Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ. «Машина с евреями»
(Продолжение. Начало в №№ 10, 11, 12 )
«Я САДИЛСЯ ЗА ФОРТЕПИАНО, МАКАР РЯДОМ, БЫСТРЕНЬКО ГОТОВИЛИ С ДЕСЯТОК ПЕСЕН - И ТЫСЯЧА БЫЛА В КАРМАНЕ»
Питерская поездка запомнилась мне еще и тем, что между пьянками и концертами мне приходилось еще заниматься музыкально-просветительской деятельностью. Ваник Мелик-Пашаев в то время нарыл замечательную возможность улучшить наше благосостояние путем продажи местным филармониям песен «Машины времени». Каждая филармония имела средства для покупки репертуара. Этим мы и воспользовались. Ваник сообщил, что можно получить по 100 рублей за песню, но нужны клавиры.
Нотной грамотой, кроме меня, никто не владел, так что я был усажен за стол с нотными листами и как проклятый писал эти бумажки. Это сейчас все просто - наиграл на компьютере мелодию, он тебе все и распечатал, а тогда был грубый ручной труд, да еще с жуткого похмелья. 10 штук за ночь приносили нам по тысяче рублей, что было «хорошей прибавкой к пенсии». После Питера мы продолжили такую практику, но только в пятом или шестом городе выяснили, что песни, оказывается, можно продавать только один раз. А мы уже осчастливили аж пять филармоний!
Конечно, поначалу мы сильно расстроились, ведь «живые» деньги буквально уходили из рук. Срочно был созван «военный совет», который постановил практику продолжить, но в целях соблюдения социалистической законности исключительно путем ударного сочинения новых произведений.
Делалось это так: я садился за фортепиано, Макар - рядом, я придумывал какую-нибудь мелодию с припевом, он сочинял стихи. Мы быстренько готовили с десяток песен - и тысяча была в кармане. Думаю, что таким образом было сработано не менее сотни песен Подгородецкого - Макаревича. Правда, все они, думаю, ни разу не исполнялись публично.
Естественно, все эти песни клались куда-то в стол, и о них забывали на следующий день, но, скажу я вам, было бы очень любопытно послушать их сейчас. Думаю, в архивах местных филармоний, где, как правило, ничего не выбрасывают, многие потенциальные хиты сохранились до сих пор. Во всяком случае, уже через много лет после этого я вспомнил одну довольно удачную мелодию и то, что каждый куплет в песне начинался со слова «бывало». Рита Пушкина написала мне стихи, и получилось симпатичное танго. Я даже выпустил его в своем сольном магнитоальбоме в 1988 году.
Надо сказать, что и при советской власти артистам удавалось зарабатывать приличные деньги. Способов дополнительного заработка было достаточно много, но главным являлось сочинение хитов. Всенародно исполняемые песни приносили их создателям весьма нехилые дивиденды.
Дело в том, что любой ансамбль, исполнявший ту или иную песню публично, не важно, в концертном зале или ресторане, за эту песню платил. Она, соответственно, была внесена в «рапортичку», которая сдавалась в агентство по авторским правам. Туда же шли и деньги, вычитавшиеся из зарплаты музыкантов. А уж агентство переводило их авторам.
Не люблю считать деньги в чужих карманах, но скажу, что Макаревич в начале 80-х зарабатывал гигантские по тем временам суммы. К примеру, я получал авторские всего-то за музыку «Ах, что за луна!» и часть музыки «Поворота» и «Скачек». Составляло это порядка 1200-1500 рублей в месяц. В случае Макаревича эту цифру можно было смело умножать на 10, 20 или 50 - в зависимости от того, насколько популярны были в то время наши песни. Но и мы не жаловались, поскольку от концертной деятельности получали примерно по тысяче в месяц. И все это в те времена, когда порядок обычных зарплат был 150-200 рублей, 300-500 получали профессора или главные инженеры крупных заводов, а 500-600 - академики и хоккеисты сборной СССР.
Получаемых нами денег хватало на многие удовольствия. Мы могли покупать себе практически любые вещи: нормальную одежду, аппаратуру, даже отечественные автомобили. Для современного поколения видимо, покажется идиотизмом, что имеющий деньги человек должен был еще приложить массу усилий, чтобы их потратить. Просто пойти в магазин и купить все, что хочется, не удавалось.
Прилавки были заполнены обувью, на вешалках висела одежда, но носить все это было невозможно. Во всяком случае, нам, продвинутым музыкантам. Поэтому мы контактировали с фарцовщиками или покупали так называемые «чеки Внешпосылторга», чтобы по ним отовариться в магазинах «Березка». Даже богатенький Макаревич года до 83-го заказывал себе штаны, особенно белые, у нашего художника по свету Саши Заборовского, который в свободное время подрабатывал шитьем.
«ПРОПИТЬ ДВЕ-ТРИ ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ БЫЛО НЕРЕАЛЬНО»
Просто пропить две-три тысячи рублей в месяц было нереально. Мы постоянно сидели в ресторанах и барах, но деньги все равно не кончались. Самым любимым «дневным» местом для нас был ресторан «Пекин». В то время это заведение предлагало адаптированную под российские желудки северокитайскую кухню, многие блюда из которой до сих пор вспоминаются нами с ностальгией. Обычное меню того времени - маринованная капуста, утиные яйца сунхуа с имбирем, кунжутным маслом и соевым соусом, кисло-сладкая свинина (нарезка нежнейшего мяса в густом кисло-сладком соусе), пельмени (с фаршем из свинины, креветок, курицы и капусты) и вырезка в тесте, в просторечии именовавшаяся «кусочки».
![]() |
![]() |
| В «эпоху «Поворота» гремел московский Дом туриста, а точнее, варьете на 33-м этаже, где выступали начинающие артисты, а также официально признанные и непризнанные звезды. Играли там и Владимир Кузьмин с Александром Барыкиным (справа), а Дому туриста Макаревич посвятил свое знаменитое «Ах, варьете, варьете...» |
Обычно к этому бралась бутылка водки или, чтобы выпендриться, скажем, перед девушкой, бутылка китайского вина «Тунхуа». Самое интересное, что стоило все это великолепие примерно семь-восемь рублей на человека, а порции были весьма солидными. Потом, с течением времени, порции стали уменьшаться, а стоимость - расти. Так продолжалось до 1985 года, когда «Пекин» закрыли на реконструкцию.
Через полтора года там уже царило СП «Пекин в Москве» с новыми блюдами, ценами, выросшими в несколько раз, и отсутствием многих любимых нами продуктов. Последние еще сохранялись на втором этаже в так называемом «европейском зале», но к середине 90-х прежний «Пекин» окончательно испортился. А жаль.
Другим общим рестораном был ресторан «Узбекистан», или просто «Узбечка», на Неглинке. Там тоже было довольно дешево, но очень вкусно. Мы вообще любили узбекскую кухню и при случае не отказывались ее отведать. Зачастую, прилетая в Москву с гастролей, мы вместе с коллегами - ансамблем «Сувенир» прямо из аэропорта двигались в «Узбечку». С сумками, баулами, инструментами и прочим скарбом. Все это оставлялось в гардеробе, а мы погружались в мир восточного гостеприимства и настоящей экзотической кухни. Бывало, что сидели и квасили там до вечера, а уж потом разъезжались по домам.
Любимых нашей группой баров было тоже два: «Охотник» на Тверской и «У Никитских ворот» напротив ТАСС. Основным достоинством последнего было постоянное наличие импортных напитков: виски, рома, мартини и пр. Закуска была элементарной: говядина на гриле и рулет с брусникой. Ходили туда, в принципе, не есть и даже не пить, а общаться. Там все время появлялись одни и те же люди, все друг друга знали, а бдительные швейцары следили за тем, чтобы посторонних не было. Это было своего рода прообразом закрытого клуба, где собирались музыканты, артисты, дети и внуки известных чиновников, спортсмены. Круг общения был постоянным и достаточно интересным.
Бар «Охотник» находился на улице Горького прямо напротив дома, где жила Пугачева. Иногда она, одетая по-домашнему, под ругань водителей перебегала через забитую машинами проезжую часть и садилась в баре выпить чашечку кофе. Мы, бывало, просиживали там по нескольку часов, особенно Саша Кутиков. Пили коньяк или виски, ели бутерброды с икрой. Если хотелось пообедать, то шли или в «Пекин», или в кафе рядом с баром, где любили бывать хоккеисты ЦСКА, пловцы из сборной СССР и прочие известные люди.
А еще в те времена гремел Центральный дом туриста, вернее, варьете, расположенное на 33 этаже. Там играли Кузьмин с Барыкиным, затем Лешка Белов (Байт), пели Людка Барыкина и Оксанка, которой, кстати, Макаревич посвятил песню «Варьете».
В различных загородных ресторанах мы бывали реже, например, в Салтыковке (ресторан «Русь»), в Голицыно («Иверия») или Софрино («Сказка»). Все это я говорю к тому, что на самом деле и количество мест, где мы могли хорошо оттянуться, было не беспредельным. Как правило, в остальных не устраивала основная масса публики. По разным причинам, прежде всего, конечно, из-за навязчивости подвыпивших завсегдатаев, вдруг узнававших в лицо популярных артистов.
«В ВОЛГОГРАДСКОЙ ГОСТИНИЦЕ НАС ЖДАЛИ ВКЛЮЧЕННЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ, В КОТОРЫХ СТОЯЛО ПО ОГРОМНОЙ МИСКЕ ЧЕРНОЙ ИКРЫ И ПО АРБУЗУ С ВЫРЕЗАННОЙ СЕРЕДИНОЙ, КУДА БЫЛА ЗАЛИТА СМЕСЬ ВОДКИ, КОНЬЯКА И ШАМПАНСКОГО»
В 80-е годы нам часто «организовывали баньку». Но в отличие от времен нынешних, когда слово «сауна» стало синонимом публичного дома, тогда в баню ходили за тем, чтобы попариться и выпить, а также пообщаться в дружеской компании. Бани были во многих местах: в гостиницах, во дворцах спорта, просто о них знало очень ограниченное количество людей. Обычно это была неприметная дверь где-то в подвале, за которой скрывалось (в зависимости от вкусов и состоятельности хозяев) либо дворцовое великолепие, либо просто уют и отдохновение.
В настоящую русскую баню мы попадали нечасто. Как-то в Сибири нас вывезли в тайгу, где у какого-то мужика, профессионального костоправа, была мини-гостиница с настоящей русской парной. Сначала он распарил нас, а потом отправил на массажный стол. Скажу вам честно, как любитель массажа, такого со мной не делали нигде - ни в Таиланде, ни в суперсовременных фитнес-клубах. Создавалось впечатление, что каждый сустав сначала вывихивался, а потом почему-то совершенно безболезненно ставился на место.
![]() |
| Поэтесса Маргарита Пушкина, 80-е. «Через много лет я вспомнил одну свою довольно удачную мелодию, Рита Пушкина написала мне стихи, и получилось симпатичное танго. Я даже выпустил его в своем сольном магнитоальбоме» |
Почти двухмесячная южная поездка 1980 года (без заезда в столицу) была отмечена целым рядом интересных событий. Некоторые из них наводили на любопытные размышления, как, например, случай с рестораном «Кабардинка». Несмотря на «застой», на юге в то время появлялись практически частные рестораны, которые в лучшую сторону отличались от обычных заведений общепита как ассортиментом блюд, так и обслуживанием.
Одним из таких кабаков, гремевших по всему Черноморскому побережью, была «Кабардинка», находившаяся на полпути между Геленджиком и Краснодаром.
В общем, прознав о том, что в их краях оказалась «Машина времени», хозяева, естественно, пригласили нас в гости. Там даже как-то не обуславливалось, что мы что-то будем петь, просто посидеть - покушать - вина попить. Как сейчас помню, больше всего меня поразили музыканты, игравшие в ресторане. Это были профессионалы высшего класса.
Они пели наши песни, но пели так, что нам даже после ежедневных многочасовых репетиций не удалось бы этого сделать. Удивительное четырехголосье с небесными красотами звука! Когда мы вошли в зал, они грянули «Поворот», разложенный на несколько голосов.
Надо было видеть вытянувшиеся лица Макаревича и Кутикова! Они поняли, что на сцену сегодня выходить им просто не нужно. Так и сидели мы весь вечер, грустно выпивали, утешая себя тем, что такое пение все равно вторично, что сочинили эти песни мы, популярными их сделали тоже мы, а значит, мы - главные в этом деле. Но осадок, как говорится, остался...
Потом мы переехали в Сочи, где выступали в концертном зале «Фестивальный», а жили в «Жемчужине». С этим отелем самые неприятные воспоминания были связаны у Валерки Ефремова.
В ресторане с кодовым названием «Бункер», находившемся, понятное дело, в подвале, он подцепил молоденькую официантку, а вместе с ней и банальный триппер. Кстати, когда мы, как заботливые товарищи, спросили его после соития, использовал ли он презерватив, он ответил вопросом на вопрос: «А зачем?»...
В данном случае подразумевалось, что секс с работницей общепита должен, по определению, быть абсолютно безопасным. Эта категория работников примерно раз в три месяца проверялась у врачей, в том числе и венерологов, на предмет соответствующих заболеваний, и им выдавались так называемые медицинские книжки. Валерка настолько уверовал в незыблемость системы, что допустил неосторожность, за что и поплатился. Думаю, с тех пор он предохраняется регулярно.
Запомнилась и более веселая история, начавшаяся там же в Сочи. Там на пляже мы познакомились с двумя девочками из Волгограда, куда мы должны были приехать приблизительно через месяц. Оказались они дочками местных руководителей и от встречи с «Машиной времени» получили самые приятные впечатления.
Во всяком случае, уезжали домой со слезами на глазах и обещали нам в Волгограде замечательную встречу. Что такое культурная программа по-волгоградски, мы поняли, приехав в гостиницу. Обычно было известно, в каком отеле мы будем жить. В Ростове это была гостиница «Ростов», в Питере - «Прибалтийская», в Ярославле - «Юбилейная».
В наших номерах в волгоградской гостинице нас ждали включенные холодильники, в которых стояло по огромному арбузу с вырезанной серединой. В освободившееся пространство была залита смесь водки, коньяка и шампанского. А помимо крюшона, стояла еще и огромная миска с черной икрой. Так что Волгоград прошел под арбузно-икорными знаменами.
Находясь в Волгограде, выпивая крюшон и объедаясь черной икрой, мы даже не подозревали о том, что в Москве происходит громкий скандал, связанный с нашей группой. Дело в том, что неожиданно для всех в столице появились афиши с информацией, что «Машина времени» будет выступать в Театре эстрады. По тем временам это была одна из самых престижных, если не самая престижная площадка, и выступление там значило официальное признание.
Начали продаваться билеты, которые исчезли из касс в первый же день продажи и продавались с рук по 50-100 рублей в течение всего времени, остававшегося до концерта. Каково же было удивление и негодование публики, когда в кассах Театра эстрады вывесили объявление о том, что вместо «Машины» будет выступать ансамбль «Добры молодцы», а билеты действительны. Говорят, что возмущенная толпа устроила несанкционированный митинг у Росконцерта, который, однако, ничем конструктивным не закончился.
Потом ходило множество слухов относительно того, почему концерт все-таки не состоялся. Говорили о каких-то указаниях из ЦК КПСС, о запрете со стороны Министерства культуры. Другая версия - администрация просто испугалась, что здание разнесут поклонники, не попавшие на концерт, благо такие прецеденты уже были. Но, скорее всего, это изначально было хорошо продуманной аферой кого-то из администраторов.
На подобное указывают следующие позиции: во-первых, сама «Машина времени» о концерте не знала и его не планировала, работая в то время в Волгограде, во-вторых, в кассах Театра эстрады была продана всего пара сотен билетов, а остальные передавались перекупщикам, причем навар составлял от 40 до 90 рублей за билет. Если умножить эту цифру на количество мест в зале, то получается очень приличная сумма в 80-100 тысяч рублей. Из-за них, думаю, и было устроено шоу.
Этот концерт не состоялся, зато в новогоднем «Голубом огоньке» появилась наша новая песня «Скачки», написанная, как я уже упоминал, тоже с моим участием. После появления на ТВ наша популярность стала расти еще больше, росли и авторские вознаграждения. Мы начали реально отнимать хлеб у спаянной когорты «советских композиторов», которые много лет использовали данную «кормушку».
Именно поэтому в прессе замелькали злобные опусы, апофеозом которых стали статьи в «Комсомольской правде» и «Литературной России», вышедшие весной 1981 года. В то время нам сильно помог Алексеич (журналист и бывший хоккеист Алексей Богомолов. - Прим. ред.), который, хотя и не имел рычагов влияния в «Комсомолке», «Литроссию» «загасил» полностью, да так, что им пришлось извиняться за своего автора - какого-то малоизвестного поэта.
(Продолжение в следующем номере)




Герой Советского Союза, летчик-космонавт, глава администрации Звездного городка, основатель первой в мире космической династии Александр ВОЛКОВ: «Я решил быть космонавтом в день полета Гагарина. Родители отговаривали, предупреждали, что в будущем не смогу стать отцом...»
Народная артистка России Ольга АРОСЕВА: «Ты можешь почитать нам стихи Анны Андреевны?» — спросила Раневская, представив меня Ахматовой. Я встала в позу и начала читать есенинское: «Ты жива еще, моя старушка?»
Шоумен Леонид Якубович разбил автомобиль посла Бельгии
Актриса Оксана Акиньшина вернулась к мужу
Бари Алибасов отсудил у интернет-издания 37 тысяч долларов за «отморозка из Чуркистана»
Михаил Горбачев выдал замуж младшую внучку
Беременная во второй раз 45-летняя Моника Беллуччи снялась в откровенной фотосессии
46-летняя балерина Илзе Лиепа впервые стала мамой
Известный британский рокер Пит Доэрти арестован по подозрению в убийстве
Свобода выбора не делает нас свободнее
Олимпийская чемпионка по фехтованию на саблях Ольга ХАРЛАН: «После нашей фотосессии в мужском журнале нам говорили, что мы осквернили олимпийские медали»
Играйте, только пойте!
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ. «Машина с евреями»
Вахтанг КИКАБИДЗЕ: «Я лишился куска хлеба, стал безработным, но ни о чем не жалею — это мой долг перед Родиной»
Валерий МЕЛАДЗЕ: «Мело» по-грузински значит «лиса», так что графьев у нас в роду не было. Да нам и не надо!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги