В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

Всем спасибо. Все свободны

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 11 Августа, 2011 00:00
Состоялась премьера последнего фильма Поттерианы «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть II»
Анна ШЕСТАК
Даже не верится, что все закончилось и больше не будет ни волшебных палочек, ни пушистых сов-почтальонов, ни оживающих фотографий, ни говорящих писем, ни квиддича - футбола на метлах, ни сливочного пива, ни летающих золотых орешков, ни добродушных призраков, прыгающих с одной картины на другую, ни фениксов, ни драконов, ни плаща-невидимки, ни заколдованной карты, на которой видно, есть в замке люди или нет.

Джоан Роулинг создала особый магический мир, где продумала все до мелочей, и приучила к нему как детей, так и взрослых. «С каждой книгой, с каждой серией мы шли на вокзал Кингс-Кросс, искали таинственную платформу 9 3/4 и отправлялись в Хогвартс, где волшебство и реальная жизнь сплелись так давно и надежно, что не распутаешь, - пишут люди на фан-сайтах. - А теперь поезда перестали ходить...».

Последний подарок, который Роулинг сделала поклонникам Поттера, - заключительная часть эпопеи, снятая на достойном уровне. Писательница (она же соавтор сценария, сопродюсер и правообладатель) инициировала пересъемку, и режиссера Дэвида Йетса буквально заставили сделать хороший фильм, потому что начиная с пятой картины он только ломал, а строить не хотел. Зрители терпели долго - аж до первой части «Даров Смерти». Но когда вместо грандиозной сказки получили кусок молодежного сериала сомнительного качества, возмутились.

«ГАРРИ ПОТТЕР МЕРТВ. В МЕНЯ, В МЕНЯ ВЕРЬТЕ!»

И не зря. Вторая часть картины гораздо сильнее - здесь много событий: вылазка в гоблинский банк Гринготс, где хранится одна из частичек души Волан-де-Морта, полет Гарри, Рона и Гермионы на слепом драконе, совершенно обалдевшем оттого, что вырвался на свободу из подземелья, и наконец битва за Хогвартс, в которой ученики, учителя и их друзья отстояли и школу, и мир во всем мире.

Честно говоря, я боялась, что битва получится в стиле Йетса - то есть будет похожа на потасовку обкуренных подростков за гаражами. Как ни странно, обошлось. Волан-де-Морт выстроил под стенами Хогвартса целую армию пожирателей смерти, которые, кстати, уже не были столь гламурными, как раньше. Обычные подонки, которым все равно, против кого воевать: «Дети? Ну и что. Они сделали свой выбор».

Прекрасный актер Рэйф Файнс («Английский пациент»), он же Темный Лорд, он же Том Редл, он же Волан-де-Морт, наконец получил роль! Настоящую, большую, с текстом, с драматургией, такую, где можно раскрыться, показать и себя, и своего героя. (До этого он только летал, укутанный какой-то грязной тряпкой, и шипел по-змеиному).

В последнем фильме Файнсу было что играть, и он блестяще сыграл - несчастного, никем не любимого человека, который очень хотел, чтобы его признали. «Гарри Поттер мертв. В меня, в меня верьте!» - восклицает Волан-де-Морт, придя к стенам школы. Но те, кто стоит у него за спиной, не верят уже ни во что, а те, которые вышли, чтобы посмотреть ему в глаза, уже ни за что не поверят.

«Благодаря» Йетсу в предыдущих картинах не было ничего о том, что же превратило красавца и умницу Тома Редла, лучшего ученика школы, в зловещего лорда Волан-де-Морта. Хотя Роулинг все объяснила в книгах: после Хогвартса Редла, круглого сироту из приюта, просто выбросили на улицу. Самый добрый волшебник Албус Дамблдор не поверил парню, а потому решил не давать ему ни работы, ни пристанища...

«ТЫ РАСТИЛ ГАРРИ, ЧТОБЫ ОН УМЕР В НУЖНЫЙ ТЕБЕ МОМЕНТ?»

Расщепив свою душу на кусочки и разложив их в укромные места, талантливый Том превратился в злого гения и отправился доказывать (в том числе и бывшему учителю), как много знает и умеет. А доказал, что в школе волшебства его не научили главному - любить людей.

Волан-де-Морт в исполнении Рэйфа Файнса наконец-то заиграл в полную силу, представ несчастным злодеем, которого никто не любит

Не знаю, почему Дамблдора считают светлым персонажем. Как по мне, он обыкновенный циничный манипулятор: собственноручно создал злодея и пустил по белу свету, чтобы люди не скучали. К тому же именно всесильный Дамблдор не сумел, да и не попытался спасти родителей Гарри Поттера. Наоборот, забрал у них плащ-невидимку - последний шанс скрыться от Волан-де-Морта.

«Ты растил Гарри, чтобы он умер в нужный тебе момент? - возмущается профессор Снейп, узнав, что по плану Дамблдора мальчик должен пожертвовать собой ради других. - Но он - ребенок, а не пушечное мясо!». - «Ой, только не говори, что за эти семь лет ты успел его полюбить!» - отвечает «самый добрый волшебник»...

Такой диалог возможен и между зрителями и писательницей: «Ты морочила нам голову, чтобы в один прекрасный момент все закончилось?». Но речь сейчас не об этом. Алан Рикман, сыгравший Снейпа, был великолепен - сумел передать и чувства к Лили Поттер, маме Гарри, и желание отомстить за ее смерть, и стремление во что бы то ни стало защитить сына любимой женщины. Видимо, поэтому зрители разных стран мира признали Снейпа лучшим героем Поттерианы, а самого актера - ее символом.

«МАМА НЕ МОЖЕТ ИНАЧЕ»

У Дэниела Редклиффа (Гарри), Эммы Уотсон (Гермиона) и Руперта Гринта (Рон) переплюнуть старшее поколение не вышло: во-первых, они все-таки не профессионалы, во-вторых, невооруженным глазом видно, что ребята устали от сказки и детства. Уотсон даже коротко постриглась, чтобы Гермионой не дразнили. А потом... оставила университет: «Меня там просто достали! Отвечаю на вопрос преподавателя, а из группы: «10 очков Гриффиндору!». Или: «А теперь - заклятие!». Похоже, роль в Поттериане не только сделала меня богатой, но и основательно подпортила жизнь...».

Один из модных журналов признал Эмму самой стильной женщиной мира, однако самой стильной дамой эпопеи о Поттере стала опять-таки актриса постарше - Хелена Бонем Картер (Беллатриса). В фильм она попала случайно - пришла на замену, да так и осталась. Теперь именем ее героини называют новорожденных девочек: ну да, стерва. Зато какая!

Эпизод, где Беллатриса сражается с мамой семейства Уизли, домохозяйкой Молли, на мой взгляд, самый удачный момент картины: это действительно борьба Добра и Зла. Потому что Добро не выдумывает хитроумных комбинаций и не решает, кем бы еще пожертвовать ради высокой цели, как это делал Дамблдор, не ищет приключений и не строит из себя матерого героя, как Гарри, не рискует жизнью попусту. Но, если тронут, даст отпор. Потеряв одного из сыновей и осознав, что сейчас может погибнуть дочь, мама Уизли, которая недавно спокойно сидела дома, растила цветы, варила супы и вязала носки, бросается на Беллатрису. Потому что надо - выхода нет.

Когда Молли Уизли закрыла собой дочку, а потом на раз вышибла дух из подружки Волан-де-Морта, многие зрители плакали. «Я играла не сказочную волшебницу, а просто маму, - призналась в одном из интервью актриса Джулия Уолтерс. - Мама не может иначе».

Картина получилась трогательная и динамичная, не скучная, как «Принц-полукровка», и не затянутая - в отличие от первой части «Даров Смерти». К тому же смерти как таковой здесь не так уж много: видимо, режиссеру напомнили, что фильм рассчитан на юношескую аудиторию, а потому не надо топить школу Хогвартс в крови и устилать полы трупами. Просчитался Йетс лишь в одном - ну не могут герои не постареть за два десятилетия! Когда на экране надпись: «Прошло 19 лет», а Гарри, Рон и Гермиона такие же молодые и красивые, это, пожалуй, смешно. Хотя нет - скорее, радостно...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось