Народный артист России Игорь КРУТОЙ: "Чувствую ли я себя императором? Пока нет, но все к тому идет"
"ЖИВУ ПО ПРИНЦИПУ: НОТЫ - ВРАГИ НАШИ"
- Игорь Яковлевич, если мысленно пролистать вашу биографию и вспомнить этапы большого пути, скольколетним вы себе больше нравитесь?
- Как ни странно, ощущение счастья, свободы и полной силы ко мне пришло к 50-ти годам, не знаю почему. 20 лет назад я не получал от жизни такого удовольствия, как сейчас. Если бы мне предложили остановить время, я бы выбрал именно этот возраст.
- День рождения - праздник для вас?
- Да, я не грущу по поводу того, что годы прибавляются. Люблю отмечать свой день рождения и дни рождения всех своих близких - матери, жены, дочерей, сына.
Главные хиты Аллегровой - песни Крутого |
- Это правда, что пока живы родители, можно чувствовать себя ребенком?
- Конечно, при всем том, что мы иногда ругаемся с мамой... Она звонит и ни с того ни с сего расспрашивает: "Ты поел?". Или "Зачем ты столько работаешь?". Я раздражаюсь, как раздражается 10-летний мальчишка, когда мать читает ему нотации. С другой стороны, сам факт этого разговора радует, потому что мама жива.
- Чем вам запомнилось раннее детство?
- Одно из самых ярких впечатлений - покупка первого музыкального инструмента. Я начинал не с двухрядной гармошки, а сразу с баяна "Украина". Быстро схватывал мелодию и подбирал ее на слух. С этими "выдающимися" способностями связана целая история.
Мне удалось проучиться в музыкальной школе около полугода, прежде чем педагоги выяснили, что я не знаю ни одной ноты. Я просил учителя сыграть упражнение, запоминал и повторял по слуху. Все раскрылось, только когда меня заставили играть пьесу с середины. Тут уж мама настояла, чтобы я осилил нотную грамоту. С тех пор живу по принципу: ноты - враги наши.
- Мог ли мечтать совсем юный Игорь, аккомпанируя на баяне школьному хору, о том, что его творческая жизнь сложится настолько блестяще?
- Нет, моя судьба соткана из случайностей. Благодаря им жизнь приобрела закономерное движение, приведшее к успеху. Я ничего не просчитывал. В свое время завалился при поступлении в Киевскую консерваторию.
- На каком экзамене?
- История КПСС.
- Не любили партию?
- Да нет, просто не сдал. Поступил в Николаевский музыкально-педагогический институт на дирижерский факультет. Подрабатывал в ресторане. Познакомился с Сашкой Серовым, он как раз из армии вернулся, стали работать вместе. Саша играл на флейте, саксофоне, пел, а я был за роялем.
- Ваша подопечная с "Фабрики звезд-4" Ира Дубцова рассказывала, что вы пожали ей руку, узнав, что у нее тоже имеется опыт работы в ресторане. А ведь многие звезды тщательно скрывают подобные факты своей биографии.
- Это жизнь, чего скрывать? Да, если на этом этапе остановиться и не пойти дальше - беда. Но в каком-то определенном возрасте пройти такую школу профессионализма очень полезно. Работая в ресторане, ты не можешь заранее отрепетировать программу от и до, нужно быстро реагировать, хорошо знать репертуар. Как говорят ресторанные музыканты: "Играем в любых тональностях для всех национальностей".
- Помните названия заведений, с которых начинался ваш творческий путь?
- В Кировограде, пока я был студентом музучилища, играл в ресторане гостиницы "Киев". А в Николаеве, вместе с Серовым, мы работали в "Каравелле" на улице Советской, в самом центре города.
- Наверное, дикие деньги зарабатывали?
- По тем временам да.
- Как тратили?
- Помогал родителям, сестре.
"В 1988-М ЛЕОНОВ ВЫИГРАЛ 75 ДОЛЛАРОВ В КАЗИНО, А Я - 700"
- По окончании института ваш тандем с Серовым на время распался?
- Мы разъехались. Сашу пригласили в Тернопольскую филармонию, я отправился в Ленинград. Встретил там девушку Лену, влюбился и уже на третьем свидании предложил ей руку и сердце. Было это в сквере, как раз напротив Исаакиевского собора...
Будучи уже женатым, я никак не мог найти работу в Ленинграде. И, как только появилась возможность устроиться в московский концертный оркестр "Панорама", мы не раздумывая подались в столицу. Довольно долго без прописки скитались по углам. Потом Лена обменяла свою ленинградскую квартиру на московскую, но к этому времени мы уже разводились.
- Полюбили другую женщину?
- Все произошло как раз наоборот. Лена ушла к другому мужчине. В результате я опять остался без жилья.
- Я знаю, что решить жилищный вопрос вам помог Евгений Павлович Леонов, с которым вы долгое время работали в качестве аккомпаниатора.
- Да, в те дни, когда не было спектаклей в "Ленкоме", Евгений Павлович выезжал на встречи со зрителями, на концерты. Это давало возможность заработать денег и называлось халтурами. Несколько раз, пока шла программа, он покидал сцену, чтобы передохнуть, а я заполнял паузы. Играл мелодии из кинофильмов и что-нибудь свое.
Со временем отношение Евгения Павловича ко мне переросло во что-то отеческое. Он теплый мужик был. Каждый раз, когда мы возвращались из поездки, предлагал: "Давай я Сухорадо позвоню, тебе дадут студию, запишешь песни". Валерий Сухорадо тогда был генеральным директором фирмы "Мелодия". Я отказывался: "Палыч, да не надо, все само собой придет". Но первое жилье в Москве он мне выбил.
Это была комната в коммунальной квартире на Речном вокзале. С одной соседкой - 80-летней Татьяной Корнеевной. Позже, когда в Москву приехал Серов и мы снова пересеклись, он за 25 рублей в месяц снял комнату в той же квартире. Между прочим, старушка умерла у Сашки на руках.
- Образ Евгения Леонова на экране, в популярных кинокомедиях, и в жизни очень отличался. Судя по его автобиографическим книгам "Письма сыну", "Жизнь и роли" он был очень требовательным к себе и окружающим.
- Знаете, на нас это не отражалось. Я часто бывал у него в гостях, помню Евгения Павловича веселым, радушным и даже немного авантюрным. Он очень любил сына Андрюшу. Тот как-то привел в дом дворнягу - страшненькую, вредную, так это была самая любимая собака, практически член семьи.
Нам с Серовым удавалось погреться в лучах славы Евгения Павловича. Тогда все магазины были полупустыми, дефициты находились на обкомовских базах. Время от времени он командовал: "Поехали брать базу!". Мы заходили туда. Местные работники не очень-то спешили расставаться с дефицитами. Для начала спрашивали: "Что вам надо?". Он говорил: "Мне ничего не надо". Это уже вызывало шок. Его пытались заинтересовать: "Вот, может, дубленка?". Он: "Нет, не надо...". В результате Палыч пять их выносил.
С любимой женой Олей и младшей дочерью Сашей |
Году в 88-м мы с ним и с Игорем Николаевым были в Америке и впервые посетили казино. Евгений Павлович с ходу выиграл 75 долларов. Сколько было переживаний по этому поводу! Мы перепугались за его сердце. Потом он благополучно все проиграл. Николаев тоже, а я выиграл 500 или 700 долларов и среди ночи устроил банкет в одном из ресторанов Атлантик-Сити.
Под Новый год мы оказались в Лос-Анджелесе, разыскали там домик Чарли Чаплина. Когда по русскому времени было 12 ночи, мы сели у этого домика с видом на океан, заказали бутылку хорошего шампанского и втроем отметили праздник.
"ЕСЛИ В КАРМАНЕ ОСТАВАЛОСЬ 40 КОПЕЕК, Я ВСЕ РАВНО САДИЛСЯ В ТАКСИ"
- Наверняка вы большой специалист по борьбе с неудачами.
- Конечно. У меня таких периодов было очень много. Но если в кармане оставалось 40 копеек, я все равно садился в такси. Когда счетчик показывал эту сумму, говорил: "Стоп, я приехал". Случались психологические провалы, когда я ничего не мог написать. Один из таких тяжелейших периодов начался с тупика в творчестве, а закончился 12-часовой операцией на поджелудочной железе. Это произошло в 2000-м. Весь год до этого я переживал депрессию, внутреннюю подавленность.
- Тогда же, в 2000-м, мы узнали более сдержанного Игоря Крутого. Вы стали обходиться без слов...
- Я столько критики получил в свой адрес! И чаще всего меня обвиняли не столько в музыке, сколько в поэзии. Но я не пишу стихов. Так что назло врагам сел и создал инструментальный альбом "Без слов". Такая музыка меня всегда привлекала. И могу сказать, что вошел во вкус. Недавно состоялся релиз диска "Без слов-2", а сейчас у меня в работе саунд-треки к двум художественным фильмам.
- В отличие от первого инструментального альбома "Без слов-2" имеет довольно красноречивые названия композиций: "Cherchez La Femme", "Этот мир любит победителей"...
- Там есть еще и другое название - "Я скучаю по тебе, даже когда сплю". Когда Рональду Рейгану сообщили его диагноз - болезнь Альцгеймера, он, пока еще был в сознании, написал два письма. Нации и жене. Письмо, адресованное Ненси, начиналось именно с этих слов: "Я скучаю по тебе, даже когда сплю". Такие оголенные нервы. И я написал композицию, посвященную обреченному 93-летнему человеку, который продолжает любить.
- Игорь Яковлевич, как вы думаете, деньги вас не испортили?
- Думаю, нет. Хотя испытание сытостью более серьезное, чем испытание голодом. У меня появилась возможность ездить на более дорогих машинах, записываться в хороших студиях, отдыхать с семьей на Западе. Но это не значит, что теперь я поссорился с мозгами и улетел в "Звездный городок". Еще я убедился в том, что в нашей профессии нельзя быть успокоенным. Если каждое произведение оценивать как шедевр, закончится тем, что только ты его будешь так воспринимать. У меня постоянный комплекс по поводу написанного: а может, это не то, а может, это смешно...
- Кто ваши первые слушатели?
- Иногда жена, иногда дочь.
- Они - строгие критики?
- Им-то врать какой смысл? Начинают с отрицаловки.
- Родные и близкие могут похвастаться песнями, написанными в их честь?
- У меня много таких песен. Скажем, "Я люблю тебя до слез" была написана в тот момент, когда только-только начинался наш роман с Олей. Я отдал музыку Николаеву. И что интересно, Игорь ничего не знал о наших отношениях. Он так почувствовал. Не было установки: "Напиши о бешеной любви, от которой я плачу". Позже он таким же невероятным образом почувствовал "Мой друг". Первым приехал проведать меня после операции, и я, еще весь в трубочках, дополз до рояля, чтобы наиграть мелодию. Через две недели Николаев принес стихи.
Ольга, Виктория, Игорь и Николай Крутые |
- Ваш второй брак стал интернациональным. И вот уже 10 лет у вас два дома - русский и американский. Какими качествами должна обладать женщина и что такое есть в вашей супруге, ради чего можно к ней стремиться на другой край света?
- У нас уже все настолько общее. Она - часть меня, моя кровь, мать моих детей. Оля мысленно со мной разговаривает, а я с ней, когда мы в разных странах. Может, за счет того, что мы часто бываем в разлуке, нам удается сохранить отношения. Если бы каждый день виделись, наверное, уже надоели бы друг другу. А так встречи-проводы, существует какая-то острота.
"Я, РАЗДЕВАЯСЬ, СПРОСИЛ: "ВЫЙДЕШЬ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ?". ОНА, РАЗДЕВАЯСЬ, СКАЗАЛА: "ДА"
- В тот момент, когда вы познакомились, было чувство, что это судьба?
- Сначала я ее просто запомнил, хотя видел мельком. А несколько лет спустя "Песня года" снова приехала в Америку, и мы оказались в одной компании.
- Как развивались отношения?
- Да все просто. Я, раздеваясь, спросил: "Выйдешь за меня замуж?" Она, раздеваясь, сказала: "Да".
- В одном интервью вы признались: "Мне нравятся умные женщины, хоть с этим и связаны определенные проблемы". Какие, если не секрет?
- Проблема в том, что нужно соответствовать.
- А стукнуть кулаком по столу: "Как сказал, так и будет!"
- Да не бывает у нас такого. Возможно, это и плохо. В семье, где каждый день ссорятся, потом мирятся, потом любятся, накал страстей становится нормой. А если в доме тишь да гладь, заметна любая размолвка. И каждая может обернуться трагедией.
- Будучи состоятельным человеком, вы позволяете жене делать какую-либо работу по дому?
- Она сама все делает по дому. Оля очень вкусно готовит - борщ, например.
- Это она ради вас научилась?
- Нет, на момент нашего знакомства уже умела. Можно сказать спасибо теще.
- Где вы по-настоящему чувствуете себя дома - в Америке или в России?
- Да я в Америке почти не бываю! Прошлый год не в счет, потому что Оля рожала там и мы практически не расставались. Но я русский гражданин и все время провожу либо на гастролях, либо в Москве. Это я прячусь просто. На студии, дома, в "АРСе". Если я буду отвечать на все звонки, мне некогда будет работать.
Январь - мой единственный месяц в Америке. Мы с женой пятый год подряд отправляемся во Флориду, на остров Фишер Айленд, чтобы встречать Новый год. В остальное время Оля ездит ко мне. Мы договорились дольше чем на месяц не разлучаться.
- Вы производите впечатление очень спокойного человека.
- Я не очень спокойный человек, бывают всплески. Недавно смотрел рабочий материал фильма к моему юбилею. Там было интервью со старшей дочкой. Она поделилась: "Папа может так крикнуть! А может т-а-ак спокойно сказать...".
- Что же должен натворить бедный ребенок, чтобы прочувствовать всю полноту вашего гнева?
- По-разному случается. Например, жена накрутит: "Скажи ей что-нибудь!". Я молчал-молчал, потом как вылетел из ботинок! Чего я вылетел? Сам не знаю.
- Контролируете круг общения дочери?
- Как любой отец. Я и за сыном следил, пока он учился в вузе. Неподалеку всегда есть люди, которые мне тихонько сообщают об их поведении. Больше всего меня беспокоит вопрос наркомании. На горьком опыте некоторых знакомых я убедился, что можно упустить момент, после чего уже ничем не поможешь. Слава Богу, нашей семьи эта проблема не коснулась.
- Вы видите своих детей на сцене?
- У Вики есть какие-то способности, но не хватает трудолюбия. Ей кажется, карьера певицы - это только автографы и куча поклонников.
- Известно, что она принимала участие в конкурсе "Утренняя звезда" и вылетела с первого тура. Отец-продюсер так и не вмешался. Не жалеете, может, к этому времени Вика стала бы уже популярной артисткой?
- У меня не было права вмешиваться. Я присутствовал на репетиции и видел там ребят интереснее и профессиональнее моей дочери. Мне удалось хорошенько запутать ситуацию.
Она выступала без фамилии, просто Виктория, как бы представляющая США. В жюри присутствовал Кобзон, ему я тоже ничего не сказал. Как известно, у Иосифа Давыдовича свое отношение к Америке - в том плане, что он не может туда въехать. Поэтому Вика не дошла даже до полуфинала.
Когда же он увидел дочку рядом со мной, страшно расстроился, предложил: "Давай будем как-то переигрывать". Спустя какое-то время Володя Спиваков рассказывал мне: "Я летел с Кобзоном, он так переживает!". Но в околомузыкальных кругах Вика получила больше популярности от проигрыша, чем от выигрыша. Юра Николаев пригласил ее потом как гостью на программу "Утренняя звезда".
- Имеются ли уже сейчас соображения по поводу звездного будущего Сашеньки Крутой?
- Она симпатюля, в ней обаяние есть. Мне кажется, у нее высокое небо, и это может перерасти в способности... Видите, как вышло: мне 50 лет, а младшей дочке - годик. Надеюсь, у меня хватит времени направить ее в жизни. Вообще, рождение Сашеньки очень сильно повлияло на мои ощущения. Я не чувствую полтинника. Максимум - 38.
- Процесс омоложения явно распространился и на вашу профессиональную деятельность. По всему СНГ сейчас гремит проект "Фабрика звезд-4", который вы настолько успешно продюсировали, что он был признан самым успешным из всех существующих "Фабрик". Что вам дает работа с начинающими?
- Ну, если мужчина в возрасте живет с юной девушкой, он же омолаживается, правда? Потом, может быть, у меня есть какие-то шкурные интересы. "АРС" устраивает множество концертов и шоу. Но, получается, что от мероприятия к мероприятию звучит очень мало имен.
Все заморозилось на десятке звезд, которые дают рейтинг в телеэфире. Мне выгодно, чтобы качественных имен было больше. Хиты Иры Дубцовой, Алексы, Юры Титова, "Банды", Алексея Зацепина были раскручены еще до того, как закончилась "Фабрика". Сейчас их гастроли расписаны до конца года и на каждом концерте аншлаг. Могу сказать, что я доволен этим экспериментом.
- Третий год подряд компания "АРС" проводит конкурс молодых исполнителей "Новая волна" в Юрмале. И хотя наши конкурсанты участвуют в нем пока слабо, нынешний концерт открытия был довольно показательным. Несмотря на обилие российских звезд, финальными стали выступления Софии Ротару и Верки Сердючки. То есть такой украинский финал получился. Это "новая волна" в российском шоу-бизнесе?
- Это не новая волна. На сегодняшний день есть три гастролера из Украины, имена которых в нашем шоу-бизнесе, мягко говоря, очень заметны: "ВИА Гра", Верка Сердючка и София Ротару.
- Как российского продюсера вас это не беспокоит?
- Меня это радует. Появляется возможность украсить концерт не только 10-ю именами. Хотя эти три исполнителя уже входят в дающую рейтинг десятку.
- Игорь Яковлевич, но ведь они же деньги из России вывозят.
- Ну и на здоровье. Если брать СНГ, то именно в России самый мощный музыкальный рынок. Где им еще гастролировать? Лайма, например, в основном концертирует по России, так же и Соня, "ВИА Гра", Сердючка.
- А вы знаете, что в Украине Андрея Данилко не так тепло принимают, как у вас. Организуют целые телепрограммы на тему: "Он искажает образ украинца".
- Маразм. Для всей русскоязычной аудитории Андрюша давно стал знаковым актером. И не на один-два дня. У меня ощущение, что надолго. Пройдет какое-то время, и поймут.
- Вы создаете песни не только как композитор, но и как продюсер. Я имею в виду проект "Песня года". Ведь благодаря именно вашим усилиям "Песне" на телевидении не сказали до свидания.
- Этому проекту 33 года. Из них 12 лет управлением "Песней" занимается компания "АРС". Это единственная телепрограмма, в которой народ может увидеть создателей популярных песен. Исполняется хит, на сцену выходят авторы, получают дипломы, и сразу ясно: песню написали тот-то и тот-то. Она имеет такой же статус, как и "Новогодний огонек". Когда эту программу закрыли и на смену ей как бы пришел "Хит-парад "Останкино", функции "Песни года" перестали выполняться.
"ПЫТАЮТСЯ НАРИСОВАТЬ, КАК КРУТОЙ ХОДИТ С ТАРЕЛКОЙ ОТ ЛЕОНТЬЕВА К ПУГАЧЕВОЙ С ПРОСЬБОЙ: "ДАЙТЕ ДЕНЕГ"
- Ни одно хорошее дело не остается безнаказанным. И, что касается "Песни года", вы получили по полной программе. В прессе вас постоянно обвиняют: эфиры платные, финальный концерт полон бабочек-однодневок, настоящие артисты обижены. Как реагируете на это?
- Сейчас это слышать очень больно. Пять-шесть лет назад исполнители действительно делились с программой своими спонсорами. Знаете, как проходили съемки "Песни года" до того, как за нее взялся "АРС"? Ставилось несколько камер в Концертной студии "Останкино", и все, погнали!
Мы же вывели концерты в Кремль, сделали серьезный продакшн, на это средств не хватало. Финал еще как-то оправдывался, за счет продажи билетов. А вот зональные выпуски были убыточными. Сегодня за эфир уже никто не платит. Но я по инерции продолжаю получать по голове.
Многие артисты, у которых на протяжении года не появилось ни одного хита, прикрываются такими отговорками. Это унизительно. В принципе, я довольно обеспеченный человек. А журналисты пытаются нарисовать, что Крутой берет тарелку и ходит от Леонтьева к Пугачевой с просьбой: "Дайте мне денег".
- Раз уж прозвучало заветное для российской эстрады имя, хотелось бы коснуться ваших, порой непростых, взаимоотношений с Примадонной. Поначалу средства массовой информации облетела добрая рассказка о том, как после американских гастролей дружная компания в составе Пугачевой, Киркорова, Николаева, Королевой и четы Крутых отдыхала в Майами. Говорят, Алла Борисовна собственноручно готовила для всех завтраки. Но идиллия сменилась чуть не войной, и на протяжении пяти лет вы практически не общались...
- Войны не было. Были симпатии-антипатии. Алла Борисовна - великая певица. Наша страна не совсем оценила ее талант. Она - номер один, а второе и третье место пьедестала пусты. Артист ее уровня на Западе обеспечен на всю оставшуюся жизнь. В ней есть эта неудовлетворенность.
И потом все-таки для любой женщины огромное испытание - годы. Но с моей стороны всегда были только уважение и творческие радости. Я их испытывал, когда мы работали в студии. Для любого автора большая честь, если твою песню берет Пугачева. Это по-прежнему очень престижно. Я хочу ей пожелать материального достатка и удачи в немузыкальных проектах. Потому что в музыке она добилась всего, а вот с бизнесом у Аллы Борисовны пока не складывается.
- Сегодня вы руководите телеканалом, радиостанцией, рекординговой компанией, международным конкурсом. Ваше влияние распространяется на десятки телевизионных шоу-бизнесовых проектов. Вряд ли это добавляет Игорю Крутому симпатий со стороны коллег.
- Если бы я что-нибудь из этого украл, подобная реакция была бы справедливой. Но, скажем, покупка "Муз ТВ" началась для меня с похода в "МДМ-банк". Я взял кредит и приобрел канал. Только потом все поняли: это они должны были купить "Муз ТВ", а Крутой просто развел кого-то на деньги!
То же самое было и с радиостанцией. На конкурсе в Министерстве печати России мы выиграли частоту, вложили средства в ее расширение, придумали формат "Love-радио". После этого выяснилось, что я все-таки сволочь: не напрягаясь, создал успешную радиостанцию.
У нас такая страна - не получает по голове тот, кто ничего не делает. В той же Америке культивируется уважение к успешным людям, которые умеют зарабатывать деньги. Школьникам показывают портрет Трампа и говорят: "Дети, если вы будете хорошо учиться, станете такими, как Трамп". А благодаря перу ваших собратьев получается, что я такой везучий, все упало на меня в этой жизни с неба. Никто не знает, сколько я отпахал бессонными ночами. А если бы я взял кредит в 25 миллионов долларов, приобрел телеканал и он не пошел, все бы радовались: "Крутой - лох, взял кредит и прогорел".
- "АРС" все чаще и чаще называют империей. Чувствуете себя императором?
- Пока нет, но все к тому идет.