Как на духу
Виктор САЛТЫКОВ: "Киркоров с детства был петухом. Он не знал ни войны, ни даже рассказов о ней. Увидел перед собой доллары - и сломался"
Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 1 Декабря, 2004 00:00
В середине 80-х ленинградскую группу "Форум" называли не иначе как культовой. Кассеты "Свема" с записью таких хитов, как "Белая ночь" или "Островок", заслушивались до дыр, а солист группы Виктор Салтыков моментально стал знаменитостью.
"ТОЛПЫ РОКЕРОВ ЗАБРАСЫВАЛИ НАС ЯЙЦАМИ С КРИКАМИ "ФОРУМ" - ВОН ИЗ ГОРОДА!"
- Сейчас популярных эстрадных певцов делают на "Фабрике звезд" и в прочих телевизионных проектах. А в 80-е годы все было по-другому. Как начиналась история Виктора Салтыкова?
- Я учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Хотя маму свою сразу предупредил, что инженером работать не буду, а стану певцом. С друзьями создали группу "Мануфактура". Играли совершенно другую музыку, ничего похожего на "Кони в яблоках". Надо сказать, очень хорошая группа была. Мы даже в 83-м году на I Ленинградском рок-фестивале получили Гран-при. При том, что там участвовали такие монстры рока, как "Аквариум"!
- Вам удалось поработать по специальности, полученной в институте?
- Конечно - года два. Но это была бесполезная трата времени. Я ведь заболел музыкой лет с пяти. Помню, меня отец ставил на табуретку и мы вместе пели. Потом я с удовольствием выступал на всяческих утренниках в детском саду и школе. Мама попыталась как-то упорядочить мое увлечение пением и определила меня в детскую хоровую капеллу. Но вот тут случился сбой - что-то у меня с академической музыкой не сложилось. Чересчур нудно было.
- А как вы попали в группу "Форум"?
- На том рок-фестивале, о котором я говорил, познакомился с Александром Назаровым. Он предложил поработать в группе "Форум". Получилось так, что всех ребят из "Мануфактуры" призвали в армию и я остался один. Поэтому решил принять это предложение.
- Очень удачное решение. Ведь со славой "Форума" в середине 80-х мог соперничать разве что "Ласковый май", который появился чуть позже.
- Мы себя чувствовали настоящими "битлами"! Как только крышу не сорвало! Приезжаешь в какой-нибудь город, а в мыслях только одно: "Хоть бы уехать отсюда без приключений".
- Так поклонники одолевали?
- Чего только народ на наших концертах не вытворял! Автобус цепляли за задний мост, чтоб мы не могли тронуться с места, машины с нами поднимали на плечи... Бывали и совершенно другие встречи: толпы рокеров забрасывали нас яйцами с криками "Форум" - вон из города!".
- Признайтесь, были и такие поклонники, вернее, поклонницы, от которых совсем не хотелось убегать?
- Ну, дело молодое... Иногда трудно отказать себе в женской красоте, когда ее так много вокруг. Тем более что с моей внешностью в школе и институте о такой популярности у девушек я мог только мечтать.
Еще поначалу я относился всерьез ко всему происходящему. А потом начал задумываться: что происходит?! Кто эти люди рядом со мной? Приходили девушки под видом каких-то администраторов, журналисток, подруг знакомых и т. д. Когда мне все это осточертело, я подвел одну из них к зеркалу, показал на свое отражение: "Ну что ты в нем нашла?!". - "Виктор, вы ничего не понимаете...".
- Такая огромная популярность, зачем вам вдруг понадобилось перебираться из "Форума" в "Электроклуб"?
- Это было решение все того же Александра Назарова. Однажды он сказал: "Популярности мы наелись досыта. Я уже старый, лысый. Кроме поклонниц и цветов, ничего нет. А Давид Тухманов предлагает поработать".
- Второй солисткой "Электроклуба" была Ирина Аллегрова. Как с ней работалось?
- Нормально. Если и были какие-то закулисные игры, кто же сейчас о них вспомнит? Самое главное - мы с Ирой сохранили нормальные отношения до сих пор. Вообще, наше поколение артистов в основном люди нормальные. Может быть, потому, что в детстве мы ничего слаще морковки не видели.
А вот Киркоров уже другой. Он не знал ни войны, ни даже рассказов о ней. Увидел доллары перед собой - и сломался. Его абсолютно не волнует, что происходит вокруг.
- У вас был какой-то конфликт с ним?
- Да просто я его не люблю. Он с детства был петухом. Артист может быть пьяным, каким угодно, но все равно оставаться человеком. Но есть и другие представители нашей профессии - всегда в пафосе, "в пиджаке". Вот моя бывшая жена Ирина Салтыкова такая же. Могла прийти куда-нибудь и испортить всем настроение. Я не гоню на нее, поймите меня правильно...
"В ИРЕ САЛТЫКОВОЙ ПРОЯВИЛСЯ ВНУТРЕННИЙ "ГИТЛЕРИЗМ"
- А правда, что ваша первая супруга, Ирина Салтыкова, каким-то образом поспособствовала развалу "Электроклуба"?
- Но мы же взрослые люди и сами отвечаем за свои действия. Я хотел заниматься сольной карьерой и петь другую музыку. Другое дело, что Салтыкова постоянно твердила: "Сколько ты еще будешь всех кормить?! На всю группу за концерт платят 12-15 тысяч. Аллегрова споет свои четыре песни и уходит, на тебе же все выезжают. На гастролях она живет в люксе, а ты нет. За пять-семь тысяч можешь запросто выступать и один".
Она всегда требовала, чтобы все было просто супер-пупер. Ну такой человек. Вот моя вторая Ира совсем из другого теста. Ей, как и мне, не нужно 10 машин. Есть на чем ездить - и слава Богу.
- А как вы познакомились с Ирой N 1, то есть с Салтыковой?
- Совершенно случайно. Это было в 86-м году, в Сочи. После концерта мы с ребятами решили прошвырнуться по городу. На автобусной остановке увидели двух симпатичных девушек. Одна из них была Ира. Саша Назаров предложил им: "Ну чего, девчонки, может, в ресторанчик?..".
- Она вам сразу понравилась?
- Признаться, в тот момент я даже поверил в пресловутые удары молнией при подобных встречах. Я увидел образ девушки, давным-давно являвшийся мне в самых радужных снах. Мы сразу же начали встречаться. Правда, редко. Я жил в Ленинграде, а она к тому времени перебралась в Москву. Плюс группа "Форум" постоянно гастролировала.
Наверное, нужно было все-таки узнать друг друга поближе. Мы же со свадьбой чересчур поспешили. Вот моя мама как-то сразу отнеслась к Ире настороженно, сказала, что она чересчур модная для меня: "Тебе нужна другая, поскромнее".
Кстати, они так и не сошлись. Ира практически сразу забеременела, в ней появилась раздражительность, капризность. Еще спасибо теще, без которой вообще было бы худо. Она выполняла любые капризы: Ира сказала - ее мама сделала. Спорить с ней было бесполезно. Хорошо, плохо ли - Ира всегда права.
Может, это ужасно звучит, но в ней проявился какой-то внутренний "гитлеризм". За девять лет нашей совместной жизни она ни разу не сказала банального "извини". А я по натуре очень мягкий человек, привык уступать женщине, терпел ее грубость. Долго терпел. Но, в конце концов, прорвало: начал отвечать, и порой так же грубо.
- А чья идея - сделать ее артисткой?
- Наша общая. Знаете, из серии "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". Но какая из нее певица? Можешь хоть на голову стать, а генетику все равно не изменишь. Я пристроил ее петь в "Мираж". Впрочем, как пели тогда в той группе, сейчас ни для кого не секрет - открывали рот под фанеру. Но хоть ладно бы под свою! За Салтыкову ведь пел совершенно другой человек.
После ухода из группы Ветлицкой им срочно потребовалась новая девочка-картинка. Вот я и устроил Иру по блату. Уже потом понял: два гастролера в семье - плохо. И поставил перед ней условие: или семья, или "Мираж". Она выбрала первое. Когда же через некоторое время Ира увидела Таню Овсиенко, поющую в "Мираже", сказала: "Это ты во всем виноват!".
- Но сейчас складывается впечатление, что она - в шоколаде, а вы выступаете где-то на задворках бывшей империи...
- Это так только кажется. Если посчитать, сколько у кого концертов, Салтыковой далеко до меня. Да, ее больше показывают по телевизору. Но она - просто картинка. Певицей ее никак нельзя назвать. То, что она выстрелила, объясняется легко: Ира всегда следила за модой, могла выгодно себя показать. Так что она просто удачно поймала момент. Зато у меня сейчас счастливая семья, а Салтыкова как была одна, так и по сей день остается.
"СЕЙЧАС У МЕНЯ ШИКАРНАЯ СЕМЬЯ, ПРЕКРАСНАЯ ДОЧКА. Я ЗАБЫЛ, ЧТО ТАКОЕ СКАНДАЛЫ"
- Окончательным поводом для разрыва стала ее мечта сделать артистическую карьеру?
- У нас было много причин для развода. И самая главная, как я уже сказал, - ее характер. Я просто устал от такой жизни. Ира сделала все, чтобы разрушить семью. Но последней каплей стало то, как она повела себя с моими друзьями.
- Вы имеете в виду тот случай, когда она наняла крутых парней, чтобы выбить из ваших друзей деньги?
- Это очень неприятная история. После нее я заявил, что не могу больше так жить.
- Ваша вторая жена такая же красивая?
- Еще лучше. Прекрасно знает французский и английский (по профессии лингвист). Кроме того, она прекрасная мать, нашей дочке Анечке уже девять лет.
Со второй Ирой мы познакомились, когда я еще был женат на Салтыковой. После одного из концертов она подошла ко мне за автографом. Высокая (выше меня ростом), красивая, такая необычная... Я понял: все - крыша поехала. Тогда еще Ириша только оканчивала школу, ей было 17 лет. Через некоторое время мы стали встречаться. Тайком - прятались от всех. Прошло четыре года, прежде чем я отважился на серьезный шаг.
У меня всегда, когда я только влюблялся, возникал какой-то барьер. Не знаю почему. С моей новой Ирой было то же самое. Долго не мог отважиться. Когда понял, что жить в прежней семье уже не смогу, снял квартиру. И первое, что сделал, - позвонил Ире и сказал: "Приезжай". Через три дня мы уже жили вместе. А через два месяца узнали, что у нас будет ребенок. Родилась Анечка... Я как с чистого листа начал жизнь.
Теперь могу не покривив душой сказать: да, у меня шикарная семья, прекрасная дочка. Все спокойно, я забыл, что такое скандалы. Никто ни в чем не упрекает: трезвый я или пьяный, скучный или веселый. Я - нормальный. Да, как артист, наверное, могу желать большего, но в плане личной жизни все просто супер.
- Но вторую жену вы на сцену уже не выводите?
- Нет, почему же? Я демократ. Просто Ира сама не хочет. Ей этого не нужно. Она смогла реализовать себя в другом. Год назад мы официально зарегистрировали свой брак.
- А дочке уже девять лет. Все эти годы, получается, вы испытывали свои чувства на крепость?
- Нам ничего не нужно было испытывать. А загс... Зачем? Это ведь ничего не меняет во взаимоотношениях людей.
- Если не меняет, зачем же тогда нужно было ставить штамп в паспорте?
- Просто ехали мимо загса, я предложил зайти подать заявление. А ей было приятно - я видел это по ее глазам. Хотя мы прекрасно прожили без загса много лет.
- Вы ее балуете?
- Ну как? Все деньги у нее.
- А она вам выдает на мелкие расходы?
- Ой, у нас нет таких проблем. Это Салтыковой нужно было отдать все, а ей еще мало казалось.
- Ради второй Ирины совершали безумные поступки?
- Привозил грузовики букетов. Ее родители до сих пор вспоминают, как приезжал пьяный Салтыков в три часа ночи с огромными охапками цветов. Сейчас они меня очень любят. А вначале, конечно, напрягались: артист, все время поддатый...
- А чего это вы все время приезжали поддатый?
- А на трезвую голову страшно было! Как ведь получалось?! Поругаемся с Салтыковой, я начинаю требовать развода, она кричит, что не отпустит. Вот и сбегал из дому. Своей Иришке я благодарен за то, что она доказала: бывают на свете и другие женщины. А то ведь я совершенно разочаровался в них.
- Правда, что после развода вы отошли от музыки исключительно ради того, чтобы устроить свою личную жизнь?
- Решил залатать личные дыры. По-настоящему вернулся на эстраду только на пятом году новой семейной жизни. Хотя, в принципе, я и не уходил вовсе со сцены, а просто на время исчез. К тому же периодически все равно приходилось выступать на каких-то презентациях, сборных концертах, поскольку надо было как-то существовать, кормить семью, растить дочку, которой уже было три с половиной годика.
- В конце 90-х вы с экс-супругой участвовали в "Музыкальном ринге". Тогда вы победили и собирались сделать какой-то совместный проект с Салтыковой?
- Наоборот, мы до "Музыкального ринга" планировали поработать вместе. Но после моей победы она почему-то страшно обиделась. Наверное, ей кто-то внушил, что победит она. Впрочем, это ее проблемы. Я сейчас записываю новые песни, у меня полно работы, так что грех жаловаться.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter