Чтобы помнили
«Есть резон своим полетом вынуть душу из кого-то, и в кого-то свою душу вложить...»
Андрей КРАВЧЕНКО. Специально для «Бульвар Гордона» 29 Октября, 2008 00:00
АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: «ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ — ПОСТУПОК»
— О Леониде Филатове я могу говорить бесконечно, потому что для меня он — символ времени, один из прогрессивнейших умов страны, абсолютно бескомпромисснейшая личность, замечательный друг и во всех отношениях потрясающий человек. Мне нравилось все, что он делал, от начала до конца, Но, пожалуй, наиболее органичны для него были — и абсолютно соответствовали его ощущению! — снятая им в качестве режиссера картины «Сукины дети» и «Успех», где он сыграл режиссера. Это работы о театральном мире, о страстях, которые там бушуют, о том, что он пережил и в Театре на Таганке, и в истории с Эфросом...
Мы с Филатовым дружили, и однажды я попросил его «нарисовать», что он думает обо мне, для моей пластинки «Нарисуйте мне дом». Мне интересно было мнение только тех людей, с которыми я дружил и был душевно близок, — Миши Жванецкого, Юли Семенова, Лени Филатова... Леня написал для моей пластинки добрые слова, за что я ему очень признателен.
Немного спустя я посвятил ему стихотворение «Камикадзе», впоследствии ставшее песней, потому что Леня действительно мог положить жизнь за идею. В любой из наших многочисленных бесед он был абсолютно яростный, увлеченный, неподкупный, непрогибающийся человек. Вся его жизнь — это поступок.
ИРИНА КУПЧЕНКО: «КОГДА ЛЕНЯ УМЕР, Я ПОДУМАЛА: «А СДЕЛАЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ФИЛЬМ О НЕМ?»
— С Леней Филатовым я вместе училась в училище, на курс младше. И Леня уже тогда был каким-то совершенно выдающимся человеком: все время шутил, смеялся, хулиганил, не только блистал на учебной сцене, но и писал прекрасные песни, которые мы пели просто постоянно. В них была такая лирическая нота, словно верхнее «до» тенора — очень сильная и очень глубокая, присущая ему лично.
У него были замечательные лирические стихи. Были и есть, потому что стихи — это то, что, к счастью, остается от актера, помимо того, что есть на экране. Ведь со временем пленки все равно понемногу стираются, а стихи остаются. И я знаю, что Ленины стихи люди до сих пор любят и читают.
Я не была близким другом Лени, мы не общались домами, хотя очень часто пересекались и на съемочной площадке, и вне ее. В картине Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» у меня была небольшая роль, а у Лени — центральная.
Я играла жену филатовского персонажа, который ей изменяет, и во время выяснения отношений должна была в кадре дать Лене пощечину. Понятно, что удар у меня получался не очень убедительно. И перед следующим дублем Рязанов шепнул мне на ухо: «Дай ему как следует!». Я, что называется, влепила, причем так, что у меня даже рука зазвенела. У Лени глаза выкатились, он опешил и даже отлетел! И когда сказали: «Стоп! Снято!», я подошла к нему: «Леня! Прости ради Бога! Ты же понимаешь...». А он вдруг: «Да ты что, Ира! Спасибо тебе огромное! Если бы не ты, у меня, может быть, и сцена не получилась бы!». Много ли вы найдете людей, которые благодарили партнеров за то, что их по-настоящему ударили?
Леня долго болел, очень плохо себя чувствовал, но все это мужественно переносил. Я случайно оказалась в одном санатории с Филатовым буквально в предпоследний год его жизни — он с трудом ходил, ему вообще было очень тяжело. Но его веселье — не истерическое, а настоящее, истинное, свет внутри! — его выделяло.
Он сделал замечательный цикл передач «Чтобы помнили». И это был его чисто человеческий поступок. Не для того, чтобы просто засветиться на телевидении. Все его фильмы об актерах настолько благородны, человечны, в них не было ни капли нынешней рекламной спекуляции судьбами людей, которые уже не могут за себя постоять. Леня искренне хотел, чтобы не забывали актеров — более известных или менее, лучше или хуже. И когда он умер, я подумала: «А сделает ли кто-нибудь фильм о нем?..».
![]() У Леонида Филатова и Нины Шацкой была очень красивая история любви. В последние годы Нина Сергеевна была для артиста не столько женой, сколько мамой и няней |
ЖАННА БОЛОТОВА: «ЛЕНЯ САМ ПОУЧАСТВОВАЛ В СВОЕМ «УБИЙСТВЕ» — КУРИЛ ОДНУ СИГАРЕТУ ЗА ДРУГОЙ И УМУДРЯЛСЯ КУРИТЬ ДАЖЕ В РЕАНИМАЦИИ»
— И Леонид Филатов, и я, и мой муж Николай Губенко служили в одном театре — на Таганке. Леня всегда мне нравился как актер: он прекрасно играл, относился к своему делу ответственно. Особенно помню его Скупого в «Маленьких трагедиях»: в той постановке он, я считаю, был лучшим, хотя репетиции его очень удручали: ему не нравилось решение спектакля, он не принимал душой инвалидных тележек на сцене. И все равно это просто потрясающая его роль!
Но самое главное, что было в Лене, — обостренное чувство справедливости! Потому и во время трагического разлома в театре он встал на сторону ребят-артистов, которых фактически выбрасывали на улицу. Конечно, сам он мог бы прекрасно устроиться — остаться с Любимовым, иметь зарубежные поездки и тому подобное. Славы у него было с избытком, потому что он хорошо играл и в кино, и в театре, но вот это чувство справедливости бурлило в нем, он обязательно должен был встать на сторону униженных и оскорбленных!
И отношение к советскому прошлому у Лени было совершенно конкретное. Помню, как-то он сказал мне: «А ты знаешь, что я был в «Артеке»?». — «Нет, конечно же!» — говорю. «Ты думаешь, туда одни блатные ездили? Нет!». Оказывается, еще школьником, живя в Средней Азии, он вывел особый сорт розы, и за это его отправили в знаменитый «Артек».
Леня был человеком справедливым и не поддавался общему порыву: мол, вот мы сейчас в демократию все побежим, а все прошлое оплюем и охаем. Когда у него был очень сильный «роман» с «Демократической Россией», с демократическими деятелями вроде Гайдара и других, он рассказывал: «Иду в Дом кино через толпу, а мне кричат: «Леня! Леня! Неужели ты с этой сволочью?!». Мне стало так стыдно, что краска хлынула к лицу!». То есть и внутри Дома кино, и на улице стояли вроде бы приверженцы одной идеи, но, как говорится, почувствуйте разницу: одни — внутри, а другие — снаружи, за бортом. И борются по-разному.
Мы встречались очень редко из-за постоянной занятости, поэтому в компаниях практически не бывали, разве что вместе отмечали дни рождения.
Леня тоже много колесил, и помню, как-то из Америки вернулся полумертвый: «Я тебя умоляю, — говорит, — никогда не соглашайся, если будут приглашать в Америку, потому что это — самоубийство! 23 дня, 23 города, на автобусе, на самолете, на бутербродах!». Я отвечаю: «Ленечка, да я там не была никогда и не собираюсь ни в Израиль, ни в Америку!». А он ездил все время, он все, мятежный, хотел бури...
Когда после 1991 года у нас не было ни работы, ни денег, все пропало, как у всех, нам предложили поездки — Надым, Салехард, Сургут. Мы никогда вообще с Колей не ездили ради денег: всегда между работами хотелось немножко отдохнуть, а тут позвонили Вячеславу Тихонову, Алексею Баталову, Армену Джигарханяну. К сожалению, они дружно отказались. Тихонов прямо сказал, что боится самолетов, у Баталова была какая-то медицинская причина, Джигарханян честно сказал: «Жанна, я еду в Америку к своим армянам!». Хотя деньги платили за эти выступления одинаковые, но Америка есть Америка, а Салехард — это немножко другое... А Леня Филатов согласился и поехал, хотя был уже не очень здоровым человеком. Успех он имел необыкновенный, читал и своего «Федота-стрельца», после чего можно было просто тушить свет и уходить.
Конечно, их любовь с Ниной Шацкой поэтическая, удивительная. Нина все годы болезни Лени была ему и мамой, и няней. То есть, с одной стороны, счастливая жизнь, а, с другой — трагическая.
Хотя Леня, в общем, и сам поучаствовал в своем «убийстве», потому что курил одну сигарету за другой. Я со своей астмой просто не могла находиться долго с ними рядом, у меня начинали глаза на лоб лезть. Он и Нина рассказывали, что приходили со спектакля вечером и часов до двух ночи просто сидели и дымили.
Когда Леня лежал в реанимации в Чазовском институте, весь в трубках, через которые ему вводили внутривенные лекарства, мы с Колей приехали к нему. Он и там умудрялся курить: вокруг него стояли баночки, в которые он все время совал окурки. Ему говорили: «Леня, ты же в реанимации! Как же так?! Ведь рядом — через занавеску — больные!»... Это было страшно, ужасно, но никто ничего с ним не мог сделать! Человек сгорел! Помните: «Свеча моя о двух концах еще до утра сгорит, но скажет друг и скажет враг — пылает, а не коптит». Это сказано точно про Леню.
ВЛАДИМИР ИЛЬИН: «ЖИЗНЕННЫЕ МЕЛОЧИ ЕГО АБСОЛЮТНО НЕ ВОЛНОВАЛИ — ОН БЫЛ ПОГРУЖЕН В СТИХИЮ РАБОТЫ»
— Леня был очень юморной человек, причем этот юмор жил у него внутри. Во время работы над фильмом «Сукины дети» в последний съемочный день я на радостях позволил себе засадить стаканевича с одним очень классным человеком. А потом вдруг потребовалось снять еще один дубль. Ну, думаю, все, кранты! Но, кое-как собрав себя в кучу, все же отыграл. После чего Леня посмотрел на меня из-под бровей своим прищуренным взглядом и произнес: «Володя, а теперь можно еще раз то же самое, только по-русски!..».
Могу сказать одно: Леня был отдельный гениальный человек, который занимался именно искусством! Вот я, например, всю жизнь занимал и потом отдавал долги, а его совершенно не волновало, есть у него долги, нет у него долгов или, может, у него их никогда и не было. Он настолько был погружен в стихию работы, что жизненные мелочи его абсолютно не интересовали, поэтому я по-хорошему ему очень завидовал, и вся моя семья очень его любит.


Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Разделение на самцов и самок — самое невероятное, что придумал на небесах бородатый дедушка»
«Есть резон своим полетом вынуть душу из кого-то, и в кого-то свою душу вложить...»
Муслим МАГОМАЕВ: «Милиция меня до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале — увы, не всегда»
Джиллиан Андерсон родила третьего ребенка, а Чарли Шин четвертый раз станет отцом
Легендарная Катрин Денев отпраздновала 65-летие на съемочной площадке, а ее сын — в Киеве
Анна Седокова застраховала тело на 500 тысяч долларов
Финансовый кризис ударил по гардеробу Елизаветы II
«Есть горький холод в песне лебединой, лебединой... Прощай, любимый, мой неповторимый!. Невозвратный, прощай!»
«Свадьба» Путина и Кабаевой обогатила Юрия Лужкова на четыре тысячи долларов
Анастасия Волочкова рассталась с мужем из-за йоги
Мы богаче всех?
Раша, гуд бай!
Майя ПЛИСЕЦКАЯ и Родион ЩЕДРИН: «И с высоты вам шлем привет!»
В зоне особого внимания
Украинская неделя моды завершилась кризисом
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги