Попади в десятку!
Кроме содействия в составлении бюджетов и прокладывании космических трасс, цифрам приписывают еще множество функций. Существует древняя наука нумерология, исследующая магические особенности чисел. Но даже вне всяких наук у каждого из нас бывают привычки и предрассудки, связанные с числами. Более двух с половиной тысяч лет назад великий греческий математик и философ Пифагор, например, считал десятку символом совершенства. Задолго до него в Египте были 10-дневные недели, а через много лет после древности в стране Советов делали попытку перейти на декадники вместо привычных семидневных недель, чтобы пролетарии не расслаблялись.
Чуть раньше, когда советская власть еще боролась за свое существование, один из ее создателей, Лев Троцкий, наладил расстрелы каждого десятого заложника или пленного для наведения революционного порядка на завоеванных территориях. Помогало. В 1927 году, на десятую годовщину октябрьского переворота, событие торжественно переименовали в Октябрьскую революцию. Запомнилось.
В последнее время часто приходится встречаться с многозначной десяткой, хоть десятилетка у меня давно позади, внуку скоро исполняется 10, и я не бываю в тире, где десятка в центре мишени. Дней 10 назад я узнал, что к 10-летнему возрасту ребенок достигает трех четвертей своего взрослого роста и начинает размышлять более зрело, видеть все более реалистичные сны и четче понимать разницу между тем, что снится и что случается наяву. Это важно, потому что первый сон после того, как человек засыпает, наиболее ярок и длится примерно 10 минут. Он бывает даже более впечатляющим, чем посулы кандидатов в депутаты, обещающих замечательную жизнь, но не раньше, чем через десяток лет, два парламентских срока или еще какую-нибудь отдаленную дату. Правда, за 10 лет население планеты увеличивается на миллиард, поэтому в такой толпе все легче затеряться от людей, требующих от фантазера исполнения обещаний. В общем, разных десяток вокруг не счесть...
Если говорить вполне серьезно, то я прочел подряд несколько социологических статей, утверждающих, что в любом обществе серьезные решения принимаются примерно 10-тью процентами населения. Это авторитетная часть общества, а все остальные смотрят сериалы по телевизору, верят рекламе и доверчиво идут за упомянутыми 10-тью процентами населения, надеясь, что те выведут их куда надо. Социологи еще утверждают, что в любом обществе есть около 10 процентов очень хороших людей, которых ни за что не собьешь с пути, и около 10 процентов людей мерзких, которых нельзя перевоспитать ни битьем, ни беседами. Судьбы народов зависят от того, кто оказывается во главе похода к будущему в каждый данный момент. Не дай Бог, если это будет «плохая десятка», способная завести в тупик и никуда больше.
Собственно говоря, одно из главных преимуществ демократической системы в том и состоит, что в ней лидеров избирают всенародно, а не назначают. Если недобрый человек проник во власть и власть эта не подлежит ревизии выборами, он втянет на вершину еще несколько таких же, как сам, и жить станет в 10 раз хуже. Как говорят французы: «Всякая пакость найдет свою гадость». Именно поэтому принципы отбора людей, определяющих жизнь, очень важны. Вряд ли дает надежные гарантии американский принцип, согласно которому стать сенатором может лишь тот, кто уже 10 лет побыл гражданином этой страны и его хоть как-то узнали. Наверное, в стране эмигрантов такое возможно, но мы-то дома живем, в основном пригляделись друг к другу, и те самые 10 процентов хороших людей должны бы определиться. Можете их назвать?