Мир ловил его, но не поймал
История эта началась давно — в 1994 году, причем с нешуточного скандала. Драматург Ярослав Верещак и поэт Александр Вратарев написали пьесу «Мистер Сковорода». Затем на волне сумасшедшей популярности рок-оперы «Белая ворона» предложили ее автору — композитору Геннадию Татарченко — заняться музыкальным оформлением будущего спектакля.
Гена идеей загорелся и ровно через две недели принес кассету с записью полного музыкального сопровождения — песни, арии. Вскоре круг действующих лиц расширился. Богдан Ступка предложил авторам следующее: «Почему бы вам не рискнуть и не предложить «Мистера Сковороду» в еврейский театр «Мазлтов»?». Идею восприняли с восторгом. Как оказалось, на свою голову.
Небезызвестный Георгий Мельский — бессменный руководитель «Мазлтов» — поставил пьесу Вратарева и Верещака на кон и с ее помощью хотел поднять театр, а заодно и привлечь меценатов. Через пару недель после премьеры «Мистер Сковорода» отправился в трехмесячное турне в страны, где проживает украинская диаспора: Австрию, Германию, США, Аргентину, Канаду, Израиль... Завершились заокеанские гастроли неожиданно, как в той песне: «Здравствуй, мама, возвратились мы не все»... Половина труппы осталась в Чикаго. Театр «Мазлтов» накрылся, Георгий Мельский ретировался в Москву, а «Мистер Сковорода» заглох напрочь. Конфуз с невозвращенцами рикошетом ударил и по профессиональному имиджу Геннадия Татарченко.
Минуло энное количество лет, и с ним мы вплотную подошли к серьезному юбилею — 1100-летию первого упоминания в летописи города Переяслава-Хмельницкого (празднование состоится в сентябре этого года). Именно здесь в бурсе преподавал Григорий Саввич Сковорода. К тому же в 2007 году круглая дата у самого Сковороды — 285 лет со дня рождения, так что создателям спектакля все карты в руки.
По согласованию с авторами Вратаревым и Верещаком Татарченко полностью видоизменил пьесу, сам написал стихи и арии, создал новые моменты музыкальной драматургии. В итоге получилось модное ныне «по мотивам». Изначально речь шла о мыслителе Сковороде, но, к сожалению, сегодня куда более актуальна тема предательства.
Главного героя Брамника (современный прообраз Сковороды) все предают от начала до конца: друзья-бурсаки, Меценат, устроивший конкурс на звание «Мистер Сковорода», победителем в котором себя и назначил, Чаклунка — дама приятная во всех отношениях, в которую влюбляется наш герой-романтик и которая легко меняет чувства на обеспеченное будущее с тем же денежным Меценатом.
Действие происходит в наши дни. Это некие кружева, сотканные из обычных историй, страстей, любви. Главный проводник по дороге к храму не кто иной, как сам Григорий Сковорода. Философ, проповедник добра, на могиле которого высечено его же изречение: «Мир меня ловил, но не поймал».
Автор сценической идеи — заслуженный деятель исскуств Украины Николай Краснитский — задействовал в спектакле необычный состав артистов. Наряду с заслуженными артистами Украины — актером Театра имени Ивана Франко Анатолием Гнатюком (Меценат) и певицей Астраей (Чаклунка) — играют студенты Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств.
Помимо законной супруги композитора, на сцену в роли маленького ангела выходит еще и 11-летний Кирилл Татарченко. У Кирюши это не первая роль. Он и в спектакле «Братья Карамазовы» засветился, и у мамы в клипах снимался, да и учится в школе искусств. За работу мальчик получает небольшие гонорары, которые откладывает в специальную коробочку — мечтает о суперсовременном компьютере.