В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Не родись красивым

Илья НОЯБРЕВ: «С Нелли Уваровой все происходило по Райкину: «Я ей говорю — она слушает. Дура, закрой рот, я уже все сказал!»

Ольга КУНГУРЦЕВА 23 Мая, 2007 00:00
Известный телеведущий снял cвой первый фильм «Хроники утопленника».
Ольга КУНГУРЦЕВА
Сегодня телеведущего и шоумена Илью Ноябрева на телевидении практически не застать. Он пропадает на студии, где недавно закончил работу над полнометражным художественным фильмом «Хроники утопленника». А сам Илья Яковлевич впервые в жизни выступил в картине сразу в трех испостасях: автора сценария, режиссера и продюсера.

ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ЗРИТЕЛИ СЛУШАЛИ ПУШКАРЕВУ, ОТКРЫВ РОТ»

— Илья Яковлевич, вы попрощались с телеканалом «Интер», потому что получили более выгодные и перспективные предложения или на то были иные причины?

— Передача «Я все про вас знаю», которая ежедневно выходила на «Интере», исчерпала себя. Вдобавок у канала сменился собственник, который назначил новое руководство. Поначалу мы по старинке рассказывали ему о своих планах. На поверку оказалось, что они никого не интересуют. Практически ни у кого из былой интеровской команды ничего не получилось, хотя новые начальники бросили клич: дескать, дерзайте, приносите креативные заявки. По этому поводу я написал две эпиграммы, только они непечатные. Похохотали, и жизнь продолжилась. Я перешел на НТН...

— ...где заявили о себе программой «Красотки». Это вы как продюсер решили попробовать Нелли Уварову на роль ведущей?

— Кандидатуру Нелли предложил Леонид Семенов. Правда, вначале он посоветовался со мной. Я идею принял на ура, поскольку в то время заканчивался сериал «Не родись красивой». На шлейфе сумасшедшей популярности Кати Пушкаревой нам было гарантировано полгода успешной работы. При этом мы отлично понимали: «Красотки» — проект не долгосрочный, а Уварова по своей харизме — не телеведущая.

— Неужели вы, с вашим опытом, профессиональным чутьем, сразу не угадали, что она не потянет?

— Я это увидел, только когда мы начали репетировать. Знаете, если человек занимается делом, которое ему не по душе, он скисает на глазах. И никуда от этого не денешься. Нелли — милейшая девушка, замечательная актриса, профессионал, но телевидение — не ее парафия. Она совершенно не знала людей, с которыми предстояло работать, их судьбы, проблемы, трагедии. К тому же ее изматывали постоянные поездки в чужой город.

— Уварова быстро приняла предложение?

— Нет, долго думала, тянула с ответом. Ее больше всего интересовал даже не финансовый — организационный вопрос: как все будет происходить, сможет ли она постоянно туда-сюда мотаться, каким образом сможет получать текст. Нелли не уставала повторять: «Я не могу приехать неподготовленной».

— Были передачи, которые она как ведущая вытянула или, наоборот, провалила?

— В первые дни ее пребывания в Киеве нас лихорадило. На программу потоком шли фотографы, журналисты — ни пройти, ни проехать. У Нелли ежесекундно брали автографы, ее пытались потрогать, ущипнуть, она не могла протиснуться в студийном коридоре.

— Отличный пиар для программы.

Последнее время Илью Яковлевича часто видят с прекрасной девушкой Машей


— Безусловно. Но всенародная падучая продолжалась три дня, и все в одночасье стихло. Получив свою дозу оргазма от преобразившейся секретарши, СМИ угомонились. Кроме того, НТН охватывает не самую большую зрительскую аудиторию. Появись это шоу на «Интере» или «1+1», резонанс был бы куда более шумный. Да и время выхода программы оказалось неудачным — ее смотрели исключительно домохозяйки и старушки. Зато какую ревность «Красотки» вызвали у московских и киевских телефункционеров! Все в один голос заорали: «Нелли, ты с ума сошла! Почему ты не пришла к нам на «Интер» или к нам на «Плюсы»? Да ты же могла прекрасно выступить в Москве на СТС! Почему выбрала этот непонятный канал?». Мы лишь посмеялись, поскольку никто, кроме нас, не додумался предложить девушке подобный проект, а когда спохватились, было поздно. Вскоре вопрос рассосался сам по себе.

Сегодня у Уваровой много работы в театре, кино. Она востребована и в полном порядке. Ну а ток-шоу, повторюсь, совершенно не ее дело. Ведь вопросы, выписанные заранее, всех проблем не решают. Гость программы может выйти за рамки сценария, ответить невпопад, поставить ведущего в тупик. Тут необходима мгновенная реакция, умение импровизировать, острый ум, чувство юмора, разносторонние знания, хорошая память. Увы, у Нелли Уваровой не получилось.

— Судя по всему, «Красотки» преподали ей хлесткий урок. Кстати, актриса расстроилась, когда узнала, что проект снят с эфира?

— Наоборот, отнеслась с пониманием. Это был эксперимент, и Нелли отдавала себе отчет, что может не справиться. Не стоит сбрасывать со счетов и материальный фактор — Уварова заработала приличные деньги. Кстати, прежде, чем принять наше предложение, она очень долго советовалась с мужем, который в их небольшой семье главный.

«НЕКОТОРЫХ ОДНОКЛАССНИКОВ МЫ ПРИВОЗИЛИ НА ПЕРЕДАЧУ ИЗ АМЕРИКИ»

— Вы уж извините, но порой именно из-за ведущей смотреть «Красоток» было совсем тоскливо. Услышав всем известные в Украине факты, Нелли округляла глаза, 10 раз переспрашивала... Как аудитория это воспринимала?

— Все происходило точь-в-точь по Райкину: «Я ей говорю, а она слушает, я ей говорю, а она слушает... Потом у меня слова закончились: «Дура, закрой рот, я уже все сказал!». Часть зрителей в первое время слушали Пушкареву, открыв рот. «Красотки» стали продолжением ее экранной жизни. Люди наблюдали за волшебным превращением замухрышки в миленькую Нелечку, и по инерции ей многое прощалось. Правда, ничто не вечно под луной.

— Сколько времени передача продержалась в эфире?

— Полгода.

— Отчего почила в бозе еще одна ваша симпатичная программа — «Игра в классики»?

— Причина простая — у канала закончились деньги.

— А ведь хорошая была передача — светлая, смешная, ностальгическая...

— Смею надеяться, не хуже остальных. Делая «Игру в классики», я получал огромное удовольствие. Хотя выяснилось, что собрать вместе бывший класс крайне сложно. Кто-то из одноклассников оказывался легким на подъем, а некоторые категорически отказывались сниматься. Одни соглашались сесть за парту, но при одном условии: «Я ничего говорить не буду». Другие просили не упоминать какие-либо детали, события: дескать, программу будут смотреть их дети. Помню, одна солидная дама возмущенно заявила: «Я что, на всю страну должна рассказать, что начала курить во втором классе?». Зато случались и милые находки. Человек заводился с пол-оборота, втягивался в беседу и попросту забывал, что находится в телестудии.

Уже после первой программы посыпались заявки: «Давайте сделаем передачу про наш класс, и про наш, и про наш тоже...».

— Случались форс-мажорные обстоятельства?

— Конечно. К примеру, Оля Сумская очень хотела собрать однокашников, но нам удалось разыскать лишь трех человек.

— Но Сумская — не киевлянка. Где вы их разыскивали?

— Многих привозили специально, причем не только из городов Украины — даже из Америки.

— За все платил канал?

— По-разному. Кто-то и слушать об оплате не хотел, с радостью приезжал за свой счет. А если у человека такой возможности не было, то все расходы мы брали на себя. Помню, из Ивано-Франковска привезли весь до единого человека класс Виктора Павлика.

— Люди через много лет впервые встречались, причем на съемочной площадке. Как вели себя в первые минуты?

— Многие не виделись с момента выпуска. Представляете их реакцию друг на друга? Чем-то все это дело напоминало программу «Жди меня». Бывало, дозвонимся до нужного абонента, а на другом конце провода возмущение: «Какой еще класс? Я все давно забыл, ничего не хочу вспоминать, гори оно огнем!». А кто-то сразу соглашался. Или решили мы сделать передачу с одной нашей мегазвездой (не хочу называть фамилию). Так что вы думаете — все до единого однокашники наотрез отказались с ней встречаться.

— Бойкот?

— Полнейший. Не знаю, чем она досадила, но ребята оказались непреклонны.

«МЫ ПРИДУМАЛИ ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ СКЛЕРОЗ»

— Много времени уходило на то, чтобы собрать класс?

— Вначале много, дальше появился запас. Бывало, согласятся человек 20, а на съемки придут двое-трое. Но все больше встречались хорошие, дружные классы, причем возраст там был отнюдь не помехой. Съемочная группа хохотала до слез, когда встретился класс Виталия Козловского, где ребятам чуть больше 20-ти. Не меньше она веселилась, когда в студии собрались школьные приятели известного ученого, которым хорошо за 60. Эти бабушки и дедушки вспомнили шуточку: в карман подкладывают сырое яйцо, а затем человека начинают бурно и восторженно обнимать, похлопывать. Эту хохму они умудрились несколько раз повторить в студии, фонтаны яичных струй летели в оператора. Ради этого мы даже пиджаком казенным пожертвовали. Еще придумали специальный приз «Золотой склероз». Он вручался тем выпускникам, которые больше всех вспомнили пикантных моментов.

— Сегодня вы отошли от телевидения и как режиссер снимаете полнометражный односерийный серьезный художественный фильм «Хроники утопленника». Почему не замахнулись на сериал?

— Сериалы — не моя стихия. Не хочу на них жизнь тратить. У нас все по-взрослому. «Хроники утопленника» снимался на пленку 35 миллиметров. В том, что я решил серьезно заняться кино, нет ничего удивительного, моя профессия — режиссер. Вот только шел я к этому делу много лет — думал, готовился. Не могу сказать, что вдруг в один прекрасный день некая блажь мне в голову стукнула: «Быстренько побежали кино делать!».


С актером Валерием Чигляевым, одним из самых замечательных рассказчиков «Золотого гуся»
Ехали мы вместе с ныне покойным Толиком Дьяченко в Одессу на машине. Беседовали о судьбах, семейных перипетиях, о наших мужских делах. Я обмолвился, что нахожусь нынче в том определенном возрасте, который все мужики переживают, и напоминаю себе Федю Протасова из «Живого трупа». Возвращаясь из Одессы домой, Толик вернулся к этой теме: «А что, если пьесу «Живой труп» осовременить? Запросто мог бы выйти телевизионный фильм или телеспектакль». Затем он еще несколько раз меня подстегивал. Вскоре моего друга не стало.

На Новый год, а с этим праздником связана переоценка жизненных ценностей (а еще как раз исполнилось ровно полгода трагической гибели Дьяченко), я решил перечитать пьесу. Перечитал и понял: нельзя переделывать то, что писал пьяный Толстой. Лев Николаевич — царство ему небесное! — творил довольно-таки небрежно, одной левой, не всегда удосуживался даже предложение закончить. Словом, фабула понятна, но все в ней, увы, не про нас. Все другое — время, люди, условия.

К слову, по части техники я полный кретин. В любой машине знаю ровно две кнопки: «Вкл» и «Выкл», а с компьютером и рядом не стоял. Поэтому взял обычную тетрадку, написал первую сцену. Понравилось. Вскоре купил ноутбук. Клацая по кнопкам, параллельно консультировался по телефону: что дальше нажимать. Таким образом освоил Word. Больше всего меня завораживало появление слов на белом экране. И знаете, я понял, что жить без этого уже не могу. Хотя поначалу думал, что через неделю-две надоест. Но герои постоянно дергали меня за рукав: «Как же так? Зачем ты нас бросаешь? Лучше посоветуй, что делать дальше?».

«В НАШЕЙ «АННЕ КАРЕНИНОЙ» ПОД ПОЕЗД СОБИРАЕТСЯ БРОСАТЬСЯ ВРОНСКИЙ»

— В двух словах — о чем фильм?

— Мой герой в один прекрасный момент понял, что с ним творится что-то необъяснимое, и по совету товарищей перечитал «Живой труп». И книга овладела человеком. То, что творилось с Федей Протасовым, как под копирку начало происходить с моим героем, только в наше время. Он пришел к мысли: ежели более 100 лет назад граф Толстой написал про него книгу, значит, это типично, и именно жизнь Протасова ему и надо прожить. Другого выхода нет.

Дочитывая пьесу до конца, он понимает: герой плохо закончит. В какой-то момент необходимо остановиться, если он не хочет повторить путь Протасова. В результате мой герой вроде бы меняет жизнь, но его догоняет рок. Увы, понять судьбу можно, изменить — никогда. Поначалу я на этом и поставил точку. Финал был трагичен.

Кстати, я закончил рукопись день в день в годовщину смерти Толика Дьяченко. Потом рискнул — предложил почитать двум знакомым. Обливаясь слезами, они высказали свое мнение: «Ты не дал своему герою шанс. Это неправильно». И я придумал другой эпилог. В нем все окончательно запуталось, но надежда осталась.

Будучи отравленным писательским делом, за полгода выдал еще два (!) сценария. Они уже куплены и скоро будут реализованы. Первый — «Анна Кей», это «Анна Каренина» наоборот. Время действия — наши дни, вот только под поезд собирается бросаться Вронский. Второй — комедия «Милорд», сказка о переписке английской королевы Елизаветы II с жителями Балаклавы. К созданию этого фильма я приступлю сразу после окончания работы над «Хрониками утопленника».

— В «Хрониках» вы автор сценария, режиссер и продюсер. Значит, и подбором актеров сами занимались?

— Я — один из трех продюсеров. Что касается отбора актеров, то он был возложен на кастинг-директора. С этим связана интересная история.

Однажды я совершенно случайно увидел по телевизору интервью с Гошей Куценко и словно молнией пробило: «Так вот же он, мой Глеб Рязанов, — нервный, рефлексирующий молодой человек!». Через несколько дней Куценко приехал в Киев на гастроли. Я отправил к нему свою дочь Тоню и велел любым способом всучить актеру сценарий. Тоня пробралась к звездному телу и, не мудрствуя лукаво, объяснила: сценарий написан по мотивам «Живого трупа».

Гоша сам никогда рукописи не читает, сразу отдает их своей директрисе, затем вместе они выносят вердикт. Уже на следующий день, в 11 утра, в нашем офисе раздался звонок от Куценко: актер дал согласие сниматься. Еще через день — SMS-ка: «Срочно перешлите сценарий Маше Мироновой. Актриса очень хочет ознакомиться». Переслали, созвонились. Маша начала умолять: «Мне так понравилась ваша трагикомедия. Если можно, я бы так хотела...». Тут я понял, что маму героини уже не может играть Татьяна Васильева, пригласить которую я планировал. Вспомнили о замечательной российской актрисе Любови Поляковой. Правда, начав читать сценарий, она фыркнула: «Живой труп» переписали!». Но, дойдя до конца, прослезилась: «Я вас уже люблю и очень хочу у вас сниматься».

Соответственно, были произведены другие замены: отснялись Александр Лазарев и Светлана Немоляева, Владимир Шевельков. Кстати, когда я услышал о кандидатуре «гардемарина», руками замахал: «Да он же пацан!». Какой там пацан — 45 лет, известный питерский актер, удачливый бизнесмен. Женские роли у нас исполняют молодые киевские актрисы, красавицы. Все съемки проходили в Киеве.

Сегодня съемочный период «Хроник утопленника» закончен. Впереди пять месяцев серьезной работы, дубляж, монтаж.

— От канала «НТН» поступают новые предложения?

— Нет, и вряд ли они поступят. У канала своя жизнь, сегодня он развивается в новостийном ключе. Наверное, это правильно. Не так давно мой друг Дима Харитонов возглавил ТРК «Киев». Он серьезный продюсер, толковый бизнесмен, талантливый человек. Надеюсь, вместе мы создадим ряд хороших проектов. В общем, надеюсь, все самое интересное у меня еще впереди.




Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось