самостоятельно. Обязательно нужно, чтобы кто-нибудь кнопочку нажал. Или водой по самый носик залил. Или шнур из сети выдернул. Или замок на дверь повесил. Так какось лёгше.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось